Образовательная ситуация "Робот с планеты Железяка"
Автор: Фролова Татьяна Борисовна
Описание: образовательная ситуация по изобразительной деятельности в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования штампами ластика.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Тема: "Робот с планеты Железяка"
Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования штампом ластика.
Задачи: - развивать умение ориентироваться на листе бумаги, оставляя отпечатки в определенной последовательности;
- формировать у детей представления о вариативности использования ластика, как материала для рисования.
Предварительная работа: чтение книги Кира Булычева «Путешествие Алисы», посещение памятника «Птица Говорун» (для жителей г. Вологда), совместно с родителями просмотр мультфильма Романа Качанова «Тайна третьей планеты», рисование узоров на тарелочке, полотенце и т. п. штампом ластика.
Методическое и дидактическое обеспечение: лист формата А4, гуашь, ластик, простой карандаш с резинкой на конце, кисть (или фломастеры), плоский поддон, стакан-непроливайка (добавить для п.2 линейку, цветную бумагу).
Ход:
1. Введение в ситуацию: дети стоят у мольберта, к которому прикреплена фотография скульптуры птицы Говоруна.
Воспитатель: - Ребята, в нашем городе есть необычный памятник (показывает фотографию). Как зовут этого героя книги Кира Булычёва?
Дети: - Это железная птица Говорун.
Воспитатель: - Молодцы. Сегодня Говорун получил от своих друзей роботов с планеты Железяка (а именно они помогли отремонтировать птице крыло) в подарок картину. Он очень хотел показать её нам, но по дороге порвал, так как у него железные крылья и клюв. (Воспитатель показывает порванный на две части рисунок роботов). Говорун очень просил вас сделать такой же рисунок. Вы хотите помочь Говоруну?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Что для этого вы должны сделать?
Дети: - Мы можем взять краски и нарисовать всё снова.
Воспитатель: - Вы сможете это сделать?
Дети: - Да.
2. Актуализация знаний и умений
(дети переходят к столу, на котором находятся материалы для работы)
Воспитатель: - Давайте выберем материалы, которые нам понадобятся для работы. (дети называют необходимые материалы:кисть, гуашь и прочее, а педагог задает детям вопросы, например: «Для чего нам нужна кисть?», «Что мы будем ею делать?» для того, чтобы дошкольники смогли понять способы и пути достижения своей «детской» цели).
3. Затруднение ситуации
(дети садятся за столы).
Воспитатель: - Ребята отгадайте загадку:
Нет руля и нету шин,
Но я – родственник машин.
Хоть с квадратной головой,
Я почти как вы, живой:
Я стою и я хожу,
Кто захочет, с тем дружу.
Пусть немного твердолобый,
Но я очень добрый ... (робот).
Давайте ещё раз внимательно рассмотрим части порванной картины. Сколько изображено роботов (2)? Похожи ли они на человека? Есть ли голова, туловище и т. п.? (да) Рассмотрим руку робота. Из каких геометрических фигур она состоит (прямоугольники)? А нога (тоже прямоугольники)? А эти прямоугольники похожи друг на друга или они все разной длинны и ширины (похожи)? Как же нам нарисовать столько одинаковых прямоугольников? (ответы детей).
4. «Открытие» нового способа действий.
Воспитатель предлагает ещё раз обратить внимание на те вещи, что остались лежать на столе (если дети не выбрали ластик в п.2) или (если выбрали ластик) подумать, какой из выбранных предметов имеет прямоугольную форму. Похвалить детей за «открытие» ластика как оборудования для рисования, а не корректировки изображенного.
Воспитатель: - Чтобы выполнить эту непростую работу нам следует самим превратиться в робота.
Выполняется физкультминутка:
Робот делает зарядку
И считает по порядку.
Раз – контакты не искрят, (Движение руками в сторону.)
Два – суставы не скрипят, (Движение руками вверх)
Три – прозрачен объектив (Движение руками вниз.)
И исправен и красив. (Опускают руки вдоль туловища.)
5. Включение нового способа действий в систему знаний ребенка.
Непосредственно рисование робота.
а) Рисуем кистью поверхность планеты Железяка. Даем высохнуть.
б) Гуашь наливаем в поддон, опускаем в неё ластик и ставим отпечатки, рисуя робота снизу вверх.
в)Точно также рисуем робота-малыша
г) С помощью ластика на карандаше рисуем солнце (чтобы удалить желтую гуашь с ластика карандаша достаточно протереть его влажной салфеткой).
д) Тонкой кистью (фломастером) рисуем антеннки у робота на голове и "суставы".
е) В конце ластиком на карандаше изображаем облака и цветы.
6. Осмысление.
Беседа воспитателя с детьми для понимания пути достижения воспитанниками «детской» цели по вопросам:
- Чем мы сегодня занимались?
- Кому помогли?
- Как это удалось сделать?
- Чем и как научились рисовать?
Демонстрация работ родителям.
Рекомендуем посмотреть:
Урок рисования в подготовительной группе. В зимнем парке
Рисование солью и гуашью в детском саду
Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Старшая - подготовительная группа
Нетрадиционная техника рисования для детей по теме Зима
Похожие статьи:
Познавательное занятие в старшей группе