Внеклассное мероприятие в начальной школе "История изобретения автомобиля". Конспект с презентацией
Внеклассное занятие "Автомобили, автомобили..."
Цель: познакомить с историей создание автомобиля Задачи:
- показать роль автомобиля развитие нашего государства;
- развивать смекалку, внимание, память, мышление. Оборудование: презентация «Автомобили, автомобили…», оборудование для проведения конкурсов(две машинки, кегли, карандаши, листы бумаги, щепки, «Дорожные чайводы», рисунки), запись песен: «Песенка фронтовых шофёров», «Папа купил автомобиль», «Гимн автопробега»
Ход занятия
(Слайд 1) Звучит песня «Папа купил автомобиль»(муз. Пугачова А., сл. Милявский О.)(слайд 2)
Сегодня речь пойдет, как вы уже догадались, об автомобиле. Передвигаясь с места на место, человек всегда стремился избежать применения собственной физической силы. Ещё 5000лет назад человек использовал повозки, запряжённые лошадьми, быками или другими крупными животными. (слайд 3)
Слово «автомобиль» греческого происхождения. В Древней Греции слово «сам» произносилось – «аутос», а слово «подвижный» на латинском языке звучало – «мобилос». Вот и сложилось новое название «авто-мобильный, то есть самодвижущийся. (слайд 4)
А началось все с них: Что мне сказать о них?
Четыре друга.
Что мне сказать о них?
Четыре круга.
Что мне добавить?
Бегут друг за другом. (колесо)(слайд 5)
Археологами найдено много деревянных колес. Они были известны людям ещё до нашей эры. Все древние колёса составлены из двух-трех полукружий, скреплённых планками. Позднее в них стали вырезать дырки, чтобы облегчить вес, и они стали решетчатыми. Располагали брусья лучеобразно или крест – накрест. Затем дерево в распаренном виде стали гнуть, превращая его в колесо, а на обод надевать кожаные шины.
Первый конкурс. Считалка «Ехала телега»(слайд 6)
Играют все члены команд. Стоя по кругу ведущий начинает считалку словами: «Ехала телега. Сломалось колесо. Сколько гвоздей на починку ушло?» на ком считалка остановилась, тот называет любую цифру, например 13. Ведущий отсчитывает 13 играков. Тринадцатый выбывает. Игра продолжается до последнего игрока. (Слайд 7)
С изобретением паровой машины изобретатели попытались установить её на телегу. Франц Кюньо в 1869 году сконструировал и поставил на платформе телеги паровой котёл. Котёл, как горшок на ухвате, висел впереди телеги. Чтобы в котле создавалось давление, надо было каждые 15 минут останавливаться и разжигать топку. Это отнимало столько же времени, сколько перед этим длилась поездка. Паровые машины были ненадёжны в эксплуатации, но они сыграли важную роль на пути создания автомобиля. От тех времён нам осталось лишь слово «шофер», что по-французски означает «кочегар». И хотя на современном автомобиле нет ни котла, ни топки, водителя и сегодня называют шофёром.
Второй конкурс «Лучший шофёр»(слайд 8)
Ежедневно спозаранку
В руки он берёт баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест её никак! (водитель)
К двум машинкам привязывают длинные нитки, на их концах карандаши. Игрок по команде ведущего наматывают нитку на карандаш. Побеждает тот, кто быстрее смотает всю нитку.
Ученик: Я шофёр и в рейсах многих
Жил я дольше, чем в дому.
Собираюсь я в дорогу,
Проверяю, что к чему.
Встал сегодня утром рано:
Подготовить надо всё.
Взял набор ключей, рубанок,
Запасное колесо.
Монтировку взял с домкратом,
Бухту троса положил,
Термос с чаем взял, ребята,
И про вилы не забыл.
Взял сапёрную лопату,
Взял продукты и топор.
Всё что нужно взял, ребята?
Не забудьте, я – шофёр.
- Сколько вещей взял водитель? (11 вещей)
- Все ли предметы пригодятся в дороге? (рубанок)
Эпоха автомобилей всерьёз началась с изобретения двигателя внутреннего сгорания. Первые образцы возникли ещё в 1850-х гг., однако лишь в 1880-х благодаря деятельности Готлиба Даймера появились небольшие легкие двигатели. Будучи в России, он нашел лёгкое топливо из нефти на одном из заводов, где придуман бензин. Так был создан первый двигатель и первый автомобиль работающий на бензине
В то же время в соседнем немецком городке другой изобретатель Карл Бенц так же построил самодвижущую повозку. Они не были даже знакомы, но в дальнейшем их фирмы слились и стали всемирно известной компанией «Даймлер – Бенц». А бензин, который раньше продавали в аптеке, перешёл в баки автомобилей. Бенц и Даймлер начали продавать автомобили в конце 1890-х гг. Первый автомобиль с задним приводом и двигателем спереди появились в 1891 г. управлять тихоходными автомобилями было нелегко, они делались вручную, поэтому стоили дорого. (слайд 9 )
Для обычного человека автомобиль становится доступным с 1908 г., когда в США появился «форд» модели «Т». этот маленький автомобиль делали на конвейере, его производство обходилось дешево, а стоимость покупки была невелика. (слайд 10 )
Многие наши современники прибывают в полной уверенности, что дореволюционная Россия была «отсталой аграрной страной». А между тем эта «отсталая» страна в конце Х1Х века входила в десятку ведущих держав мира по количеству имеющихся автомобилей, хотя следует признать, что основная их масса была не собственного производства. Среди историков российского автомобильного транспорта считается установленным тот факт, что первым автомобилем с двигателем внутреннего сгорания в Россииской империи бала машина французской марки «Панар-Левассор», привезённая 1891 г. редактором «Одесского листка» Василием Навроцким. Согласно исследованиям специалистов Конюшенного музея (музей автомобильного транспорта в Санкт-Петербурге), первый автомобиль в столице Российской империи 9 августа 1895г., причём в конце того же года в столицу было ввезено ещё несколько автомашин. Исследования Музея истории Москвы показывают, что в первопрестольной автомобиль появился только в 1899г. (Слайд 11)
В России почетное место принадлежит русскому лейтенанту военно-морского флота Евгению Александровичу Яковлеву. Изобретённый им мотор на всемирной выставке в Америке был отмечен призом. А затем он вместе с владельцем каретных мастерских Петром Александровичем Фрезе в 1896 году построил первый автомобиль. (слайд 12)
Третий конкурс «Автомобиль будущего»(слайд 13)
За 3 – 5 минут участники должны нарисовать автомобиль, неизвестный до этого времени. Побеждает тот, у автомобиль интереснее.
Впервые советская грузовая машина появилась в 1927г. Скорость её была 42км/ч, а груз могла перевозить весом 1500 кг. (Слайд 14)
В 30-х годах в России начался массовый выпуск автомобилей ГАЗ – 42. Топливом служил газ – продукт перегорания древесных чурок. Запас древесных чурок хватала на 80км пробега. Было выпушено 33840 автомобилей.
Большое количество автомобилей вынуждает к строительству дорог.
Четвёртый конкурс «Сбор топлива»(слайд 15)
Собрать и перевезти чурки для топки. Побеждает собравший больше «чурок».
В годы Великой Отечественной войны машины оказали неоценимую помощь голодающим жителям Ленинграда. (слайд 16)
Ученица: Дорогой жизни шел к нам хлеб.
Дорогой дружбы многих к многим.
Ещё не знают на земле
Страшней и радостней дороги.
Казалось, что конец земли
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив ещё. Он рядом где-то.
Ученик: - На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И вот – в бензин руки он
Смочил, поджёг их от мотора
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри
Примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарни – до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре..!
Народ назвал её дорогой жизни
По тонкому льду поначалу пустили только запряженные лошадьми сани, поклажа мизерная: два – три мешка.
Незабываем первый рейс 804-го автобата. Впереди шел «пикапчик» комбата. За ним во главе с командирами рот только полуторки – легкие полуторатонные «газики». Первыми ехали лучшие водители. Замыкали колонны ремонтные летучки со старшинами.
Ориентировались только на точки красных линейных фонарей. Машины двигались с интервалом сто метров. Лед поблескивал от света, исходящего из щелей фар, только вблизи.
Обе дверки машин открыты – таков приказ. Собьёшься с пути и конец, сорвешься в бездну полыньи или воронки.
Водители ощущали колыхание непрочного льда. Трещины лучинами расползались в разные стороны. Организмы мобилизовыванных до предела – слабость и голод. Доехали! Несмотря ни на что!
Горьковский автомобильный завод стал «кузницей» поставляющей машины. В кратчайшие сроки завод перестроился и начал давать фронту военную технику. На место ушедших на поле битвы мужчин встали женщины, подростки. Выполняя задания фронта, люди сутками не выходили из цехов. За годы войны завод стал настоящей кузнице оружия: танки, самоходные установки, бронеавтомобили, боеприпасы, и даже легендарные «Катюши» и многое другое вооружение рождалось в цехах. На разбитых фронтовых дорогах горели полуторки и самоходки, уходили под лед на Ладоги, спасали жизнь людей.
В 1946 году с конвейера Горьковского автозавода сошёл новый легковой автомобиль модель М-20. Мощность двигателя до 52 лошадиных сил развивающий скорость до 105км/ч. В народе она больше известна как автомобиль «Победа». (слайд 18)
Звучит песня: «Песня фронтовых шофёров»
Пятый конкурс «Гонщики»(слайд 19)
На определенной дистанции устанавливаются кегли. Участники должны провезти автомобиль за верёвочку, мимо этих кеглей. Главное – быстро пройти дистанцию и не уронить ни одной из кегли.
29 января в нашей стране отмечается День изобретения автомобиля. В этом году свой юбилей отмечает самый известный автомобиль в нашей стране. 40 лет со дня выхода с конвейера первого «Запорожца».(первый автомобиль появился 1970 году)(слайд 20)
Шестой конкурс «Марки автомобилей»(слайд 21)
За 2 минуты команды должны написать марки отечественных и зарубежных автомобилей. Побеждает команда, у которой список длинней.
Ученик: На улице нашей
Машины, машины –
Машины малютки,
Машины большие.
Спешат легковые,
Фырчат грузовые, -
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
Седьмой конкурс «Какие это машины?»(слайды 22 – 25)
Мимо
Машина
С красным крестом
На помощь больному
Помчится бегом.
Особенный цвет:
Как будто
Халат белоснежный
надет. (скорая помощь)
Следом
Машина –
Бывалый солдат.
Пушки ее
Наготове стоят.
С огнём вступает
В решительный бой.
Чем заряжаются пушки?
Водой! (пожарная машина)
По проспекту к магазину
Едет медленно машина.
Какая осторожная, -
Она везёт пирожное! (продуктовая машина)
Звонкий дождик проливной
Застучал по мостовой.
Нет ни тучки,
Ну и что ж,
На колёсах едет дождь! (поливальная машина)
Чудо-дворник перед нами
Загребущими руками
За одну минуту сгрёб
Пре огромнейший сугроб. (снегоочиститель)
Длинной шеей поверчу –
Груз тяжёлый подхвачу.
Где прикажут – положу,
Человеку я служу. (Машина – автокран)
И ещё один юбилей отмечается во всём мире. 50 лет со дня изобретения Нильсо Боумином ремня безопасности. (1960 год)
Седьмой конкурс «Дорожный чайнворд»(слайд 26)
Вот и закончилось наше мероприятие. Мы попроси жюри подвести итоги и объявить победителей. Автомобиль наш верный помощник и верный друг, но иногда может послужить источником многих бед. А чтобы это не случилось в заключение напоминаем правила безопасного поведения на дороге. (слайд 27)
Учащиеся читают стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».
Асфальтом улицы мостятся,
Автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекрёсток-переход.
Есть сигналы светофора
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зелёный свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Идти вперёд! Порядок знаешь,
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит:
Стой! Опасно! Путь закрыт.
Леша с Любой ходят парой,
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол хорошая игра,
На стадионе детвора.
Хоккей – на люду зимой,
Но не играй на мостовой.
Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади,
За движением следи.
Экзамен важного значенья
Держи по правилам движенья.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твёрдо запомните правила эти!
А теперь небольшая викторина для зрителей (слайд 28)
Давайте проверим ваши ответы (слайд 29)
Звучит песня «Гимн автопробега» (муз. Маврин С., Дубинин М., сл. ПушкинаМ.)(слайд 30)
Список литературы:
1. Вайнер Б.Г. Дорожные шарады и метаграммы // Чем развлечь гостей. 2006 №2.
2. Калинина Ю.М. «Удивительные» вещи: Научно-популярное издание для детей. М.: Росмэн - пресс, 2005.
3. Классные часы: 3 класс/ Авт.-сост. Н.Н. Дробнинина. М.: ВАКО, 2008. (Учебный год).
4. Максимова М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. М.: ТЦ Сфера, 2002 (Серия «Вместе с детьми»)
Автомобильные рекорды.
• Быстрее всех на автомобиле вокруг света объехал Гэрри Соуерби (водитель) и Кен Лэнгли (штурман) из Канады. Они проехали 43030 км за 74 дня 1 ч 11 минут на автомобиле марки «Вольво – 245ДЛ».
Выехав 6 сентября из Торонто, они отправились на запад и, проехав 4 континента и 23 страны, закончили своё кругосветное путешествие 19 ноября 1980 года.
• В 1910 г. появилась необходимость ввести правила дорожного движения, чтобы машины не врезались в лошадей, прохожих и друг друга.
• Самый большой легковой автомобиль Бугатт Ройал, тип 41, известный также как Золотой Буггати, был впервые выпущен в 1927 г. При длине 6,7 м, длина капота превышает 2,13 м. он оборудован 8-цилиндровым двигателем объёмом 12,7 л.
• Самый длинный легковой автомобиль 26-колёсный 30,5-метровый лимузин был сконструирован Джеем Орбергом из Бербанка, штат Калифорния, США. Он снабжён плавательным бассейном с трамплином и огромной водяной кроватью.
• Самый опытный «хич - хайкер» Штефан Шлай из Ратингена, Германия, с 1972 г. проехал автостопоп в общей сложности 807500 км.
• Рекорд скорости для электрических автомобилей 11 марта 1994г. автомобиль Импакт компании «Дженерал Моторс», управляемый англичанином Клайвом Робертсом, развил скорость 295,832 км/ч на двусторонней километровой дорожке полигона в Форт-Стоктоне, штат Техас, США.
Презентация на тему: История изобретения автомобиля "Автомобили, автомобили..."