Час общения в начальной школе. Радость. Как её доставить другому
Данное занятие должно помочь младшим школьникам понимать себя, взаимодействовать со сверстниками и найти свое место в школьной жизни.Оно будет интересно учителям начальных классов, школьным психологам, социальным педагогам.
Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения радости.
Задачи:
• Обучать распознаванию и описанию своих чувств, чувства радости.
• Формировать уверенность в себе и своих чувствах. Способствовать снижению тревоги.
• Развитие метапредметных универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
• Учиться отреагировать свои чувства в отношении окружающих.
• Определять и формулировать цель в совместной работе с помощью педагога.
• Строить речевое высказывание в устной форме.
Познавательные УУД:
• Находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, музыке, рисунок).
• Делать выводы в результате совместной работы в группе.
• Учиться графически, оформлять изучаемый материал.
• Моделировать различные ситуации.
• Усваивать разные способы запоминания информации.
Коммуникативные УУД:
• Учиться позитивно, проявлять себя в общении.
• Учиться договариваться и приходить к общему решению.
• Учиться понимать и выражать эмоции.
Материалы: бумага формат А-4, краски, цветные мелки.
Оборудование: изображения кроны дерева «Чувство», изображение неопределенных фигур, два набора цветных магнитов по количеству детей, в соответствии цвет-настроение, магнитофон, диск с музыкальными произведениями
Э.Грига «Бабочки» Ход занятия:
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Мне приятно видеть сегодня вас здесь. За окном свети яркое солнце, а мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на наше занятие.
Упражнение «Создание настроения»
Подойдите и выберите магнит одного, такого цвета, какое настроение вы испытываете сейчас и прикрепите его на наше дерево «Чувство».
Каждое настроения имеет свой цвет, с его помощью вы передали, ваше настроение сейчас. А теперь мы узнаем ваше настроение.
Выбравшие красный цвет испытывают восторг, оранжевый – радость. Желтый говорит о приятных чувствах, зеленый указывает на спокойствие. Синий цвет подсказывает, что среди нас есть те, кто грустит, у выбравших фиолетовый – тревога. Ребята, поставившие коричневый чувствуют обиду, а черный - страх. У большинства присутствующих радостное или хорошее настроение, но есть и те кто, чем-то встревожен или опечален.
2. Актуализация знаний. Упражнение «Муха»
Предлагаю всем встать в круг. Сейчас я до каждого дотронусь «волшебной» палочкой и «замораживаю» вас. Представьте себе, что вам на нос села муха. Прогнать её можно только движением носа. (Муха перелетела с места на место: вот она села на глаза, губы, щеку, лоб, подбородок и т.д.)
- Скажите какое чувство вы испытали, выполняя нашу разминку? (ответы детей)
- Где родилась эта радость? (ответы детей)
- Может ли эпиграф нашего занятия помочь вам сформулировать, чему мы сегодня будем учиться. (дети высказывают свои предположения)
Все наши радостные чувства – это мы сами! Именно в нас самих зарождаются все виды и оттенки радостей, хорошие мысли, прекрасное настроение.
Радость — положительная эмоция - веселье, удивление и счастье. Радость это внутреннее чувство удовольствия, приятного, вследствие желанного случая. Сегодня мы будем учиться, делится радостью друг с другом.
3. Практическая часть.
1.Упражнение «Мяч».
Сейчас мы с вами продолжим учиться создать более хорошие настроение у своих товарищей и самим себе . Для этого Я прошу вас встать в круг и передавать по очереди мяч, при этом говорить своему соседу добрые слова (ласковый, милый, верный, веселый и т.д.).
Вот мы сейчас с вами настроились на хорошие чувства и выражали их словами. Но чувства можно выражать и с помощью мимики, давайте попробуем.
2.
Упражнение «Выражаем чувство мимикой и движением».
Сейчас, мы отправляемся на «Фотоохоту»
Один из вас будет превращаться в какое – либо животное двигаться по классу. Другой постарается повторить его движения и мимику. Третий – фотоохотник – командует: «Раз, два, три, фотография – замри!» Замирают оба ученика: и животное и его фотография. Остальные определяют, насколько фотография получилась похожей на оригинал.
- Скажите, а кто знает, как можно доставить радость другому человеку, с помощью чего?
Дети высказывают предположения о том, как можно доставить радость другому человеку: попытаться рассмешить, сказать добрые слова, подарить подарок и т.д.
Мы с вами сегодня говорим о радости и радостных чувствах, таких, как веселье удивление, счастье. Давайте попробуем охарактеризовать, какое изображение больше подходит, к какому чувству.
3.
«Неопределенные фигуры».
Ведущий показывает неопределенные фигуры, ребята придумывают, какой фигуре можно отнести такие чувства как: веселье удивление, счастье, радость. Обсуждение.
Ребята мы с вами передавали свои радостные чувства словами, мимикой, а теперь попробуем передать с помощью цвета и красок. Чтобы ваши чувства были яркими, и вы смогли их лучше передать, предлагаю вам для начала настроиться на данную работу.
4.
Релаксация «Мысленная картинка». Звучит муз. Э.Грига «Бабочки»
Сядьте поудобние, раслабтесь, руки положите на колени, закройте глаза и пока звучит музыка, мысленно представьте себе свое чувство радости, на какой предмет оно похоже, какой у него цвет, размер.
Музыка закончилась, медленно откройте глаза, и перенести ваше чувство на бумагу с помощью красок.
5.
Упражнение «Рисунок- чувство».
Дите рисуют свои чувства, какие они испытывают в данный момент. Обсуждение.
6.
Упражнение «Создаем настроение» (повтор)
Мы сегодня с вами говорили о разных чувствах радости, изображали их мимикой, цветом.
В начале нашей встречи я просила вас украсить наше дерево. Вы отобразили с помощью цвета то настроение, с каким вы пришли на занятие. Сейчас я вновь прошу вас подойти и взять квадратик такого цвета, какое настроение вы испытываете сейчас после занятия и положите его на наше дерево и сравнить их, какие изменения произошли в них. Обсуждение.
7. Подведение итогов, рефлексия.
Радость можно выразить различными способами: словами, мимикой, а также с помощью цвета, т.е. на бумаги с помощью красок. Тем самым передать свое настроение.
- Закончить нашу встречу хочу словами нашего земляка Тобольского Исая Григорьевича «Ищите радость».
Ищите радость! Отправляйтесь в рощи,
Шагайте в горы,
Шествуйте в поля.
Торжественней,
Таинственней
И проще
Там говорит
И думает земля.
Сгребайте звёзды
Добрыми руками,
В простом зерне
Ищите колдовство.
Меж человеком,
Деревом
И камнем
Отыскивайте
Кровное родство.
И, удивленьем
Сердце переполнив,
Учитесь ласке
У речной волны,
Крутому гневу –
У грозы и молний,
Спокойствию –
У мудрой тишины.
Список литературы:
1. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 -4). – 6-е изд. – М.: Генезис, 2014. – 312 с.
2. Хрестоматия для учащихся начальной и средней школ: саратовские писатели – детям/Ассоциация саратовских писателей, Саратовский государственный социально-экономический университет. – Саратов, 2007. – 592 с. – 40 ил.
Рекомендуем посмотреть:
Классный час в начальной школе на тему Доброта
Классный час в начальной школе "Зачем нужен друг?"
Классный час в начальной школе "Дал слово - держи его"
Конспект классного часа на тему Семья в начальной школе
Похожие статьи:
Открытый классный час в начальной школе по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
Классный час для начальной школы. Наши древние предки
Классный час во 2 классе на тему: Дымковская игрушка
Классный час в начальной школе. День работников газовой промышленности