Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе. Деепричастный оборот

Конспект открытого урока русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот. Знаки препинания в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами».
Данные Автора
ФИО Мельникова Татьяна Григорьевна.
Место работы МБОУ СОШ №41 "Гармония" г.о. Самара.
Город Самара.
Должность учитель русского языка и литературы


Предлагаю конспект комбинированного урока по русскому языку в 7 классе по УМК Т.А.Ладыженской, который можно использовать при изучении новой темы "Деепричастный оборот", опираясь на знания, полученные при изучении темы "Причастный оборот".

Тип урока: комбинированный

Главная дидактическая цель:
Научить учащихся самостоятельно находить в предложении деепричастный оборот.
Воспитательная цель:
Повышать индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда.
Образовательные цели:
1. Сформировать учение обособлять деепричастный оборот и графически обозначать.
2. Научить учащихся аргументировать свои действия при постановке знаков препинания при деепричастном обороте.
3. Повторить обособление причастных оборотов.
Развивающая цель:
Способствовать развитию монологической речи.
Оборудование урока:
Репродукция картины: И. Левитан "Осень", А.Саврасов "Осень. Сокольники", И.Шишкин "Осень", плакат «Правила аукциона», жетоны, проектор, интерактивная доска, ноутбук.
Ход урока:
1. Словарная работа.
Слово учителя.
-Идёт последний осенний месяц.
Унылая пора! Очей очарованье
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье…
- Составьте 5 словосочетаний «причастие + существительное» по теме «Осень». А в этом нам поможет репродукция картин известных художников: И. Левитана "Осень", А.Саврасова "Осень. Сокольники", И.Шишкина "Осень".
(усыпанные листьями дорожки, осыпающаяся листва, желтеющие листья, дующий ветер, моросящий дождь, замёрзшие лужи, плывущие по небу тучи, синеющее небо)

2. Фронтальный опрос (аукцион)
Правила аукциона (плакат)
1. Работа коллективная, но говорят по очереди при полной тишине.
2. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
3. Каждый может сказать только одно правило или предложение.

- Что такое деепричастие?
- Что общего у деепричастия с глаголом? (вид, общее лексическое значение, вопросы, напоминающие вопросы глаголов)
- Что общего у деепричастия с наречием? (не изменяется)
- Какова синтаксическая роль деепричастий? (в предложении является обстоятельством)

3. Проверочная работа (по вариантам)

- Найдите предложения, в которых есть глагольная форма, обозначающее добавочное действие к основному (деепричастие)

1 вариант
1. Космонавт слушает и улыбается.
2. Стаи птиц хлопают крыльями и поднимаются вверх.
3. Фонарь мигал и тускло освещал улицу.
4. Жёлтые листья, слабо колеблясь, падают на землю.

2 вариант
1. На дорожках лежат листья, печально шурша под ногами.
2. Приземлившиеся парашютисты окружили товарища.
3. Птицы изогнули длинные шеи и поднимаются вверх.
4. Я открыл окно и залюбовался видом.

- Запишите эти предложения в тетради (2 ученика у доски)

Вывод: Основное значение деепричастий - дописывать, дорисовывать основные действия.

4. Объяснение нового материала
На интерактивной доске:

- Составим опорный конспект (таблица на интерактивной доске) (составляется, опираясь на знания ребят о причастном обороте)

5. Задание ЕГЭ (А – 5)
- Найдите правильное продолжение предложения
Сидя в кресле,
1) ко мне подошла сестра.
2) свет должен падать слева.
3) Наблюдаю за играющими малышами.
4) Низко наклоняется голова.

Главное правило –
исполнитель (подлежащее) - один (и основного действия и добавочного).
Правильный ответ 3.

6. Закрепление.
Упражнение 136 (письменно)

7. Итоги урока:
- Что такое деепричастный оборот?
- Как он выделяется на письме?

8. Домашнее задание:
Выучить опорный конспект,
Упражнение 163 (на оценку «5»)
Упражнение 167 (на оценку «3»).

Анализ урока русского языка в 7 классе по теме: «Деепричастный оборот. Знаки препинания при нём»
На уроке были поставлены учителем учебные задачи, ориентированные на формирование деятельности, а не передачу информации. Задания, выполняемые на данном уроке, носят в основном продуктивный характер: дети сами формировали понятия по новой теме, опираясь на полученные ранее знания и умения по теме «Причастный оборот. Знаки препинания при нём». В этом проявились актуализация и обогащение субъективного опыта учеников. На уроке использована игра «Аукцион» при опросе по теме: «Деепричастие». Учителем были созданы ситуации, позволяющие ученикам проявлять свои способности, возможности, то есть ситуации успеха, а также ситуации самостоятельного поиска ответа на поставленный учителем вопрос.
На данном уроке организовано равноправное партнёрское общение в ходе учебного взаимодействия: организация сотрудничества учеников между собой, свободное и открытое выражение учащимися своего мнения. Учитель был коллегой ученикам, более старшим и опытным, но одинаково с ними заинтересованным в хороших результатах.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида Конспект урока русского языка в 7 классе Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"

Похожие статьи:

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»

Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее

Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами

Опубликовано: 3581 день назад (9 июня 2014)
Просмотров: 18300
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2
Анна Александровна Овсянникова # 10 июня 2014 в 09:41 0
Спасибо за предоставленную работу
Климешина Галина # 14 июня 2014 в 23:37 0
Понравилась работа в начале урока с использованием репродукций картин известных русских художников. Можно было к ней вернуться , работая с деепричастным оборотом. Не совсем понятны разночтения между 1 и 2 таблицами.