Конспект внеурочного занятия о культуре русского народа для учащихся 4-5 классов "На берегу реки"
Цель: воспитывать любовь и уважение к русскому народу, его культуре и традициям.
Задачи:
- систематизировать знания обучающихся о народных традициях, фольклоре;
- приобщать обучающихся к устному народному творчеству;
- воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям.
Назначение. Конспект занятия предлагается для обучающихся ГПД 4-5 классов. Роли Даниловны и Гавриловны исполняют обучающиеся 9 класса.
Ход занятия
Воспитатель: Все мы знаем, что с первой услышанной в детстве песни, сказки, с первой игры начинается наше знакомство с культурой народа. Эта культура следует за нами и во взрослую жизнь. Каждый человек знает множество пословиц, поговорок и помнит много песен. Закончился трудовой день, теперь можно посидеть и отдохнуть.
В старину родители, бывало, тешили ребят пестушками и потешками.
Пестовать – значит, нянчить, холить. Вот мамы и сопровождали свои нехитрые байки выразительными жестами и даже целым импровизированным спектаклем, который так нравился малышам.
(Выходят две девочки-«мамы» и исполняют пестушки)
1 девочка: Потягунюшки, порастюнюшки,
Роток – говорюнюшка,
Ручки – хватунюшки.
2 девочка: Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая
За малыми ребятами.
Ножками топ, топ!
Глазками хлоп, хлоп!
Кто каши не ест?
Молока не пьёт?
Того забодает, забодает!
Воспитатель: Впрочем, мамы не только пели песенки, они рассказывали короткие прибаутки и сказки в стихах.
Девочка: Заяц белый, куда бегал?
Мальчик: В лес дубовый.
Девочка: Что там делал?
Мальчик: Лыко драл.
Девочка: Куда клал?
Мальчик: Под колоду.
Девочка: Кто украл?
Мальчик: Родион. Выходи вон!
(На кого укажет мальчик, закончив считалку, тот и рассказывает далее прибаутку)
Девочка: Долгоногий журавель на мельницу ездил,
Диковину видел: коза муку мелет,
Козёл засыпает, а маленьки козлёночки
Муку выгребают.
А барашки – круты рожки в дудочку играют,
А сороки – белобоки пошли танцевати.
А вороны – стережоны пошли примечати.
Сова – из-за угла смотрит,
Ногами топочет, головой вертит.
Тара-бара, домой пора коров доить,
Выходи, тебе водить!
(Указывает нового рассказчика)
Мальчик: Как по речке-то по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
-Чем ты бороду красил?
-Я не краской, не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал!
Девочка: Катилось яблочко мимо сада,
Мимо сада, мимо града.
Кто поднимет, тот и выйдет!
(Указывает нового рассказчика)
Мальчик: Уж как шла лиса по тропке, нашла грамоту в охлопке.
Она по лесу ходила, громким голосом вопила:
-Как я лычки драла, как я лапотки плела.
Вот я села на пенёк и читала весь денёк,
Будто небо повалится,, и земля вся загорится!
Лисе негде будет жить – станет лисонька тужить!
Воспитатель: Спасибо, ребята! Познакомили со старинными потешками, а теперь порадуйте русской песней.
Ученик: В нашем оркестре всего понемножку:
Звенит колокольчик, запели уж мошки.
В нашем оркестре всего понемножку:
Даже играют тарелки и ложки!
В нашем оркестре всего понемножку:
Помогут оркестру и наши ладошки.
(В исполнении шумового оркестра звучит русская народная мелодия «Калинка». После этого входят две девочки, ученицы 9 класса, в русских костюмах)
Даниловна: Смех-потешки услыхали,
Сразу к вам мы побежали.
Гавриловна: Где потешки поют, там и весело живут!
Правда, Даниловна?
Даниловна: Правда, Гавриловна!
Неразлучные старушки,
Мы живём в лесной избушке.
Гавриловна: Избушка на кочке, блинами обита, оладьями покрыта.
Есть ограда кругом - пирожки с творогом.
А ещё представим в лицах вам весёлы небылицы!
Даниловна: Что Марфута для Петра наварила, напекла!
92 блина, два корыта киселя, пять пирогов –
Не нашла едоков!
Гавриловна: Сел комарик на дубочек, на еловый на пенёчек,
Свесил ножки на песочек, сунул носик под листочек.
Спрятался!
Воспитатель: Стоп-стоп! Голова кругом пошла…Что за Марфута? Что за комарик? Послушайте-ка лучше наши песни.
(Учащиеся поют и инсценируют русскую народную песню « В деревне было Ольховке»)
Даниловна: Ох, и молодцы, ребятки! Хорошо поёте.
Порадовали старушек. А загадки отгадывать умеете?
1.Я кручусь, но не юла, а по мне бежит игла.
Я, ничуть не уставая, говорю, пою, играю.
(Пластинка)
2.То толстеет, то худеет, громко-громко голосит.
(Гармонь)
(Звучит на аккордеоне в исполнении воспитателя плясовая мелодия, все пускаются в пляс)
Гавриловна: Нам не устоять, Даниловна!
Даниловна: Ой, не устоять, Гавриловна!
Воспитатель: Эй, сударушки-старушки, запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей, чтобы было веселей!
(Даниловна и Гавриловна поют частушки)
Гавриловна: Ой, ноги мои, что мне делать с вами?
Для хороших друзей пляшете вы сами.
Даниловна: Хорошо вы танцевали, милые подружки.
Только что за посиделки без нашей частушки!
Гавриловна: Чтобы печка разгорелась, надо жару поддавать.
Чтоб частушка лучше пелась, надо пляской помогать!
Даниловна: Я плясала в три ноги, потеряла сапоги,
Оглянулася назад – сапоги мои лежат!
Гавриловна: Ой, пол, провались! Потолок, обвались!
На доске остануся, с частушкой не расстануся!
Даниловна: Ох, довольно, мы напелись, дайте смену новую.
Ой, спасибо гармонисту за игру весёлую!
Воспитатель: Ребята, пока мы здесь веселились, в зале выросла чудо-ромашка. Этот цветок не простой: на каждом лепестке написана скороговорка. Нужно сорвать лепесток и прочитать скороговорку 3 раза.
1. От топота копыт пыль по полю летит.
2. Прокоп украл укроп.
3. Ребята малы-семигодовалы.
4. Архип осип, Осип охрип.
5. Карл украл у Клары кларнет.
6. Наш Полкан попал в капкан.
7. Лавировали корабли, лавировали, да не вылавировали.
8. Везёт Сенька с Сенькой Соньку на санках.
9. Мокрая погода размокропогодилась.
10. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Воспитатель: Молодцы! Научились скороговорки говорить. Теперь можно за игры приниматься.
(Игры «Ручеёк», «Колечко»)
Воспитатель: Ой, кто-то стучится.
(Выглядывает за дверь)
Да это «небылицы в лицах»!
Те, что сидят в теремах да светлицах,
Щёлкают орешки да твердят насмешки…
(Входят три «небылицы» и читают наперебой)
1.-Сынок, сходи за водицей на речку!
-Брюхо болит.
-Сынок, иди кашу есть!
-Что ж, раз мать велит, надо идти.
2.-Фома, что из леса не идёшь?
-Да медведя поймал.
-Так веди сюда.
-Да он меня не пускает.
3.-Фома, у тебя в доме тепло?
-Тепло, на печи в шубе согреться можно.
Воспитатель: Ох, ну и небылицы! Ай да молодцы! А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?
Все: Без песен!
Воспитатель:Верно. Недаром говорится:
«Русская песня дух бодрит,
Где песня поётся, там весело живётся.
С хорошей песней и труд спорится».
Ученик: Песня русская в берёзах, песня русская в хлебах –
На покосах, на морозах, на санях и на лугах.
На ветру шумят рябины, каждый слушать их готов!
Сколько песен у России, столько во поле цветов.
Ученик: Кто сложил её – не знаю, только песня та добра.
Песня с детства мне родная и подруга, и сестра!
А слова её простые душу трогают до слёз.
Сколько песен у России, столько в рощицах берёз.
Ученик: Словно музыка степная, золотая рожь встаёт.
В полный голос слышен колос – это Родина поёт.
Песни русские такие, что охота подпевать.
Сколько песен у России – никому не сосчитать!
(Учащиеся исполняют русскую народную песню «Вижу чудное приволье»)
Девочка: Расступись, честной народ!
На лужайке у ворот
Закружился, завертелся
Разноцветный хоровод!
(Девочки водят хоровод «Посею лебеду на берегу»)
Воспитатель: А не хотите ли ещё на прощанье поучительную историю послушать? Про деда, бабку, курочку Рябу и яичко не простое – золотое…
(Сказка «Курочка Ряба» в исполнении учащихся. Старик спит.)
Бабка: Эй, старик, проснись скорей!
Дед: Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Бабка: Да смотри, что я нашла:
Наша курочка-пеструха
Под кустом яйцо снесла!
Дед: Ну, снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Бабка: Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое!
Дед: Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Бабка: Погляди, горит, как жар,
Не случился бы пожар.
Дед:[/b] Ох, горит, слепит глаза!
Бабка: Чудеса-то!
Дед: Чудеса!
Бабка: Ты в сундук запри его…
(Стук в дверь)
Бабка: Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Непороком принесло.
Дед: Надо дверь бы на засов
Да спустить скорее псов.
Бабка: В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам.
Как дадут мне сто рублей –
Накуплю я соболей,
Разных юбок сорок штук:
До краёв набью сундук!
Дед: Что ты мелешь небылицы!
Ишь, сыскалась молодица!
Тащишь в избу всякий хлам!
Нет уж, если мы богаты –
Возведу себе палаты
И беседки по углам…
Бабка: Что ты, старый, не блажи,
Ни к чему нам этажи!
А за эти за беседки
Засмеют ведь нас соседки.
Дед: Пусть смеются, мне не жалко…
Бабка: Да уймись, упала скалка,
Чугуны гремят в печи,
Лучше, дед, ты не кричи!
Дед: Я хозяин или нет?
Сейчас дам тебе ответ!
Бабка: Ох, яичко покатилось,
Покатилось и…разбилось.
И скорлупки нет следа.
Подевалось всё куда?
Дед: Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Бабка: И шубёнку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед: Только то, видать, надёжно,
Что даётся нам трудом.
Открывай, старуха, дверь,
Что нам прятаться теперь!
Бабка: Эй, соседка! Эй, сосед!
Дед: Забывать друзей не след!
Заходите на часок,
У меня хорош квасок.
И варенья, и соленья…
Заходите без стесненья!
Воспитатель: Скажите, ребята, какова же мораль этой сказки?
(Ответы учащихся)
Воспитатель: Мораль сказки такова: что легко даётся, то есть не своим трудом, то легко и потеряется. Жили, не тужили дед и бабка, довольствовались малым и были счастливы. Так пусть лучше будет синица в руках, чем журавль в небе.
Много разных традиций у русского народа, но вот гостеприимством он славится издревле. И сейчас прошу всех за стол отведать баранок да пряничков.
(Чаепитие)
Воспитатель: Вот настал момент прощанья,
Будет краткой моя речь,
Говорю вам: «До свиданья!
До счастливых новых встреч!»
Рекомендуем посмотреть:
Внеурочные занятия по истории для 4 класса
День семьи в начальной школе, 4 класс
Внеклассное мероприятие «Скоро лето», 4 класс
Внеурочное мероприятие в 4 классе. Гостеприимство
Похожие статьи:
Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений
Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык
Уроки о вредных для здоровья привычках, 4 класс