Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий тематической программы для учащихся 4-6 классов. Снятие блокады Ленинграда

Будем помнить! (Тематическая программа, посвященная снятию блокады Ленинграда). Сценарий
Цель: познакомить ребят с событиями Великой Отечественной войны.
Задачи: формировать у подрастающего поколения четкую гражданскую позицию, воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну, русских людей, расширять знания детей об истории Родины.
Место проведения: класс, зал школы, загородный или школьный лагерь.
Аудитория: 4-6 классы.
Ход:
Звучит спокойная мелодия.
Первый чтец: Стоял мирный июнь 1941 года. Жители городов и деревень нашей Родины жили, работали, радовались. У детей наступило беззаботное время: каникулы. Кто уехал в деревню к бабушке и дедушке, кто в загородный лагерь.

Второй чтец: Жизнь текла плавно и размеренно. Воздух был наполнен ароматом цветущей липы. Все живое радовалось долгожданному теплу. Тогда, в субботу, 21 июня, люди, ложась спать, даже не подозревали, что впереди последняя мирная ночь.

Первый чтец: Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала,
казалось
Кто знал, что между миром
и войной
Всего каких-то 5 минут
осталось!
(С. Щипачев)

Второй чтец: Мирное воскресное утро разорвали тяжелые звуки
разрывающихся снарядов, земля стонала и дрожала. Началась Великая Отечественная война. 22 июня в 12.00 дня по - радио было передано важное сообщение о вероломном нападении фашисткой Германии на Советский Союз.

Первый чтец: На защиту своей Родины встали все: и молодые, и пожилые, женщины, и мужчины, врачи, строители и т.д. В военкоматы мгновенно выстроились очереди из добровольцев, желающих пойти на борьбу с фашистской Германией.
Второй чтец: Это была действительно народная война. Каждый принимал в ней посильное участие. Это и круглосуточная работа на заводах детей, подростков, женщин в тылу, кровопролитные войны за освобождение Сталинграда, Новороссийска, Одессы, Брянска, Калуги и других территорий Советского Союза. Борьба врачей и медсестер за жизнь каждого раненного солдата.

Первый чтец: Это подвиг жителей Ленинграда, перенесших страшные испытания во время Великой Отечественной войны. Ленинград — красивейший город, любимый туристами, богатый историей и достопримечательностями. Именно его и Москву фашистское командование решило захватать один из первых. Именно эти два города планировалось уничтожить полностью вместе с жителями, сравнять их с землей.

Второй чтец: С утра не замолкает канонада,
Так день за днем, так много ,
много дней
Враги хотят на месте Ленинграда
Оставить груды пыли и камней.
(А. Прокофьев. «За Ленинград»)

Первый чтец: Наступление на Ленинград немцы начали в июле 1941 года. Их силы в несколько раз превосходили советские. И уже в сентябре бои шли на подступах к Ленинграду. Враг стремился взять город в кольцо, отрезать его от остальной территории России.

Второй чтец: Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград примерно в середине июля. Также было назначено время парада немецких войск на Дворцовой площади. Но планы не осуществились.

Первый чтец: Тогда Гитлер решил окружить город со всех сторон, перекрыть тем самым въезды и выезды. 8 сентября 1941 года Ленинград был окружен с трех сторон, с четвертой было Ладожское озеро. Блокада. Это значит, что из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Но и в город тоже никто не сможет приехать.

Второй чтец: Сомкнулось блокадное кольцо. Вся жизнь перевернулась. В парках, где еще недавно гуляли жители, шли кровопролитные бои. Над самим городом поднимались дымные облака: горели дома.

Первый чтец: Из-за сильных морозов замерзло электричество. В зданиях погас свет. Трамваи, покрытые снегом, стояли прямо на улицах. В декабре прекратили работу домовые котельни и лютый холод вошел в квартиры, и все принялись мастерить «буржуйки».
Второй чтец: Ко всем этим несчастьям добавилось еще одно, пожалуй, самое страшное: начался голод. Не стало никакой возможности хоть как-то пополнить запасы продовольствия: муки, хлеба, масла. А они катастрофически сокращались, тем более они были очень малы. Была установлена нормированная выдача продуктов. Так норма хлеба на карточку рабочего — 250 грамм, на карточку служащего и ребенка— 125 грамм.

Первый чтец: Кроме хлеба не было ничего, только иногда теплая мучная похлебка да горячий кипяток вместо чая. Ольга Берггольц, поэтесса, пережившая блокаду, писала:
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.

Второй чтец: Этот ломтик, эту темно-коричневую липкую массу, отдававшую горечью, трудно назвать хлебом. Она на 40% состояла из различных примесей в число которых входила целлюлоза, получаемая из древесины и опилок.

Первый чтец: Люди варили кожу, ловили оставшихся в городе галок, готовили из столярного клея студень.
Вместо супа -бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои.
(Ю.Воронов).

Второй чтец: Писатель Алексей Петрович Алексеев в рассказе «Праздничный обед» описывает такое меню из 3-х блюд в одном из детских домов:
«Сегодня директор дома Мария Дмитриевна объявила, что буде праздничный обед из 3-х блюд. Мы стали гадать: что же будет на первое: куриный бульон или борщ украинский, суп молочный или суп гороховый?
Нет, сегодня суп из сурепки.
Что же будет на второе? Жаркое или макароны по-флотски, гуляш или овощное рагу? Оказывается, котлеты из хвои к которым добавят бараньи кишки. Ребята рады этим котлетам.
Что же будет на третье? Компот из черешни или апельсины, запеканка их яблок или клубничный кисель? Не знали ребята блокадного Ленинграда такие блюда! Сегодня будет кисель-размазня из морских водорослей, куда добавят сахарину. И получится сегодня у ребят вот такой праздничный обед, состоящий из трех блюд».

Первый чтец: Только весной станет намного легче. Появится первая трава: щавель, крапива, лебеда, одуванчики, из которых и будут готовить еду.
Второй чтец: Но это будет весна, а осенью и зимой 1941-1942 года запасы продовольствия таяли. Голод шел по улице. Люди от слабости падали и умирали прямо на улице, у станков, дома. Вечером ложились спать и уже не просыпались.

Первый чтец: Умирали целыми семьями. Так в одном из ленинградских домов жила простая, дружная семья Савичевых: мама — Мария Ивановна, вышивальщица, бабушка — Евдокия Григорьевна, пятеро детей: Женя, Нина, Леня, Миша, Таня.
В декабре 1941 года Таня, одиннадцатилетняя девочка, сидит в холодной квартире и в полумраке ведет свой дневник, в котором все странички расположены по алфавиту:
Страничка с буквой «Ж». Запись: «Женя умерла 28 декабря в 12.30 1941 года»
Страничка с буквой «Б»: Запись: «Бабушка умерла 25 января 3 часа дня 1942 года»
Страница на букву «Л»: Запись: «Левка умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года».
Страница на букву «В»: «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года».
Еще одна запись на странице с буквой «Л»: Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года»
Страница на букву «М»: «Мама умерла в 13 мая в 7.30 1942 года».
И еще одна страница на букву «С»: «Савичевы умерли все»
Страница на букву «У»: «Умерли все»
Страница на букву «О»: «Осталась одна Таня»

Второй чтец: Позже Таню вывезли из города в детский дом, но она не оправилась от голода, холода, потрясений. Девочка умерла 1 августа 1944 года, оставив после себя дневник, память и боль.

Пауза. Звучит музыка.

По Ленинграду смерть метет,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год-
Он в Ленинграде не заметен.

Дома без света и тепла,
И без конца пожары рядом,
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.

Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом.
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.

И мы обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться...
Не новогодние дела
У осажденных ленинградцев.

Здесь даже спички лишней нет.
И мы, коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет
Огонь из камня высекаем.

И тихой тенью смерть сейчас
Ползет за каждым человеком.
И все же в городе у нас
Не будет каменного века.
(Ю.Воронов)

Первый чтец: Глядя на разрушенные, обгоревшие здания, нечищеные улицы, застывшие под снегом трамваи, трудно было представить еще недавно цветущий красивый город — Ленинград, который был наполнен жизнью, энергией, жизнерадостными людьми, звуками транспорта, человеческими голосами. А сейчас....

Второй чтец: ...Сейчас по дорогам города тянулись вереницы людей. Они шли к проруби, чтобы набрать воды. Голодные, уставшие, замерзшие ленинградцы боролись как могли.

Первый чтец: Многие трудились на заводах, выпуская снаряды. Типографии печатали карточки, листовки. Работали детские сады, поликлиники.

Второй чтец: Наравне со взрослыми трудились и дети. Вмиг повзрослевшие, лишенные беззаботного детства, вздрагивающие от малейшего звука, они мерзли, голодали, работали, выживали, учились. Также они дежурили на крышах, оказывали первую медицинскую помощь, помогали в госпиталях.

Первый чтец: 14-летний Федор Быков написал своему отцу на фронт: «Дорогой папа! Я теперь не учусь в школе, я работаю на заводе. У нас в цехе много ребят, мы учимся работать на станках. Мама тоже работает, только в другом цехе».

Второй чтец: Деятели культуры тоже пытались внести свой вклад в победу. Ленинградская поэтессе Ольга Берггольц в своих стихах передавала весь ужас блокады.

Первый чтец: Композитор Дмитрий Шостакович создал «Седьмую симфонию», или «Ленинградская», посвященную родному городу, ее жителям. В своем произведении он хотел создать образ сражающейся страны, через музыку передать боль и страдания ленинградцев.

Второй чтец: Композитор начал писать симфонию с первых дней войны. Премьера состоялась 12 августа 1942 года в Большом зале филармонии, в зале которой не было ни одного свободного места. Оркестранты вместо привычных фраков были одеты в красноармейскую и краснофлотскую форму.

Первый чтец: И уже весной 1942 года можно было сказать, что город выстоял. Люди хоть и получали скудный паек, но перестали голодать.

Второй чтец: Провизию в город доставляли в осужденный город по «Дороге жизни» - Ладожскому озеру. Постепенно город оживал: стали подключать электричество, заработал городской транспорт, постепенно увеличивали норму выдачи хлеба.

Первый чтец: Весной 1942 года, как только стало пригревать солнце, жители Ленинграда вышли на улицы, чтобы убрать мусор, почерневший снег. Несмотря на слабость, истощение, люди работали с огромным желанием.

Второй чтец: Тем временем советские войска вели напряженные наступательные бои. Блокадное кольцо было прервано. 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от вражеской блокады.

Первый чтец: В том далеком 1944, в этот день в ознаменование одержанной победы в городе был дан салют.

Второй чтец: Дата 27 января 1944 года — вошла в историю города, как день полного снятия блокады Ленинграда, которая длилась 900 дней.

Первый чтец: Пришла Победа и полное освобождение. Но вместе с тем — это боль по ушедшим родным, близким, не выдержавшим голод, холод. Это тысячи искалеченных судеб, разрушенных семей. В честь всех ленинградцев, погибших в годы блокады на пискаревском кладбище был открыт мемориальный ансамбль.

Второй чтец: Сюда ежегодно приходят близкие похороненных, чтобы вспомнить их, помолчать, оставить конфеты, цветы, и обязательно- кусочек хлеба, которого так не хватало во время войны.

Первый чтец: В этом году мы празднуем 70 лет со дня Великой Победы. Чтобы никогда не повторилась эта страшная война- будем помнить всех поименно!
Литература:
1. Алексеев И.П. Праздничный обед. М., 1984 г.
2. Антология художественных произведений о Великой отечественной войне. Том 3. Венок славы. М., 1987 г.
3. Говорушин К.В.За Нарвской заставой. М., 1975 г.
4. Красильщик С. Музы вели в бой. М., 1985 г.
5. Тихомирова Е.М. Сценарии школьных праздников. М., 2007 г.
6. Федоренко П.К. Стихи и рассказы о войне. М., 2004 г.
7. Шарыпина Е.Т. В дни блокады, Л, 1966
8. Юдаева М.В. Наши любимые праздники. М., 1990 г.

Рекомендуем посмотреть:

Коллективный проект по технологии в 6 классе. Подарок ветерану ко Дню Победы Внеклассное мероприятие ко Дню Победы для 6 - 8 классов. Сценарий Внеклассное мероприятие, 3-6 классы. Письма в Великой Отечественной войне Выступление команды в военно-патриотическом конкурсе. Сценарий

Похожие статьи:

Час общения в 6 классе на тему: День Победы

Историческая игра - викторина о Второй мировой войне, 7 класс

Классный час в 5 классе на тему: День Победы 9 мая

Оформление кабинета к рождественскому празднику своими руками | Познавательная программа для летнего пришкольного лагеря. Сценарий
Опубликовано: 3536 дней назад (19 марта 2015)
Просмотров: 4559
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Меланья Андреевна Киракосян # 25 марта 2015 в 11:42 +1
Татьяна Михайловна,спасибо за приглашение!Мне,как историку,было очень интересно изучить Ваш сценарий!Отлично подобран материал.Думаю,что детям было очень интересно принять участие в подобном мероприятии!Творческих успехов Вам!Примите мой голос
Татьяна Михайловна Полякова # 25 марта 2015 в 21:01 0
Меланья Андреевна, спасибо за комментарий. Мне важно знать мнение коллег.
Мария Александровна Сорокина # 26 марта 2015 в 06:16 0
Добрый день) Спасибо за приглашение!
Тема войны всегда тяжелая эмоционально и морально! Но очень важно знать о том, что было сделано для мира! Конпект полноценный и интересный!
Наталья Викторовна Борисова # 26 марта 2015 в 22:26 0
Вы подобрали хороший материал для проведения мероприятия. Тяжело и порой трудно говорить с детьми на тему войны. Но это необходимо. В моей работе рассказ о голоде во время Великой Отечественной войны очень помог. Дети стали бережно относиться к хлебу. Спасибо за Ваш труд! Примите мой голос.
Ермакова Наталья Александровна # 29 марта 2015 в 03:26 0
Татьяна Михайловна, спасибо за прекрасный материал! Голосую! Творческих успехов и удачи!