Сценарий музыкальной интеллектуальной игры для учащихся 1-2 класса ДШИ с презентацией
Музыкально-интеллектуальная игра по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся 1-2 класса ДМШ и ДШИ «Тайны Лукоморья».
Данная авторская работа представляет собой полный методический комплект, включающий подробный сценарий музыкально-интеллектуальной игры по слушанию музыки и сольфеджио «Тайны Лукоморья» для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ, а также презентацию, музыкальные и раздаточные материалы, методические рекомендации. Пособие адресовано преподавателям музыкально-теоретических дисциплин, педагогам дополнительного образования, учителям музыки, студентам музыкально-педагогических вузов и колледжей. Актуальность выбранной темы обусловлена сразу несколькими факторами: во-первых, 2024 год является юбилейным для трёх виднейших представителей русского искусства: А.С. Пушкина, М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова. Во-вторых, творчество этих великих людей неразрывно связано между собою, и такая связь представляет особый интерес, в том числе и для юных исследователей искусства. В-третьих, содержание программы первого-второго года обучения по предметам «Слушание музыки» и «Сольфеджио» предполагает уверенное владение учащимися определёнными музыкальными знаниями и умениями по теме игры, а также ориентировку в максимально близком к теме информационном пространстве.
Цель игры – развитие музыкально-творческих способностей учащихся через приобщение к отечественному музыкальному и литературному искусству. Задачи игры:
- развитие интереса к классической музыке,
- накопление слухового опыта,
- развитие музыкального мышления,
- формирование эстетических взглядов,
- развитие ассоциативно-образного мышления,
- активизация музыкального слуха в творческой и исполнительской практике,
- развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти,
- приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе,
- повышение познавательной активности и интереса к предметам «Слушание музыки» и «Сольфеджио». Материально-техническое обеспечение:
- кабинет или зал, оборудованный мебелью по количеству участников игры,
- компьютер или ноутбук,
- звукоусиливающее устройство (колонки, акустическая система),
- проектор и экран (интерактивная доска),
- фортепиано,
- раздаточные материалы по сценарию игры,
- простые карандаши, ластики, ручки для команд и для жюри,
- «чёрный ящик» (непрозрачная шкатулка или коробка),
- песочные часы на 1 минуту,
- игральный кубик,
- фигурка корабля,
- призы для участников (угощение, грамоты или медали). Для судейства игры предполагается наличие жюри, состоящего из трёх педагогов школы. Система оценивания максимально прозрачна, точно прописана в бланке для каждого члена жюри: за каждый верный ответ – один балл, кроме задания повышенной сложности «Чёрный ящик» - за него даётся три балла. Так же предусмотрена возможность поставить игрокам дополнительны баллы за скорость ответа или особо выразительное исполнение. Бланк для оценивания жюри
Методические рекомендации к каждому этапу даны непосредственно в содержательной части игры, под знаком «*».
Данный сценарий был успешно апробирован в ЕДШИ №6 имени К.Е. Архипова с учащимися первого года обучения отделения «Инструментальное исполнительство» (ближе к окончанию третьей четверти). В процессе разработки материалов игры учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Ориентировочный тайминг мероприятия – 60 минут.
Сценарий
1. Вступительное слово ведущей и знакомство с командами.
Звучит М.И.Глинка, Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (торжественное открытие игры). На экране презентация со слайдами к каждому этапу игры (1 слайд).
Приветствую любителей и знатоков искусства! Мы начинаем музыкально-интеллектуальную игру «Тайны Лукоморья». Она посвящена трём великим гениям, и так сложилось, что именно в этом году все они отмечают юбилей: А.С. Пушкин (225 лет), М.И. Глинка (220 лет) и Н.А. Римский-Корсаков (180 лет). Сегодня вам, уважаемые знатоки, предстоит разгадать немало загадок и музыкальных тайн, желаю всем быть внимательными, быстрыми и находчивыми!
Прошу команды представиться (название, девиз, капитан – команды готовят заранее).
2. Разминка «Вычисли Бабариху» (2 слайд):
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Ваша задача найти лишнее понятие, закравшееся в каждую строку, и вычеркнуть его.
• Для того чтобы соревнование было честным, бланки заданий получают капитаны команд одновременно.
• Как только команда справилась с заданием, учащиеся поднимают руки, жюри фиксируют дополнительный балл за скорость. Бланки сдаются на проверку членам жюри.
3. Викторина-кроссворд «Лукоморье»(3 слайд)
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. А в творчестве Глинки и Римского-Корсакова каждая сказка становилась ещё и музыкальным шедевром – оперой. Вам предстоит разгадать кроссворд, а ключом к этой тайне будет музыкальная викторина, мелодии подскажут вам верный путь к ответам.
• Каждому номеру викторины соответствует загаданное слово в кроссворде, учащиеся слушают музыкальные фрагменты по порядку и заполняют необходимые данные на бланке.
Кроссворд-викторина
1. Фамилия композитора.
2. Состав ансамбля (по количеству участников).
3. Фамилия композитора.
4. Имя героя сказки.
5. Средство выразительности, в этом фрагменте она «mp».
6. Персонаж сказки.
7. Интонация, торжественный сигнал.
8. Вид творчества, его образцы собирал Римский-Корсаков.
9. Тембр.
4. Логическая игра «Формула всего»(4 слайд)
На экране будут появляться картинки, сложив которые вы должны отгадать строчку из популярнейших сказок Пушкина. Картинка может изображать слово буквально или быть ассоциацией к нему. Команда должна прочитать строчку и назвать сказку-источник.
• Команды отгадывают слайды по очереди. Порядок определит игральный кубик: чей капитан выкинет большее число на кубике, та команда начинает.
• На размышление даётся одна минута, жюри фиксирует время с помощью песочных часов или секундомера. Если команда не выдвигает верную версию за данное время, то ход переходит команде соперника.
Расшифровка:
- «Златая цепь на дубе том» (Руслан и Людмила)
- «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» (Сказка о мёртвой царевне)
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (Сказка о царе Салтане)
- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря» (Сказка о рыбаке и рыбке)
- «Ветер, ветер ты могуч» (Сказка о мёртвой царевне)
- «Месяц под косой блестит» (Сказка о царе Салтане)
5. Игра «Реставрация мелодии»(5 слайд)
Командам необходимо собрать известную им мелодию из фрагментов и транспонировать её в ре минор письменно. Капитан команды исполняет результат устно. («Во саду ли, в огороде», «Ходила младёшенька»)
• В методических материалах даны мелодии в ми миноре целиком, необходимо заранее распечатать их на плотной бумаге и произвольно разрезать по вертикали на 6-7 фрагментов.
6. «Игра наоборот» (6 слайд)
Командам выдаётся бланк с мелодией, необходимо определить музыкальное произведение, его автора и исправить все ошибки в тексте («Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков).
• Исправить темп, динамику и тембр.
7. «Чёрный ящик»(7 слайд)
В чёрном ящике находится предмет, который Пушкин многократно упоминает в Сказке о царе Салтане. Этот предмет являлся неотъемлемой частью профессиональной службы Римского-Корсакова. Один из таких предметов носит имя ученика Римского-Корсакова «Композитор Прокофьев», а Глинка наверняка любовался подобными предметами во время своих далёких путешествий (Корабль).
• Ведущая зачитывает описание содержимого чёрного ящика достаточно медленно, чтобы дети успели вникнуть в суть загадки.
• На обсуждение командам даётся одна минута, капитаны записывают свои версии на бумаге и озвучивают их по окончании заданного времени.
• Перед озвучиванием версий ведущая может зачитать текст вопроса ещё раз.
8. Домашнее задание команд(8 слайд)
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз»
Приглашаю команды представить совместный творческий номер!
• В качестве творческого номера может выступить любая песня, выученная детьми на уроках хора или сольфеджио, канон либо песенка-диалог.
• Жюри не оценивает творческий номер, в этот момент они подсчитывают баллы.
9. Подведение итогов, слово жюри, награждение.(9 слайд)
Список использованных источников
1. Гурова Т. Слушание музыки: методические рекомендации. – СПб.: Композитор, 2022
2. Гурова Т. Слушание музыки: раб. тетрадь для ДШИ 1 класс. – СПб.: Композитор, 2021
3. Металлиди Ж., Перцовская А. Учиться музыке легко.1кл. – СПб.: Композитор, 2022
4. Портреты русских композиторов. Наглядное пособие. – Москва «Издат-во ГНОМ», 2011
5. Пушкин А.С. Сказки. – Москва.: РОСМЭН, 2021.
6. Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен. – Москва.: МузГИз, 1951