Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий музыкальной интеллектуальной игры для учащихся 1-2 класса ДШИ с презентацией

Музыкально-интеллектуальная игра по музыкально-теоретическим дисциплинам для учащихся 1-2 класса ДМШ и ДШИ «Тайны Лукоморья».
Данная авторская работа представляет собой полный методический комплект, включающий подробный сценарий музыкально-интеллектуальной игры по слушанию музыки и сольфеджио «Тайны Лукоморья» для учащихся 1-2 классов ДМШ и ДШИ, а также презентацию, музыкальные и раздаточные материалы, методические рекомендации. Пособие адресовано преподавателям музыкально-теоретических дисциплин, педагогам дополнительного образования, учителям музыки, студентам музыкально-педагогических вузов и колледжей.
Актуальность выбранной темы обусловлена сразу несколькими факторами: во-первых, 2024 год является юбилейным для трёх виднейших представителей русского искусства: А.С. Пушкина, М.И. Глинки и Н.А. Римского-Корсакова. Во-вторых, творчество этих великих людей неразрывно связано между собою, и такая связь представляет особый интерес, в том числе и для юных исследователей искусства. В-третьих, содержание программы первого-второго года обучения по предметам «Слушание музыки» и «Сольфеджио» предполагает уверенное владение учащимися определёнными музыкальными знаниями и умениями по теме игры, а также ориентировку в максимально близком к теме информационном пространстве.

Цель игры – развитие музыкально-творческих способностей учащихся через приобщение к отечественному музыкальному и литературному искусству.
Задачи игры:
- развитие интереса к классической музыке,
- накопление слухового опыта,
- развитие музыкального мышления,
- формирование эстетических взглядов,
- развитие ассоциативно-образного мышления,
- активизация музыкального слуха в творческой и исполнительской практике,
- развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти,
- приобретение опыта творческого взаимодействия в коллективе,
- повышение познавательной активности и интереса к предметам «Слушание музыки» и «Сольфеджио».
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет или зал, оборудованный мебелью по количеству участников игры,
- компьютер или ноутбук,
- звукоусиливающее устройство (колонки, акустическая система),
- проектор и экран (интерактивная доска),
- фортепиано,
- раздаточные материалы по сценарию игры,
- простые карандаши, ластики, ручки для команд и для жюри,
- «чёрный ящик» (непрозрачная шкатулка или коробка),
- песочные часы на 1 минуту,
- игральный кубик,
- фигурка корабля,
- призы для участников (угощение, грамоты или медали).
Для судейства игры предполагается наличие жюри, состоящего из трёх педагогов школы. Система оценивания максимально прозрачна, точно прописана в бланке для каждого члена жюри: за каждый верный ответ – один балл, кроме задания повышенной сложности «Чёрный ящик» - за него даётся три балла. Так же предусмотрена возможность поставить игрокам дополнительны баллы за скорость ответа или особо выразительное исполнение.
Бланк для оценивания жюри

Методические рекомендации к каждому этапу даны непосредственно в содержательной части игры, под знаком «*».
Данный сценарий был успешно апробирован в ЕДШИ №6 имени К.Е. Архипова с учащимися первого года обучения отделения «Инструментальное исполнительство» (ближе к окончанию третьей четверти). В процессе разработки материалов игры учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей. Ориентировочный тайминг мероприятия – 60 минут.
Сценарий
1. Вступительное слово ведущей и знакомство с командами.
Звучит М.И.Глинка, Увертюра к опере «Руслан и Людмила» (торжественное открытие игры). На экране презентация со слайдами к каждому этапу игры (1 слайд).
Приветствую любителей и знатоков искусства! Мы начинаем музыкально-интеллектуальную игру «Тайны Лукоморья». Она посвящена трём великим гениям, и так сложилось, что именно в этом году все они отмечают юбилей: А.С. Пушкин (225 лет), М.И. Глинка (220 лет) и Н.А. Римский-Корсаков (180 лет). Сегодня вам, уважаемые знатоки, предстоит разгадать немало загадок и музыкальных тайн, желаю всем быть внимательными, быстрыми и находчивыми!
Прошу команды представиться (название, девиз, капитан – команды готовят заранее).

2. Разминка «Вычисли Бабариху» (2 слайд):
Едет с грамотой гонец,
И приехал наконец,
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой,
Обобрать его велят;
Допьяна гонца поят
И в суму его пустую
Суют грамоту другую.
Ваша задача найти лишнее понятие, закравшееся в каждую строку, и вычеркнуть его.
• Для того чтобы соревнование было честным, бланки заданий получают капитаны команд одновременно.
• Как только команда справилась с заданием, учащиеся поднимают руки, жюри фиксируют дополнительный балл за скорость. Бланки сдаются на проверку членам жюри.

3. Викторина-кроссворд «Лукоморье» (3 слайд)
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» - писал Пушкин под впечатлением от рассказов своей няни Арины Родионовны, донесшей до него великолепие и мудрость народного творчества. А в творчестве Глинки и Римского-Корсакова каждая сказка становилась ещё и музыкальным шедевром – оперой. Вам предстоит разгадать кроссворд, а ключом к этой тайне будет музыкальная викторина, мелодии подскажут вам верный путь к ответам.
• Каждому номеру викторины соответствует загаданное слово в кроссворде, учащиеся слушают музыкальные фрагменты по порядку и заполняют необходимые данные на бланке.

Кроссворд-викторина

1. Фамилия композитора.
2. Состав ансамбля (по количеству участников).
3. Фамилия композитора.
4. Имя героя сказки.
5. Средство выразительности, в этом фрагменте она «mp».
6. Персонаж сказки.
7. Интонация, торжественный сигнал.
8. Вид творчества, его образцы собирал Римский-Корсаков.
9. Тембр.

Ответ:

1. Глинка «Я помню чудное мгновенье»
2. Римский-Корсаков «Дуэт Садко и Волховы»
3. Прокофьев «Тема Пети»
4. Римский-Корсаков «Полёт шмеля»
5. Римский-Корсаков «Царевна Лебедь»
6. Глинка «Марш Черномора»
7. Римский-Корсаков «33 богатыря»
8. Рнп в обр. Римского-Корсакова «Во поле берёза стояла»
9. Римский-Корсаков «Белка»

4. Логическая игра «Формула всего» (4 слайд)
На экране будут появляться картинки, сложив которые вы должны отгадать строчку из популярнейших сказок Пушкина. Картинка может изображать слово буквально или быть ассоциацией к нему. Команда должна прочитать строчку и назвать сказку-источник.
• Команды отгадывают слайды по очереди. Порядок определит игральный кубик: чей капитан выкинет большее число на кубике, та команда начинает.
• На размышление даётся одна минута, жюри фиксирует время с помощью песочных часов или секундомера. Если команда не выдвигает верную версию за данное время, то ход переходит команде соперника.







Расшифровка:
- «Златая цепь на дубе том» (Руслан и Людмила)
- «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» (Сказка о мёртвой царевне)
- «Три девицы под окном пряли поздно вечерком» (Сказка о царе Салтане)
- «Жил старик со своею старухой у самого синего моря» (Сказка о рыбаке и рыбке)
- «Ветер, ветер ты могуч» (Сказка о мёртвой царевне)
- «Месяц под косой блестит» (Сказка о царе Салтане)

5. Игра «Реставрация мелодии» (5 слайд)
Командам необходимо собрать известную им мелодию из фрагментов и транспонировать её в ре минор письменно. Капитан команды исполняет результат устно. («Во саду ли, в огороде», «Ходила младёшенька»)
• В методических материалах даны мелодии в ми миноре целиком, необходимо заранее распечатать их на плотной бумаге и произвольно разрезать по вертикали на 6-7 фрагментов.

6. «Игра наоборот» (6 слайд)
Командам выдаётся бланк с мелодией, необходимо определить музыкальное произведение, его автора и исправить все ошибки в тексте («Полёт шмеля» Н.А. Римский-Корсаков).
• Исправить темп, динамику и тембр.

7. «Чёрный ящик» (7 слайд)
В чёрном ящике находится предмет, который Пушкин многократно упоминает в Сказке о царе Салтане. Этот предмет являлся неотъемлемой частью профессиональной службы Римского-Корсакова. Один из таких предметов носит имя ученика Римского-Корсакова «Композитор Прокофьев», а Глинка наверняка любовался подобными предметами во время своих далёких путешествий (Корабль).
• Ведущая зачитывает описание содержимого чёрного ящика достаточно медленно, чтобы дети успели вникнуть в суть загадки.
• На обсуждение командам даётся одна минута, капитаны записывают свои версии на бумаге и озвучивают их по окончании заданного времени.
• Перед озвучиванием версий ведущая может зачитать текст вопроса ещё раз.

8. Домашнее задание команд (8 слайд)
«Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз»
Приглашаю команды представить совместный творческий номер!
• В качестве творческого номера может выступить любая песня, выученная детьми на уроках хора или сольфеджио, канон либо песенка-диалог.
• Жюри не оценивает творческий номер, в этот момент они подсчитывают баллы.

9. Подведение итогов, слово жюри, награждение. (9 слайд)

Список использованных источников
1. Гурова Т. Слушание музыки: методические рекомендации. – СПб.: Композитор, 2022
2. Гурова Т. Слушание музыки: раб. тетрадь для ДШИ 1 класс. – СПб.: Композитор, 2021
3. Металлиди Ж., Перцовская А. Учиться музыке легко.1кл. – СПб.: Композитор, 2022
4. Портреты русских композиторов. Наглядное пособие. – Москва «Издат-во ГНОМ», 2011
5. Пушкин А.С. Сказки. – Москва.: РОСМЭН, 2021.
6. Римский-Корсаков Н.А. Сто русских народных песен. – Москва.: МузГИз, 1951
Приложения к сценарию
Презентация Сценарий музыкально-интеллектуальной игры «Тайны Лукоморья»
Презентация "Формула всего"

Рекомендуем посмотреть:

Музыкальный хэллоуин. Сценарий игровой программы для младших школьников Конспект урока в 1 классе по теме «Музыка – искусство звуков» Музыкальный кроссворд для школьников с ответами Музыкальный кроссворд с ответами для школьников «Сольфеджио»

Похожие статьи:

Музыкальные игры и конкурсы для детей в лагере

Планы-конспекты в ДШИ. Тема: Зима
Опубликовано: 38 дней назад (25 сентября 2024)
Просмотров: 557
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!