"Мистический карнавал" (или "Музыкальный хэллоуин") Сценарий игровой программы для младших школьников
Данный материал будет полезен для преподавателей ДШИ и ДМШ, учителей музыки, организаторов.
Мероприятие рассчитано на младших школьников (1-4 классы).
Мысль о создании «Музыкального хэллоуина» (не совсем обычного мероприятия для музыкальной школы) возникла как альтернатива проведения «Осеннего бала». Объединив в сценарии историю английского праздника, музыкальные игры - конкурсы, мы получили музыкальную познавательно-развлекательную программу.
– познакомить учащихся с музыкальными произведениями русских и зарубежных композиторов фантастического, сказочного плана;
– сформировать представление детей о празднике «Хэллоуин» и его связи с музыкой;
Зал украшается тыковками из цветной бумаги, тыквами-фонариками со свечами, трафаретами летучих мышей, паучков, ведьм, смешными объявлениями-страшилками.
Оборудование: музыкальный центр, проектор, метла, шумовые инструменты, ватман, фломастеры, бумажные круги-острова.
По желанию – сладкие призы, сок.
Детям предлагается прийти на праздник в костюмах фантастических героев, либо в необычных масках, шляпах, гриме.
Ход мероприятия
Звучит музыка И.С. Баха, Токката и фуга ре минор. На проекторе тематические изображения.
Голос за кулисами: Сегодня вечер окутан тайной. Сегодня гуляют и веселятся по Земле злые духи. 31 октября - настоящий праздник нечисти. Загадочный, фантастический и волшебный Хэллоуин. Праздник, который возник 2000 лет назад.
По легенде, в эту ночь на землю выходят добрые и злые духи. Чтобы не перепутать их, люди придумали зажигать смоляные факелы. Ведь огонь отгоняет злую силу тьмы.
В эту ночь принято одеваться в костюмы нечистой силы и устраивать маскарады. Нельзя упускать редкий шанс почувствовать себя ведьмочкой, барабашкой, феей или вампиром.
Дети стучатся в дома с криками «Угощай или пожалеешь!». Если вы не принесете жертву, маленькие детишки могут жестоко пошутить над вами, например,…. вымазать сажей ручки двери. Ха-ха-ха.
На музыку Ф.Шопена, Ноктюрн, кружась, выходит в зал Госпожа Мелодия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня я, Госпожа мелодия, пригласила Вас на Мистический карнавал в мой замок музыкального королевства. Карнавал – это веселый праздник, связанный с переодеваниями, маскарадами, красочными шествиями. Сегодня наш карнавал мистический – то есть он будет загадочным, фантастическим. Все вы, ребята, играете на музыкальных инструментах, любите музыку. Подумайте, а почему нам, музыкантам близок праздник Хэллоуин? (Ответы детей) А потому, что многие композиторы сочиняли музыку, изображая в ней загадочные, таинственные образы, сказочные персонажи. Имена этих композиторов вы увидите на проекторе – это А.С. Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, А.К. Лядов. Э.Григ, Г.Берлиоз и многие другие.Я предлагаю погрузиться в этот волшебный мир музыки и немного повеселиться. Помогать мне сегодня будут сказочные герои. Встречайте их.
В эксцентричном танце выходят Баба Яга и Кикимора.
Баба Яга: Хэллоу, киндеры! А вот и мы. Ай эм Баба Яга. Зис ис май фрэнд.
Кикимора: Майн нэм из Кикимора.
Мелодия: Барышни, красавицы! Рады вас видеть. А почему на английском вы приветствуйте ребят?
Кикимора: Потому что мы модные стали. В интернет залезли, прочитали: Хэллоуин – древнейший праздник, который возник в Великобритании. А также это традиционный праздник американцев. Вот поэтому и решили полялякать непонашенски. Хыы.
Баба-Яга: Придумали тоже.. Раз в году просыпаются злые духи.. Брехня. ..Да я.., да каждый день готова пакостить, безобразничать, пугать, стращать людишек. Но, к сожалению, придет опять этот Дед с подарками и все нам испортит.
Мелодия: Все с вами ясно, лесные феи. А я слышу к нам идет еще один гость.
Под музыку выпрыгивает Аватар.
Аватар: Добрый тдэнь земляне. Не надо пакастить, лесные бабУшки. На земле должно быть добро. Радость, свет!
Мелодия: Аватар, я с вами полностью согласна. Баба-яга, Кикимора, отсталые вы девушки! Не надо устраивать гадостей нашим гостям. Ведь в России все праздники веселые. Недаром русские люди — это люди с чувством юмора. Веселье у нас всегда проходит с большим размахом. Вот посмотри на наших зрителей! Они все пришли в таких замечательных костюмах! Они-то знают, что сегодня их ждет вовсе не страх и кошмары, а веселые конкурсы и игры.
Баба-Яга: Ладно, устроим мы себе с Кикиморой официальный выходной сегодня. Но играть, прыгать мы с вами будем. Тряхнем стариной! Объявляю набор Команды Бабы Яги «Зубастики»!
Мелодия: Тогда и мы с Аватаром наберем Команду «Волшебные нотки». Чтобы все было честно, конкурсы будем придумывать по очереди.
1 задание
Однажды русский композитор М.П. Мусоргский посетил выставку работ художника Виктора Гартмана. Эскизы и рисунки друга произвели на него такое яркое впечатление, что из под пера музыканта вышел цикл музыкальных картинок. Он так их и назвал – «Картинки с выставки».
Послушайте музыкальный фрагмент из этого цикла. И попробуйте догадаться, какого-персонажа изобразил композитор. Какие музыкальные инструменты будут в этой пьесе звучать («Избушка на курьих ножках», в оркестровке Равеля).
2 задание
Кикимора: А второй конкурс я придумала!! Называется он «Наряд Мумии» ! Нужно за 1 минуту аккуратно «нарядить» мальчика и девочку из своей команды в костюм мумии при помощи туалетной бумаги. (В.Гаврилин, «Тарантелла»).
3 задание
На экране три категории: Старушки (П.И. Чайковский, «Баба Яга»), Иностранцы (Э.Григ, «В пещере горного короля»), Карлики (М.И. Глинка «Марш Черномора»). Выбрав одну из них, команда, после прослушивания музыкального фрагмента, должна попробовать отметить характерные музыкальные особенности в создании того или иного персонажа. Например: характер музыки, динамические оттенки, штрихи, темп, регистр, тип мелодии, особенности оркестровки и т.д.
4 задание
Аватар: Следующий конкурс называется «Сказочные острова» . Под музыку вы все должны “плавать” в “море”, красиво, плавно, не заходя на острова (круги из обоев). Когда музыка выключится, нужно мгновенно выпрыгивать “на сушу”, иначе “море вас поглотит”. На один остров должны встать 2 игрока (островов в 2 раза меньше чем участников. Причем оба они стоят на одной ноге, держась друг за друга ). Тот, кто не сможет удержаться на острове и упадет в море, будет им поглощен.( Повторяется игра несколько раз, пока не надоест Аватару под музыку Сен-Санса «Аквариум», «Лебедь»; Делиб «Дуэт цветов»).
5 задание
Баба-Яга: Страсть как люблю колдовать. Хотите и вас научу? Вот смотрите.(Вносится стаканчики с соком). Сейчас это простой сок. Но ровно через минуту это будет Волшебный напиток «Пятерочный». Выпив его, на вас так и посыпаются пятерочки в школе.
(Баба-Яга начинает колдовать): 5 на 5 = 25, жи ши пишется через и. Квадрат гипотенузы равен сумме двух катетов… Я же забыла. Чтобы в музыкальной школе были тоже пятерки нужно про ноты чего-нибудь сказать. Подсказывайте. Нота до пишется на … (Хором: добавочной линеечке). Нота ре пишется под…первой линеечкой… (либо другие музыкальные вопросы). Вот теперь порядок. Готово. Угощайтесь.
Госпожа Мелодия: Я хочу продолжить тему колдовства.
Участники из команды случайным путем выбирают шумовой инструментарий ( инструмент закрыт вуалью тайны). Кроме барабана, бубна, трещетки, колокольчика, врубеля, может попасться голосовой эффект – шипение, жужжание, мычание, пищание, цокание, щелчок пальцами, хлопок, топание, прыгание и другое. Нужно за 1 минуту придумать, используя шумовые инструменты, оригинальную звуковую мантру, музыкальное колдовство на удачу.
6 задание
Кикимора: Между прочим, у меня тоже есть свой музыкальный портрет. Его сочинил Анатолий Константинович Лядов. Фантазер был, вот что напридумывал:
«Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».
.. А теперь послушайте про меня музыку, да сами попробуйте портрет мой нарисовать («Кикимора», Музыка с 4.27 и до конца, выдается команде ватман, по очереди участники рисуют портрет героини).
7 задание
Танцы с метлой. По кругу под музыкальное сопровождение дети передают метлу. На ком музыка остановится, то выходит в центр и пляшет индивидуальный танец с метлой. (примеры музыки: Хачатурян «Танец с саблями»; Чайковский «Танец маленьких лебедей»; Моцарт, Маленькая ночная серенада 3 часть; Гамна стайл; Гаврилин, Тарантелла; «Частушки Бабок Ежек»).
В завершении программы герои прощаются, а Госпожа Мелодия предлагает выбрать Короля и Королеву Мистического Карнавала (листочки с именами скидываются в специальную коробочку), объявляет начало дискотеки.