Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Повторение трудных разделов орфографии и пунктуации

Повторение трудных разделов орфографии и пунктуации (в рамках подготовки к ЕГЭ).
Цели:
1. Повторить орфоэпические нормы и лексическое значение слов.
2. Обобщить и систематизировать материал по самым трудным разделам орфографии и пунктуации, а именно: правописание суффиксов прилагательных и причастий.
3. Применять на практике учебные компетенции, совершенствовать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, словари иностранных слов, кодоскоп.
Ход урока:
1. Организационный момент: объявление темы и цели урока.
2. Слово учителя: Наша задача - продолжать отрабатывать навыки правильного и грамотного письма.
Как всегда, начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова ( на экране – слова). Если ошиблись, записываем эти слова в тетради.
ИсключЕнный, увЕдомить, бралА, понЯвший,баловАть,обеспЕчение понЯвший,баловАть,обеспЕчение,пАмятовать, срЕдства,рефлЕксия,рассредотОчение,иллюзОрный, постулАт,турбулЕнтный, конфиденциАльный.
- Давайте выясним значение незнакомых нам слов:
(С помощью словаря выясняем значение слов: рефлексия, иллюзорный, постулат, турбулентный, конфиденциальный).
4. Работа с текстом.
Учитель: чтобы грамотно писать, надо знать «в лицо» систему самых частотных морфем: корней, приставок, суффиксов.
Перед вами текст.Систематизируем с вами наши знания по самому трудному разделу орфографии: н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.
Посмотрите на экран и скажите, когда пишется одна Н и два НН в суффиксах прилагательных? Причастий?
( на экране – таблица с правописанием данного правила)
Текст ( на каждого ученика на столе)
Он сидел в огромной комнате обставлен…ой старин…ой мебелью. На крашен…м маслян…ой краской полу валялось бе…числен…ое кол…ичество исписан…ых бумаг в открытое окно задувал весен…ий ветерок играя с недавно куплен…ыми шторами .На полирован…ом столе было множество вещей чернильница, недавно наполнен…ая Петькой до краев, стопеой лежали потрепан…ые фотографии, в деревян…ом сундучке инкрустирован…ом золотом плотно уложен…ы дорогие сигары.В центре комнаты сидел Александр Петрович на обтянутом тиснен…ой кожей кресле…
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните правила написания, надпишите части речи над этими словами.Расставьте и объясните знаки препинания.
Учитель: итак, мы повторили орфографические нормы. Я хочу обратить ваше внимание на высказывание А.И.Куприна: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, глубок, гибок, послушен и вместителен…»
Вслед за великими мы часто повторяем, что русский язык богат и могуч, что в его лексике десятки тысяч точных и хороших слов.Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. Поэтому мы должны отводить этой теме, очень нужной для подготовки к экзаменам,побольше времени.
Исправьте ошибки, которые допускают учащиеся, забыв о «коварстве» деепричастных оборотов.
На экране предложения.
1. Читая роман «Обломов», у всех возникают разные точки зрения.( когда мы читаем…)
2. Выйдя на прогулку, мальчику хотелось взобраться на сеновал.(…мальчик хотел…)
3. Даже полюбив Ольгу, его тянуло к дивану.( он не мог отказаться от дивана)
4. Изучив произведения Гончарова,у меня сложилось хорошее впечатление о главном герое.( когда я читал…)
5. Встав взрослым, Иван Ильич создал Обломовку и в Петербурге.( став…)
Учитель: К сожалению, встречаются ошибки и в СМИ, рекламе, объявлениях.
Итак, найдите их. Кто из вас орфоэпически, орфографически и грамматически зорок?
На экране- предложения:
-- «Л Этуаль: побАлуйте себя (орфоэпическая)
--Изготавливаем жАлюзи
--лиВтинг – крем( лифтинг) (орфографическая)
--товар сертиВицирован ( надо: сертифицирован)
--грейпФрукт( надо: грейпфрут)
--согласно графика( надо: графику)
Учитель: Следующая рубрика—« Соблюдайте грамматические нормы»
Задание: отметьте словосочетания с нарушением грамматических норм.( перед каждым на столе раздаточный материал). Работаем по вариантам.
1вариант: широкое авеню
до двухтысячи седьмого года
езжай за мной
несколько песней
жареный кофе
2 вариант: более ярче
десять апельсинов
две пары носков
опытные бухгалтера
3 вариант: двое прохожих
умелые шофера
более азартный
жить среди армян
Орфографический марафон.
Проведем в форме словарного диктанта. Распределите слова, на ваш взгляд, по степени трудности: легкие—трудные.
Бечевка, решетка, отэкзаменовать, квинтэссенция, пиетет, аккредитив, босс, индифферентный, импресарио, продюсер, росомаха, сверхизысканный, подыграть, запанибрата, не сегодня—завтра, апелляция, кристаллический, драматический, раса, целлофан, линолеум, суррогат, оккупация, гуманизм.
Мини—диктант повышенной трудности.
На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками.
Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель: Представьте себя в роли того, кто во что бы то ни стало хочет занять вакантное место корректора в самом популярном и престижном журнале .Ставки высоки, и прием проводится на конкурсной основе.
Что от вас требуется? Грамотность, грамотность и еще раз грамотность. Попробуйте найти и исправить ошибки в данных на листочках текстах. Они у всех разные.
ОБРАЗЕЦ:
Леонковалло инкогнито пресутствовал на представление оперы
« Паяци» в маленьком городке. Рядом сидела дама в Чорном парчевом платье. Она сразу обратила на нево внимание, так как он, в отличие от остальных,сидел со скучяющем видом.Дама заговорила: « Почему вы неаплодируете милостивый государь вам не нравится опера?» Леонковалло ответил: « Откровенно говоря мадмуазель она мне ненравится». Не знакомка удивилась: « Неужели месье это ваше искреннее мнение?»
«Разуметься», - был ответ.

ОБРАЗЕЦ:
Говорят в старо- давние времена, в этой уской далине,прорезанной прихатливыми извилинами серебристосиней речьки, шустрой и замкнутой кольцом плоско-верхих холмов, было столько дикой ярко красной гвоздики что окресности по словам месных жителей и сейчас называют алой зыбью.Севодня в Алой зыби , к сожелению, нет в таком изобилие, но тем неменее Павлу, поднимавшимуся на холм к обширной хлебо сольной усадьбе соседа, встретилось их столько,что ему, пожалуй,удалось бы собрать довольно-пышный букет.
Презентация на тему: Повторение трудных разделов орфографии

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по русскому языку, 11 класс Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса

Похожие статьи:

Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)

Интеллектуальный классный час для учащихся 5-7 классов
Опубликовано: 3472 дня назад (22 июня 2015)
Просмотров: 12788
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Гульмира Таласовна Смаилова # 22 июня 2015 в 15:36 0
Спасибо, мне понравился ваш урок
Татьяна Николаевна Кузьмина # 24 июня 2015 в 17:58 0
Спасибо и Вам!
Ирина Александровна Пономарева # 23 июня 2015 в 08:47 +1
Татьяна Николаевна! Урок грамотный, современный! Задания позволяют ученикам понять, закрепить и отработать трудные случаи орфографии. Настолько мобильный урок, что позволяет любить русский язык. Ни одного лишнего момента на уроке. Орфографический марафон - здорово!!! Уровень очень высокий! Вы - МАСТЕР!
Татьяна Николаевна Кузьмина # 23 июня 2015 в 14:58 0
Спасибо, дорогая коллега!
Татьяна Николаевна Кузьмина # 24 июня 2015 в 17:59 0
Спасибо, дорогая!!!
Вера Валерьевна Ляпина # 24 июня 2015 в 17:48 +1
Спасибо за урок! Татьяна Николаевна, обратите внимание на оформление материала на сайте. Здесь есть определенные правила: вы не указали задачи, хотя они у вас расположены в цели. Пользуйтесь жирным шрифтом при оформлении работы. Успехов!
Татьяна Николаевна Кузьмина # 24 июня 2015 в 18:01 -1
Спасибо за замечания, я же первый раз все делала, в следующий раз учту обязательно!
Ирина Алексеевна Кушнарева # 24 июня 2015 в 20:06 0
Добрый вечер, Татьяна Николаевна. Спасибо за приглашение на урок русского языка. У рок интересный, грамотно выстроенный. При подготовке к ЕГЭ очень нужный материал. Вы мастер своего дела. Примите голос.
В следующий раз обратите внимание на раздел "оформление работы".
С уважением И.А.
Елена Григорьевна Полякова # 25 июня 2015 в 09:43 0
Уважаемая Татьяна Николаевна, примите мой голос!
Прекрасный, логичный, продуманный урок. Здорово, что именно так вы
учите ребят нашему прекрасному русскому языку. Очень больно слышать
даже от высокопоставленных особ неверные ударения, несоблюдение литературных норм.
Вам только немного надо поработать над оформлением работы. Это доступно и делает
работу более презентабельной.
Успехов Вам и творческих удач, но, главное, оставаться верной своему делу!
С уважением, Е.Г.
Ольга Николаевна Царик # 2 июля 2015 в 20:46 0
Дорогая Татьяна Николаевна! Ваш урок очень интересный. Подобран глубокий материал для повторения орфоэпических и грамматических норм русского языка. Данная тема - это одна из трудных и кропотливых в обучении учащихся: к сожалению, ошибки "идут" к нам даже из СМИ...
Успехов Вам, дорогая коллега. Спасибо за предоставленный урок.
С уважением О.Н.
Дина Анатольевна Грачева # 8 июля 2015 в 08:33 +1
Татьяна Николаевна, нам с Вами, работающим в старших классах, особенно близка проблема современной орфографии, вернее, отношения наших учащихся к ней ))) У нас в гимназии в течение учебного года ведется дополнительный курс в 10-ом классе, посвященный трудным случаям орфографии. Вы же в одном уроке смогли показать много интересных подходов, спасибо. Удачи!+1 !
Надежда Боевна Кикеева # 26 июля 2015 в 17:44 0
Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Материал Вашего урока, безусловно, очень интересен в плане использования при подготовке к ЕГЭ. Хочется отметить упражнения, направленные на закрепление знаний по орфоэпии и грамматике. Но, при этом, имеются расхождения в формулировке темы урока и темы презентации к нему. Не совсем понятно сформулирована цель под №2. Трудные случаи постановки знаков препинания не рассматривались. Понравилось домашнее задание, данное в оригинальной форме. Думаю, что многие позаимствуют интересные приемы работы по орфоэпии и грамматике, использованные Вами. Удачи Вам!
Ирина Геннадьевна Фефелова # 30 августа 2015 в 10:46 0
В выпускных классах подобные виды работы надо включать в урок ежедневно, кроме занятий по подготовке к сочинению. Проблемы, связанные с орфоэпическими и грамматическими нормами, есть и будут. Спасибо за урок. Фрагменты урока, с вашего позволения, возьму для своих выпускников.