Повторение трудных разделов орфографии и пунктуации (в рамках подготовки к ЕГЭ).
Цели:
1. Повторить орфоэпические нормы и лексическое значение слов.
2. Обобщить и систематизировать материал по самым трудным разделам орфографии и пунктуации, а именно: правописание суффиксов прилагательных и причастий.
3. Применять на практике учебные компетенции, совершенствовать культуру устной и письменной речи.
Оборудование: индивидуальные карточки, раздаточный материал, словари иностранных слов, кодоскоп.
Ход урока:
1. Организационный момент: объявление темы и цели урока.
2. Слово учителя: Наша задача - продолжать отрабатывать навыки правильного и грамотного письма.
Как всегда, начнем с орфоэпической разминки. Прочитайте вслух, как правильно произносятся слова ( на экране – слова). Если ошиблись, записываем эти слова в тетради.
ИсключЕнный, увЕдомить, бралА, понЯвший,баловАть,обеспЕчение понЯвший,баловАть,обеспЕчение,пАмятовать, срЕдства,рефлЕксия,рассредотОчение,иллюзОрный, постулАт,турбулЕнтный, конфиденциАльный.
- Давайте выясним значение незнакомых нам слов:
(С помощью словаря выясняем значение слов: рефлексия, иллюзорный, постулат, турбулентный, конфиденциальный).
4. Работа с текстом.
Учитель: чтобы грамотно писать, надо знать «в лицо» систему самых частотных морфем: корней, приставок, суффиксов.
Перед вами текст.Систематизируем с вами наши знания по самому трудному разделу орфографии: н и нн в суффиксах прилагательных и причастий.
Посмотрите на экран и скажите, когда пишется одна Н и два НН в суффиксах прилагательных? Причастий?
( на экране – таблица с правописанием данного правила)
Текст ( на каждого ученика на столе)
Он сидел в огромной комнате обставлен…ой старин…ой мебелью. На крашен…м маслян…ой краской полу валялось бе…числен…ое кол…ичество исписан…ых бумаг в открытое окно задувал весен…ий ветерок играя с недавно куплен…ыми шторами .На полирован…ом столе было множество вещей чернильница, недавно наполнен…ая Петькой до краев, стопеой лежали потрепан…ые фотографии, в деревян…ом сундучке инкрустирован…ом золотом плотно уложен…ы дорогие сигары.В центре комнаты сидел Александр Петрович на обтянутом тиснен…ой кожей кресле…
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните правила написания, надпишите части речи над этими словами.Расставьте и объясните знаки препинания.
Учитель: итак, мы повторили орфографические нормы. Я хочу обратить ваше внимание на высказывание А.И.Куприна: « Русский язык в умелых руках и в опытных устах- красив, певуч, выразителен, глубок, гибок, послушен и вместителен…»
Вслед за великими мы часто повторяем, что русский язык богат и могуч, что в его лексике десятки тысяч точных и хороших слов.Однако при этом речь наша часто бывает бедна и невыразительна. Поэтому мы должны отводить этой теме, очень нужной для подготовки к экзаменам,побольше времени.
Исправьте ошибки, которые допускают учащиеся, забыв о «коварстве» деепричастных оборотов.
На экране предложения.
1. Читая роман «Обломов», у всех возникают разные точки зрения.( когда мы читаем…)
2. Выйдя на прогулку, мальчику хотелось взобраться на сеновал.(…мальчик хотел…)
3. Даже полюбив Ольгу, его тянуло к дивану.( он не мог отказаться от дивана)
4. Изучив произведения Гончарова,у меня сложилось хорошее впечатление о главном герое.( когда я читал…)
5. Встав взрослым, Иван Ильич создал Обломовку и в Петербурге.( став…)
Учитель: К сожалению, встречаются ошибки и в СМИ, рекламе, объявлениях.
Итак, найдите их. Кто из вас орфоэпически, орфографически и грамматически зорок?
На экране- предложения:
-- «Л Этуаль: побАлуйте себя (орфоэпическая)
--Изготавливаем жАлюзи
--лиВтинг – крем( лифтинг) (орфографическая)
--товар сертиВицирован ( надо: сертифицирован)
--грейпФрукт( надо: грейпфрут)
--согласно графика( надо: графику)
Учитель: Следующая рубрика—« Соблюдайте грамматические нормы»
Задание: отметьте словосочетания с нарушением грамматических норм.( перед каждым на столе раздаточный материал). Работаем по вариантам.
1вариант: широкое авеню
до двухтысячи седьмого года
езжай за мной
несколько песней
жареный кофе
2 вариант: более ярче
десять апельсинов
две пары носков
опытные бухгалтера
3 вариант: двое прохожих
умелые шофера
более азартный
жить среди армян
Орфографический марафон.
Проведем в форме словарного диктанта. Распределите слова, на ваш взгляд, по степени трудности: легкие—трудные.
Бечевка, решетка, отэкзаменовать, квинтэссенция, пиетет, аккредитив, босс, индифферентный, импресарио, продюсер, росомаха, сверхизысканный, подыграть, запанибрата, не сегодня—завтра, апелляция, кристаллический, драматический, раса, целлофан, линолеум, суррогат, оккупация, гуманизм.
Мини—диктант повышенной трудности.
На дощатой террасе веснушчатая Агриппина Саввична потчевала исподтишка коллежского асессора Фаддея Аполлоновича под аккомпанемент виолончели всякими яствами и винегретом с моллюсками.
Подведение итогов урока. Задание на дом.
Учитель: Представьте себя в роли того, кто во что бы то ни стало хочет занять вакантное место корректора в самом популярном и престижном журнале .Ставки высоки, и прием проводится на конкурсной основе.
Что от вас требуется? Грамотность, грамотность и еще раз грамотность. Попробуйте найти и исправить ошибки в данных на листочках текстах. Они у всех разные.
ОБРАЗЕЦ:
Леонковалло инкогнито пресутствовал на представление оперы
« Паяци» в маленьком городке. Рядом сидела дама в Чорном парчевом платье. Она сразу обратила на нево внимание, так как он, в отличие от остальных,сидел со скучяющем видом.Дама заговорила: « Почему вы неаплодируете милостивый государь вам не нравится опера?» Леонковалло ответил: « Откровенно говоря мадмуазель она мне ненравится». Не знакомка удивилась: « Неужели месье это ваше искреннее мнение?»
«Разуметься», - был ответ.
ОБРАЗЕЦ:
Говорят в старо- давние времена, в этой уской далине,прорезанной прихатливыми извилинами серебристосиней речьки, шустрой и замкнутой кольцом плоско-верхих холмов, было столько дикой ярко красной гвоздики что окресности по словам месных жителей и сейчас называют алой зыбью.Севодня в Алой зыби , к сожелению, нет в таком изобилие, но тем неменее Павлу, поднимавшимуся на холм к обширной хлебо сольной усадьбе соседа, встретилось их столько,что ему, пожалуй,удалось бы собрать довольно-пышный букет.Презентация на тему: Повторение трудных разделов орфографии
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока по русскому языку, 11 класс
Подготовка к написанию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста К. Г. Паустовского «Тай
Мастер – класс по русскому языку 9-11 класс. Лингвистический анализ текста
Конспект урока по русскому языку для учащихся 11 класса
Похожие статьи:
Индивидуальный образовательный маршрут по русскому языку «Стилистика и культура речи» (10-11 класс)