Конструктор уроков - методика объектно-ориентированного конструирования уроков
Автор: Парфененко Татьяна Николаевна, учитель информатики и информационных технологий, г.Москва, ГБОУ СОШ №2016Введение
При подготовке к уроку, наряду с традиционными методами, я использую свою инновационную разработку - «Конструктор уроков».
Это моя методика объектно-ориентированного конструирования уроков. Она создана в результате анализа различных методик подготовки и проведения уроков.
Методика экономит время учителя, даёт ему возможность собирать и накапливать электронные тематические коллекции материалов к урокам, позволяет выбирать наиболее подходящий для конкретного случая вариант организации урока и вносить все необходимые коррективы.
Принцип действия «Конструктора уроков» показан для учителей информатики на 2-х примерах: урок изучения и первичного закрепления знаний и урок контроля и коррекции знаний. Таким же образом можно смоделировать любой другой тип урока.
Методика подходит для конструирования уроков в любом классе по любому предмету.
Методика
На уроках информатики в 11-м классе при прохождении темы «Моделирование и формализация» мы рассматриваем создание информационных моделей различных процессов. Я привожу конкретный пример того, как объектно-информационное моделирование применяется мною в профессиональной деятельности.
Методика объектно-ориентированного конструирования уроков рассматривает каждый этап урока как элемент, а весь урок в целом - как объект информационного конструирования.
Схема урока объяснения и первичного закрепления знаний.
На схеме показано, что урок объяснения и первичного закрепления состоит из двух основных этапов (две части схемы, окрашенные разным цветом). Справа перечислены возможные виды деятельности учителя и учеников.
В результате анализа схемы, создан Конструктор уроков объяснения и первичного закрепления, представленный ниже. Чтобы воспользоваться Конструктором, нужно:
1. Выбрать формат получения новых знаний, умений и навыков из вариантов, представленных в левой части конструктора.
2. Выбрать формат первичного закрепления знаний, умений и навыков из вариантов, представленных в правой части конструктора.
Конструктор уроков объяснения и первичного закрепления.
Каждый вариант получения новых ЗУН сочетается с любым вариантом первичного закрепления ЗУН (показан линиями соединений).
Таким образом, на этом примере, получается 16 вариантов уроков объяснения и первичного закрепления.
Схема урока контроля и коррекции знаний.
Аналогичным образом, проанализировав свои уроки контроля и коррекции знаний, я создала Конструктор уроков контроля и коррекции знаний.
Конструктор уроков контроля и коррекции знаний.
Таким образом, получается 7 вариантов уроков проверки и коррекции знаний, умений и навыков.
Заключение, анализ
Это методика используется мною при подготовке к урокам. Она значительно экономит время, т.к. все возможные способы объяснения и проверки ЗУН у меня перед глазами на схемах «Конструктора уроков». Выбрав подходящий к конкретному уроку вариант из левой части Конструктора, я выбираю соответствующий ему вариант из правой части. Схема проведения урока готова.
По поводу «открытия Америки, изобретения велосипеда», и тому подобных возможных упрёков, хочу пояснить, что суть моей разработки не в том, что можно использовать готовые целостные модули при подготовке к уроку (это было разработано ещё в 30-х годах на заре становления советской школы педагогики, потом ещё раз «открыто» спустя почти полвека где-то в 70-х гг.), а в том, как это делать, на современном уровне развития информационных технологий.
Компьютер и сам, с точки зрения объектно-информационного моделирования, является моделью деятельности человеческого сознания по обработке информации. Поэтому ничего, принципиально нового, до чего ещё не додумался человек, компьютер создать не может. Его принципиальное отличие от человека, во-первых, - в количестве обрабатываемой информации в единицу времени, то есть в быстродействии, во-вторых, - в том, что результат этой обработки может быть сразу выведен на какой-либо носитель информации, по выбору. Не надо тратить время, чтобы всё это записывать.
Это и есть переход количества (в данном случае объём обрабатываемой информации в единицу времени) в новое качество. В данном случае это то, что из уже готового материала я могу сразу «собрать» нужный урок и выбрать такую его структуру, которая мне наиболее подходит к данному конкретному классу. В плане подготовки к уроку мне остаётся больше времени для того, чтобы усовершенствовать имеющийся материал, что-то добавлять, корректировать, вносить изменения, новшества.
Приведу ещё один пример. Технологические карты прохождения учебного материала. Удобная вещь если её делать на компьютере. Таблица выравнивает высоту строк, ширину столбцов и тому подобное. А каково тем учителям, у кого нет компьютера, кому раздали эту таблицу в отпечатанном виде, чтобы они её заполняли вручную? А такие есть. Разве это совершенствует их работу? Это загружает её ненужными трудностями, вместо пользы для дела, отнимает время от реальной подготовки к урокам.
Приведённые схемы, на бумажном носителе, не объясняют того, что в электронном виде, для выбора структуры и фактуры урока мне требуется не более 5-ти минут. Дальше я могу вносить свои коррективы, которые здесь же и остаются. Материал совершенствуется, накапливается, структурируется. Появляется вариативность, разделение по уровню сложности. Это позволяет дифференцированно подходить к разным классам и ученикам выбирать задания и способ объяснения. Это качественно другой уровень подготовки к уроку.
Ниже приведены некоторые слайды презентации «Конструктор уроков», с помощью которой планируются уроки:
Рекомендуем посмотреть:
Что такое технология потоковых данных
Использование облачного хранилища данных в образовательном пространстве
Восьмеричный переход
Конспект урока информатики по теме «Разветвляющие алгоритмы», 10 класс
Похожие статьи:
Оценка достижений учащихся на уроках информатики
Конспект открытого урока по информатике в 9 классе
Конспект урока информатики в 8 классе
Конспект урока информатики в 3 классе
Конспект урока информатики во 2 классе