Творческий проект учителя на День Победы - 9 мая
Сочинение- эссе: Гостеприимная степь: Казахстан - наш общий дом
Автор: Тембаева Татьяна Николаевна, учитель истории Воскресенской СОШ, Павлодарской области, Качирского района.
Описание материала: В данном материале предлагаю познакомиться с моим творческим проектом – сочинением – эссе, которое посвящено моей маме, репрессированной в годы Великой Отечественной войны. Предложенный мною материал будет интересен родителям и педагогам, а также всем кто не равнодушен к памяти жертвам и пострадавшим в годы Великой Отечественной войны.
Цель: изучение истории своей семьи в годы ВОВ.
Задачи: изучить семейный архив, фотографии, создать хронологию событий тех страшных лет, увековечить память о моей маме.
«Быть настоящим патриотом нельзя без знания истории родной земли, родного языка, своих корней. Любовь к родным и близким, уважение к родителям еще один символ казахстанского патриотизма»
Нурсултан Назарбаев
В Послании Президента страны народу Казахстана Н.А.Назарбаев подчеркнул, что самое главное – за годы после обретения независимости «во всем Казахстане не погиб ни один человек в межнациональных столкновениях, хотя в конце прошлого десятилетия и нам был подброшен кровавый вызов грядущих конфликтов». Межнациональное взаимопонимание и взаимодействие – залог нашего успешного движения вперед. Кем были наши предки, какой след они оставили на земле, как они жили, что за судьба была у них? Эта информация не просто очень интересна, но и познавательна и поучительна. Узнавая все новые и новые факты, заставили меня посмотреть с новой точки зрения на прошлое, настоящее и будущее моей страны и моей семьи. Судьба каждой семьи – это частичка истории Отчизны - это я стала лучше воспринимать, участвуя в краеведческой работе, собирая историческую информацию. Я думаю, тема моего эссе актуальна и значима, так как, предстоящий 2015 год станет Годом 70-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также Годом ветерана в странах СНГ. Моя работа поможет будущему поколению узнать историю из уст тех, кто действительно пережил эти страшные события – это будет моим вкладом в дело изучения истории моей Родины. Работая над темой эссе: «Гостеприимная степь: Казахстан - наш общий дом», я брала интервью у своей мамы, Ерусовой Софьи Христьяновны. В результате у меня определилось собственное отношение к проблемам прошлого и настоящего. Я пришла к выводу, что минувшее столетие казахстанской истории отмечено великими свершениями предков, прославивших страну беспримерными подвигами, героическим трудом, но в исторической памяти поколений бережно хранятся и воспоминания о людях, чьи судьбы стали знаковыми в истории. Если мы хотим стать настоящими гражданами и патриотами своей Родины, нам необходимо знать историю своего государства, своего рода, пропустить ее через призму историй всех поколений. Именно поэтому я решила написать о событии, основанном на реальных событиях семьи моей мамы Софьи Христьяновны Ерусовой (Лефлер). Её жизнь – пример несгибаемой стойкости и мужества, порядочности, доброты и всепрощения.
Сегодня всматриваясь в ХХ век, мы, не в праве, забыть горькие уроки истории. Для нас, казахстанских жителей сталинизм - жестокий жизненный опыт наших предков. Все немцы, проживающие на родине великого Абая, хорошо помнят и знают, что Казахстан - большое полиэтническое государство, причем некоторые национальности здесь оказались не по своей воле. История появления немцев на территории бывшего Советского Союза, уходит глубь веков. Далекие предки немцев, по приглашению царского правительства, перебрались в Россию еще в XVIII веке.
Мои родственники поселились в Поволжье, недалеко от города Саратова. Родилась мама в 1937 году, 20 августа в селе Таган Советского района Саратовской области. Эта территория была в составе Немецкой автономной области.
В семье было 5 сестер - Кристина, Анна, Доротея, Амалия. Моя мама София была младшей сестрой. Ее отец Христиан Георгиевич Лефлер, был грамотным человеком, работал агентом (статистом). Моя бабушка Амалия Готлибовна Лефлер (Гомер) воспитывала детей. Старшие её дочери ходили в школу. По воспоминаниям сестер мама рассказывает: «Перед войной они жили хорошо. Собирали богатые урожаи, много зерна давали на трудодни. Но не знали, что счастью приходит конец. Однажды в августе 1941 года, их собрали и объявили: «Два часа на сбор. Вас будут выселять. Что сможете, берите с собой, остальное оставляйте». Составили список, что оставили дома: мебель, хозяйство. Привезли на станцию на лошадях и разместили по товарным вагонам, в которых перевозили скот.
Почему их выгнали, за что, куда везут, что будет с ними дальше? Народу сказали: « По достоверным данным, полученным военными властями, среди немецкого населения, проживающего в районах Поволжья, имеются диверсанты и шпионы, которые по сигналу из Германии должны совершить диверсии. Советское правительство по законам военного времени, приняло меры против немецкого населения Поволжья». Немцев расселяли в Омскую, Новосибирскую области, Алтайский край и Казахстан. Мы понимали, что обвинение было огульным на основе доносов, слухов, догадок, но ничего сделать не могли».
Это насильственное переселение из одной республики в другую, с одного обжитого места на другое, необжитое, нарушило всю систему жизни немцев Поволжья и оставило неизгладимый след в истории. Подвергся геноциду мирный, не в чем, не повинный народ. Депортация принесла немцам большие беды.
Мама рассказывает: «Не все выдержали тяжести переезда, многие умерли по дороге. Привезли их в Казахстан, в город Павлодар, потом на машинах в Максимо-Горьковский район и в село Инталы. Поселили кого куда: в бараки, землянки – без элементарных средств существования. Многие умерли от голода, от инфекционных заболеваний. Ели сладкий корень, ловили сусликов, после уборки собирали колоски. Народу не разрешали читать молитвы, верить в Бога, разговаривать на родном языке. Сильно заболела мать и умерла, вслед за ней и отец. Старшую сестру Кристину отправили в трудовую армию. Было очень трудно, и неизвестно, выжила семья или нет, если бы не братский народ Казахстана, который тоже бедствовал.
Гостеприимные казахи нашли возможность, принять и разместить, сотню тысяч переселенцев, делясь последним куском хлеба. Мы жили вместе с казахскими детьми, ели с одной чашки. Научились разговаривать на казахском языке, пели песни. И стали кровными родственниками. Казахстанская земля не дала нам умереть, в те тяжёлые годы и стала нашей второй Родиной».
Как же сложилась жизнь других моих родственников? Старшая сестра моей мамы Кристина Хрестьяновна, воспитала большую семью, но, к сожалению, в 1993 году она умерла. Анна Хрестьяновна, ДоротеяХрестьяновна и Амалия Хрестьяновна проживают в Германии, а сердце их осталось здесь, на бескрайних просторах Казахстана. В каждом их письме чувствуется тоска по второй Родине. Несмотря на трудности прожитых невзгод, эта земля не дала им умереть. Тут они прожили лучшие годы молодости. Что интересно, при встрече сестры вспоминают: как было весело и дружно. Эти испытания закалили их, поэтому на многое они смотрят с оптимизмом. Моя мама встретила свою любовь- отца, Николая Федоровича Ерусова. Всю жизнь бабушка трудилась на самых трудных работах в колхозах, совхозах. Вместе воспитали 3-х детей: Андрея, Марию, я в семье младшая. Отец с матерью всегда учили нас уважать людей разных национальностей. И наверное поэтому, у брата Андрея - жена татарка, у сестры Марии- муж армянин, у меня –муж казах. И живем мы дружной интернациональной семьёй.
Пусть одни страницы истории вызывает гордость, а другие обиду и горечь, забывать нельзя ни те, ни другие. И долг старшего поколения - передать эту память молодым. Эта память - о сотнях тысяч людей, которые стали жертвами злого рока репрессий, оклеветанных, изгнанных, презрительно названы «Изменниками Родины» и «врагами народа». Наше государство уделяет большое внимание вопросу консолидации общества, гармонизации межнациональных отношений, именно на такой основе, в таком русле следует развиваться нашему многонациональному государству. Этот принцип лежит в основе работы Ассамблеи Народов Казахстана, юбилей которой мы отмечаем в этом году. Родственные, духовные узы связывают казахский и немецкий народы. Подтверждением этому служат 40-е годы, когда немецкий народ нашел приют на земле казахов. Само обращение к историческому опыту несет политический и нравственный смысл. Ведь, чтобы не повторять былых ошибок, их необходимо знать. А для этого, прежде всего надо извлечь уроки из прошлого во имя настоящего, во имя будущего. Пусть скорбная минута памяти о тех страшных годах зажжет в душе каждого из нас огонек милосердия и доброты.
Рекомендуем посмотреть:
Эссе ученика 4 класса. Моя гордость
Эссе, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне
Эссе к 70-летию Победы
Эссе к 9 мая