Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы на тему «Путешествие в Царство Снежной Королевы»
Автор: Татьяна Павловна Антохина, воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида № 83 «Игрушка» города Воркуты.
Описание материала: предлагаю вашему вниманию конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы на тему «Путешествие в Царство Снежной Королевы». Это конспект музыкально – художественной направленности, помогающий детям почувствовать красоту зимней природы в художественных образах (музыке, поэзии, живописи), передавать зимнее настроение в пении, танце, музыкально-игровом и художественном творчестве
Программные задачи:
Развитие эмоционально-эстетической отзывчивости детей через восприятие родной природы в поэтическом слове, музыке и живописи;
Помочь детям почувствовать красоту природы в художественных образах (музыке, живописи, поэзии).
Через восприятие музыки контрастного характера закрепить представление о средствах выразительности в музыке, соотносить с другими видами искусства (художественным словом, живописью).
Учить передавать зимнее настроение в пении, танце, музыкально-игровом и художественном творчестве.
Раскрыть смысл слов: лёгкий, тяжёлый, холодный, тёплый, вьюжная, колючая, музыка просторная, величественная.
Развивать слуховое восприятие, динамический, тембровый слух, художественное творчество, воображение.
Интеграция образовательных областей:
художественное творчество;
познание;
коммуникация;
социализация;
художественная литература;
музыка.
Предварительная работа:
наблюдения за разным состоянием погоды;
рассматривание и зарисовывание снежинок;
рассматривание репродукций картин:
И. Грабарь «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь»,
А. Пластов «Первый снег»,
А. Рябушкин «Зимнее утро»,
Б. Щербаков «В декабре», «Подмосковье»;
рассматривание иллюстраций, фотографий с разными зимними явлениями природы, разными состояниями погоды;
чтение стихов о зиме,
чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева»;
пение песен о зиме;
слушание «зимней» музыки: П. Чайковский «Зимнее утро»,
«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик»,
В. А. Моцарт «Колокольчики звенят»,
Р. Шуман «Дед Мороз»;
беседы о зиме.
Создание условий в группе для непосредственно-образовательной деятельности:
белая гуашь;
кисточки, тампончики (ватные палочки);
тонированная бумага, зеркала;
аудиозаписи:
П. Чайковский «Зимнее утро»,
«Вальс снежных хлопьев», «Марш», «Танец феи Драже» (фрагмент) из балета «Щелкунчик»,
Р. Шуман «Дед Мороз»;
песня Е. Соколовой «Сказка, в гости приходи»,
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»,
И. Бах «Шутка»,
А. Вивальди концерт «Зима»,
песня «Зимние забавы», музыка Вахрушевой,
шум театральный «Вьюга, пурга»,
песня «Серебристые снежинки» музыка А. Варламова;
стихи:
С. Есенин «Поёт зима, аукает»,
И. Бунин «Метель»,
И. Суриков «Зима»,
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»;
фланелеграф с изображением сказочных героев;
карточки трёх цветов на каждого ребёнка;
музыкальные инструменты: треугольник, металлофон, колокольчик, труба, барабан;
центральная стена – Царство Снежной Королевы – отделена занавесом.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Муз. руководитель: Сегодня, ребята, вас встретит радостная маршевая музыка! Постарайтесь передать её настроение движением, а помогать вам будут музыканты. (Дать двум детям музыкальные инструменты: трубу, барабан).
Звучит «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик», дети выполняют музыкально-ритмические движения: маршевый шаг.
Певческое упражнение «Труба и барабан»: дети поют, как поёт труба («Ту-ту») , как барабан («Та-та-та»).
Муз. руководитель: Ребята, вы узнали музыку, которая вас сегодня встретила?
Дети: «Марш» из балета П. Чайковского «Щелкунчик».
Муз. руководитель: П. И. Чайковский написал этот балет по сказке немецкого писателя Гофмана, поэтому музыка – сказочная, она сопровождает всех героев сказки. Давайте сегодня на занятии мы поговорим с вами о сказочной музыке, присядьте.
(Дети садятся).
Муз. руководитель: А чтобы скорее к нам пришла сказка, споём песню «Сказка, в гости приходи».
Дети исполняют 1 куплет песни «Сказка, в гости приходи», музыка Е. Соколовой.
Муз. руководитель: В сказке бывают и добрые и злые герои. Характер героев отражает музыка.
Показ иллюстраций героев сказок.
Муз. руководитель: Быстрая, весёлая танцевальная музыка к какому больше подходит герою?
А мрачная, тяжёлая, которая звучит в низком регистре, где слышатся редкие удары, скачки в мелодии?
Воспитатель: А ещё музыку можно сравнить с цветом. Сейчас прозвучат три музыкальных отрывка, по окончании музыки покажите карточку, соответствующего цвета.
Музыкально-дидактическая игра «Определи цвет музыки»:
М. Мусоргский «Избушка на курьих ножках» (тёмный, чёрный);
И. С. Бах «Шутка» (красный);
А. Вивальди, концерт «Зима»1 и 2 части (синий).
Воспитатель: Ребята, как называется эта музыка? Чувствуется ли в концерте сказочный характер музыки?
Воспитатель: Я предлагаю вам почитать стихи под эту музыку, чтобы лучше представить образ зимы, её сказочность.
Мелодекламация (звучит концерт А. Вивальди «Зима»).
Дети читают стихи о зиме:
И. Суриков «Зима»,
С. Есенин «Поёт зима, аукает»,
И. Бунин «Метель»
Ф. Тютчев «Чародейкою зимою».
Воспитатель: Подходит ли характер музыки к настроению стихов?
Какая предстаёт перед нами зима? (Холодная, морозная, вьюжная).
Почти такая же, как в песне «Зимние забавы».
Дети исполняют 1 куплет песни «Зимние забавы», слова и музыка Л. А. Вахрушевой.
Воспитатель: Чувствуете, ребята,что-то холодом повеяло.
Звучит театральный шум «Вьюга, пурга».
Воспитатель: Да это же сама Снежная Королева пролетела. Хотите полететь вслед за ней в её Снежное Царство?
Воспитатель: Изобразим полёт с помощью наших рук, а помогать нам будет музыка.
Пластический этюд на музыку Р. Шумана «Дед Мороз» (имитация бури).
Воспитатель: Когда пурга стихнет, мы откроем глаза и, может, случится чудо.
Раздвигаются шторы, открывая вход в «Снежное Царство».
Воспитатель: Кругом сугробы. А где же Снежная Королева? Она, наверное, спит.
Ступайте по снегу неслышно, потому что снег всегда скрипит от сильного мороза.
(Дети идут лёгким шагом).
Воспитатель: Тише, тише! Слышите? Откуда-то доносится перезвон.
Звучит фрагмент «Танца феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Воспитатель: Какой голос у музыкальных звуков? (Хрустальный, звонкий, лёгкий).
У кого в Царстве Снежной Королевы может быть такой голосок? (У льдинок, у снежинок). Снежинки, наверное, так разговаривают, касаясь друг друга хрустальными лучиками. Посмотрите, какая большая снежинка. Да это же Снежная Королева оставила нам послание – задание:
«Найти из предложенных вам музыкальных инструментов те, которые по звучанию подходят к голосам моих снежинок».
Музыкально-дидактическая игра «Угадай-ка»:
Дети выдирают нужные из музыкальных инструментов (треугольник, колокольчик, металлофон).
Воспитатель: Я думаю, что мы почти справились. Осталось только сыграть на них.
Игра на музыкальных инструментах («Танец феи Драже» П. Чайковского).
Воспитатель: Посмотрите, какие необыкновенные снежинки в Царстве Снежной Королевы.
Предлагает рассмотреть снежинки, расположенные на тёмном фоне материала. Вместе с детьми рассматривают разные по величине и форме снежинки: округлой формы, лохматые, с острыми лучиками, большие, средние, поменьше и т.д. Лучики каждой снежинки – особенные, не похожие на других.
Воспитатель: А сейчас наши девочки представят себя лёгкими снежинками и покружатся в своём хороводе – танце.
Танец девочек-снежинок под песню «Серебристые снежинки», музыка А. Варламова.
Песню «Серебристые снежинки» исполняет солистка. Девочки импровизируют с серебристыми платочками, с дождиком.
Воспитатель: А теперь давайте разукрасим снежные ледяные стены дворца Снежной Королевы своими снежинками и, может быть, ледяное сердце Снежной Королевы оттает от тепла наших рук, сердец, и она станет добрее. Можно нарисовать спокойное падение снежинок или вьюгу.
Под «Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик» дети рисуют на зеркалах тампончиками (ватными палочками) белой гуашью разные, непохожие друг на друга снежинки. Затем дети (по желанию) пробуют нарисовать снежинки на тонированной бумаге кисточками.
В конце занятия заходит Снежная Королева.
Снежная королева: Спасибо, юные друзья, что вы посетили моё ледяное царство. С вашими рисунками оно стало ещё лучше, краше. Я благодарю вас, справились с моим музыкальным заданием, были настоящими музыкантами и исполнителями. Я хочу вас отблагодарить. Я принесла вам сосульки, только не ледяные, а очень вкусные. Угощайтесь. До свидания!
Воспитатель: До свидания, да и нам пора в детский сад. Полетели!
Звучит «снежная» музыка (порыв метели). Дети снова с помощью рук возвращаются в детский сад.
Воспитатель: Чем понравилось вам путешествие в Царство Снежной Королевы?
Что напомнило вам наше путешествие?
Итог занятия: У нас сегодня получилась сказка? О чём она?
Давайте придумаем нашей сказке название, ведь у каждой сказки есть название.
(Варианты детей).
Давайте назовём её «Путешествие в Царство Снежной Королевы».
А сейчас пойдём и расскажем нашу сказку другим детям.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер
Конспект внеклассного занятия для 1 класса на тему: День в школе
Конспект открытой НОД в подготовительной группе по ОО «Познание». Состав числа 7
Похожие статьи:
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»