Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему:
«Легенда о Волховском розане»
Автор: Москвичёва Марина Юрьевна, педагог дополнительного образования по экологической деятельности МДОБУ «Детский сад № 5 « Аистёнок» комбинированного вида город Волхов, Ленинградская область.«ЛЕГЕНДА О ВОЛХОВСКОМ РОЗАНЕ»
Конспект интегрированного занятия-выставки в подготовительной группе.
ОПИСАНИЕ. Данный материал будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и педагогам начальной школы. Это интегрированное занятие-выставка в подготовительной группе: ознакомление дошкольников с малой Родиной с использованием поисково-исследовательской деятельности. В конспекте представлены интересные материалы о Волховском крае, волховских умельцах, авторская сказка о Волховском розане и фотографии.
АКТУАЛЬНОСТЬ. Воспитание патриотических чувств, формирование интереса к малой Родине – одна из основных задач современной педагогики. Экологическо-краеведческое образование играет большую роль в формировании личности ребёнка. Воспитание маленького патриота начинается с дома, улицы, детского сада, села, города, природы родного края.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество».
ЦЕЛЬ: формирование знаний детей о родном крае: Волховской земле.
ЗАДАЧИ:
1.Расширить и закрепить знания детей о родном Волховском крае.
2.Продолжить знакомить детей с достопримечательностями города Волхова, изделиями росписи, мастерами родного края: Л.П.Чичериным, Е.С.Салтыковым.
3.Расширить знания о рукотворном мире человека, свойствах материалов и их использовании (ткань, шерсть, мех, дерево).
4.Активизировать словарь: Волхов, волховчане, Волховский край, паровоз, вокзал, музей, ГЭС, Волховская роспись, розан, мастерица и т. д.
Новые слова - прорубь; девица, молодец, знахарь, деревянная утварь.
5.Совершенствовать навыки словообразования:
мех-меховые, шерсть-шерстяные, лёд-ледяная, целитель-целительница, лечить-лекарь, хворь-хворать, лоскут-лоскутное одеяло.
6.Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством нашего края, вызвать эмоциональный отклик на сказку.
7.Воспитывать любовь к родному краю и гордость за волховских умельцев.
Волховская роспись по дереву входит в состав народных художественных ремёсел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремёсла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его декоративностью, яркостью и пышностью. Наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву в Петербурге и поселениях Ладожского озера была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова. Волховские мастерицы украшали прялки, подносы, пасхальные яйца, шкатулки, разделочные доски цветами сказочной красоты.
МАТЕРИАЛЫ: Изделия и иллюстрации с Волховской росписью, фотографии мастериц Волховской росписи; ольховые чурки и доски; теневой театр к сказке « Легенда о Волховском розане»; шерсть, шерстяные нитки, прялка с волховской росписью, веретено, спицы, варежки и носки; кусочки ткани, лоскутное одеяло, игла, нитки; кусочки меха, меховые рукавицы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА. Взаимодействие с детьми и родителями: подбор информации о Волховской росписи и предметов с Волховской росписью.
Оформление выставки.
Подбор материалов на темы:
1. « Волховский край»
2. « Волховская роспись».
3. « Волховские мастера».
Цикл занятий по теме « Рукотворный мир человека».
Ход занятия:
Дети удобно устраиваются на ковре перед ширмой теневого театра в экологической комнате.
Педагог вместе с детьми вспоминает правила поведения в общественных местах (театр, кинотеатр, музей).
Проводится беседа о Волховском крае:
1.Кто знает, как называется наш город? (город Волхов).
2.Как называется наша река? (река Волхов).
3.Какие достопримечательности нашего города вы знаете? (Волховская гидроэлектростанция, музей истории города Волхова, паровоз на станции Волховстрой-1).
4.Какие люди живут в нашем городе? (добрые, трудолюбивые, хорошие).
5.Как называют людей, которые живут в городе Волхов? (волховчане).
6.Что такое Волховская роспись? (роспись по дереву в Волховском крае).
Педагог хвалит детей и начинает рассказывать легенду о Волховском розане (теневой театр).
ЛЕГЕНДА О ВОЛХОВСКОМ РОЗАНЕ.
Давным-давно на Руси, на Волховской земле, жили-были молодец и девица.
- Ребята, а кого называют девицей? (молодая девушка – красивая, добрая).
- Кого называют молодцем? (молодой парень (удалец) – сильный, смелый, добрый)
Верно, жили они - не тужили. Весной землю пахали, семена сажали. Летом хлеб, да овощи растили. Осенью урожай собирали, да на зиму заготавливали. Зимой, когда трещали суровые морозы, да снег белым пушистым одеялом землю укрывал, девица в избе печку топила, обед готовила, да за работу садилась.
- Что же можно зимой в деревне делать? (Пряла наша красавица пряжу).
-Что такое пряжа? (много ниток, волокно).
- Из чего её прядут? (делают, вытягивают, скручивают нитку).
(Педагог показывает малышам моток настоящей овечьей пряжи. Предлагает её потрогать, помять, понюхать и просто подержать в руках).
- Что значит прясть? (делать, вытягивать, скручивать нитку).
- Как прядут пряжу?
(Педагог показывает детям прялку и как прядут из пряжи нить. Затем показывает ребятам клубок шерстяных ниток и предлагает приложить к щеке (какие ощущения), намотать на палец, на руку; попробовать разорвать нитку; смять и т. д.)
И вязала девица из шерстяной ниточки мягкие теплые варежки да носочки.
- Зачем? (чтобы руки и ноги не замёрзли зимой, чтобы не заболеть).
Педагог показывает детям варежки из меха и из шерсти.
Предлагаем потрогать и определить, что связано, что сшито.
- Почему эти варежки называют вязанными (шерстяными)?
- Почему эти варежки называют сшитыми (меховыми)?
Далее, ребята рассматривают вязанные шерстяные носки.
Долгими зимними вечерами шила девица себе и молодцу одежду, а из лоскутков собирала красивые тёплые одеяла.
- Что такое – лоскуток? (кусочек ткани).
- Какие лоскутки бывают? (разноцветные, большие и маленькие, разной формы).
Дети рассматривают, трогают разные по цвету, форме, размеру, качеству (натуральные ткани) кусочки ткани.
- Смотрите, какое красивое сшито одеяло из лоскутков.
- Если оно сшито из лоскутков, то, как его можно назвать? (лоскутное).
- А что же зимой молодец делал? (на охоту ходил).
- Что такое – охота? (поиск и добыча лесного зверя).
- На кого в лесу охотиться можно? (на дикого, лесного зверя).
-Ещё молодец зимой на нашу речку Волхов ходил. Зачем? (за рыбой, на рыбалку).
- Какая рыба в нашей реке водится? (щука, лещ, сом, сиг и т. д.).
Однажды, пошёл молодец на Волхов рыбу ловить, да и провалился в прорубь, искупался в ледяной воде и заболел.
Что только девица ни делала, как только не лечила своего друга.
-Чем можно лечить человека от простуды? (мёд, варенье, горячий чай, лекарства).
- Верно. Мёд давала, морсом клюквенным поила и вареньем малиновым кормила. Отварами лечебными поила – а толку нет. Совсем девица отчаялась, да на то время мимо избы шла Матрёна-целительница.
- Кого называли целителями? (того, кто исцеляет, лечит болезни).
- На Руси таких людей ещё называли – знахари и лекари.
- Кто такие знахари? (люди, которые знают, как лечить больных травами).
- Кто такие лекари? (люди, которые лечат болезни).
Осмотрела Матрёна молодца, да и сказала, что при его хвори может помочь только цветок необыкновенной красоты.
И отправилась девица по лесам, по полям искать этот цветок. И на берег реки Волхов поднималась – нет такого цветочка. Всё ромашки, колокольчики, одуванчики, васильки да клевер встречались (педагог показывает силуэты цветов – дети называют).
Вернулась домой девица без волшебного цветка. А на столе краски, да кисти стоят. Решила она свой цветок нарисовать. Взяла ольховую доску.
- Какую доску называют ольховой? (из ольхи).
Развела краски и начала рисовать. Цветок тот волшебный сам из- под кисти и появился. Необыкновенный цветок – Волховский розан называется (педагог показывает Волховский розан). Увидал молодец тот цветок и понял, как сильно любит его девица. Тут и хворь прошла.
С тех пор стали они эти цветы рисовать на прялках, на ложках, на досках, на шкатулках. На всякой деревянной утвари (сопровождать показом).
Так появилась Волховская роспись – роспись нашей земли. Прошло время, и передала девица своё умение мастерицам. Так это умение передавалось из рук в руки и дошло до нашего времени.
Педагог показывает фотографии современных мастеров Волховской росписи (Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова) и предлагает пройти в кабинет изостудии, на выставку «Волховская роспись».
Ребята рассматривают экспонаты выставки.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Картины художников»
Конспект интегрированной НОД. Подготовительная группа
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Откуда бер
Конспект внеклассного занятия для 1 класса на тему: День в школе
Похожие статьи:
Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе на тему «Весёлые ребята»
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе ДОУ по теме: Богатыри земли русской
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе