Автор работы: Грибова Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ – детский сад № 79 г. Иваново
Пояснительная записка к занятию. Россия – Родина для многих. Родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом порождающим личность. Мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору. Русский фольклор – это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому я считаю, что познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, формирует духовную культуру.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Цель занятия: Формирование представления о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
Задачи.
· Закрепить названия элементов костюма русского богатыря (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина.
· Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России.
· Воспитывать уважение к русским воинам, желание им подражать.
· Воспитывать интерес к истории России.
Тип занятия: Интегрированная учебно-воспитательная деятельность по образовательным областям: социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, здоровье, безопасность.
Используемое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебная презентация.
Конспект учебно-воспитательной деятельности ( в таблице).
|
Этапы работы |
Содержание этапа (деятельность педагога) |
Деятельность детей |
1. |
Организационный момент - старт занятия - установление взаимодействия между воспитанниками на занятии; Цели для детей: -настрой на работу в рамках занятия; -установление эмоционального доверительного контакта с педагогом и с друг другом; Цели для воспитателя: -создание благоприятной психологической атмосферы на занятии; - включение всех воспитанников в работу Методы организации работы: - беседа, контактная игра. Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная. |
Приветствие, создание эмоционального настроя на работу . Здравствуйте, ребята. Очень рада вас видеть. Оказывается, в разных странах по-разному здороваются. Хотите узнать как? Вот например в Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди. Во Франции обмениваются рукопожатиями и поцелуями в обе щеки. Жители Крайнего Севера трутся носами. Русские в качестве приветствия пожимают друг другу руки. Это называется рукопожатием. В прежние времена этот жест означал: в моей руке нет оружия, мои намерения чисты. При рукопожатии надо помнить, что у всех различная сила, и пожать руку - значит приветствовать, а не сломать пальцы. Давайте с вами поприветствуем друг друга по-разному, как вам запомнилось. А я, тоже пройду по кругу и поздороваюсь с вами, пожелаю вам здоровья и успехов на занятии. |
Воспитанники стоят в кругу. Выбирают приветствие. Приветствуют друг друга.
Дети отвечают. |
2. |
Актуализация знаний (5-8 мин.) Цель для детей: - развитие мыслительной деятельности в ходе «мозгового штурма»; - воспроизведение представлений о Родине, о былинных героях; - актуализация словаря (старинных слов) Цель для воспитателя: - в процессе включения воспитанников в активную познавательную деятельность через использование различных педагогических технологий воспроизвести необходимые для овладения новым материалом знания детей; -активное мотивирование на новый материал; - развитие речи, как интеллектуального и общего развития воспитанника через представление собственных знаний; - развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия. Методы организации работы: - мозговой штурм; - развивающая подвижная игра; -наблюдение. Формы организации работы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность, коллективная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы детей, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия. Методы мотивирования учебной активности воспитанников: смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать свое собственное мнение по обсуждаемым вопросам. |
1. Создание эмоционального настроя на работу, снятие статического и эмоционального напряжения. Воспитатель обращает внимание детей к карте России. (Рис.1) Ребята, вы обратили внимание, что находится на доске? Давайте посмотрим на нее внимательнее. Много разных стран на Земле, но для нас Россия единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина. Родина -значит родная, как отец и мать. Давайте рассмотрим карту. 2. Мозговой штурм. Посмотрите, какая она Россия? Наводящие вопросы (в случае затруднения) Как вы думаете. Что нарисовано зеленым цветом, коричневым, голубым? Педагог фиксирует ответы детей на доске: леса, горы, моря и реки, озера (Рис. 2). Педагог совместно с детьми обобщает знания детей по данной теме: Молодцы. Вы хорошо ответили на все мои вопросы. Россия самая большая страна в мире. Есть здесь океаны и моря, реки и озера, горы и леса. 3. Подвижная игра по теме «Волны». Небольшая физкультминутка объединяющая воспитанников. В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце. |
Воспитанники актуализируют знания, отвечают на вопросы, обобщают.
Ответы воспитанников.
Рассматривают карту.
Дети отвечают на вопрос.
Внимательно слушают педагога.
Стоя в кругу, выполняют правила игры вместе с педагогом. |
3. |
Объяснение нового материала (10-12 мин.). Цель для детей: -в процессе беседы изучить понятия Отечество, Отчизна, Русь, славяне - совершенствование умения слушать и слышать педагога в процессе выполнения задания. Цель для воспитателя: - ознакомление с новыми словами: Отечество, Отчизна, Русь, славяне. -ознакомление с прошлым нашей Родины -развитие у воспитанников компетенций через беседу. Методы организации работы: использование проблемных вопросов, рассказ педагога с элементами беседы, работа с картинками. Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - могут при работе с картиной правильно ответить на поставленные вопросы - могут в процессе работы активизировать знания полученные на прошлых занятиях Критерии определения уровня внимания и познавательной активности воспитанников, их интереса к изучаемому материалу: -заинтересованность в работе; Методы мотивирования учебной активности воспитанников: -смена видов деятельности -создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.
|
Практическая деятельность в ходе знакомства с новым материалом. Ребята, вот мы с вами рассмотрели карту, как вы думаете, о чем мы будем говорить? Сегодня мы с вами будем говорить не просто о Родине, а о прошлом нашей Родины. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя любви к родимой сторонушке слагались стихи, песни, пословицы. Вопрос: Какие пословицы о Родине вы знаете? Землю, на которой издревне жили отцы и деды, называли Отечеством, Отчизной, Отчим краем. Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живем, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали болота, издревне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет назад славяне основали свое государство-Русь. На Русь часто нападали враги. Они разоряли дома, уводили в плен людей. Русь защищали от врагов храбрые, могучие, сильные и выносливые люди. Вопрос: Как вы думаете, как их называли? Правильно называли их богатырями. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Богатыри-защитники нашей Родины в древности. Как вы думаете, как они выглядели? На чем передвигались? Вот как они выглядели. (Рис. 3) Силен, как вольный ветер, Могуч, как ураган, Он защищает землю От злобных басурман! Он силой доброю богат, Он защищает стольный град, Спасает бедных и детей И стариков, и матерей! Вопрос: Отличаются ли богатыри от наших защитников Отечества? Чем? Как вы считаете? О подвигах богатырей, изображенных на этой картине, складывались былины. Былина – это русские народные песни-сказания. Создателями былин являлся народ. Они не имеют авторов, как художественные произведения. В былинах говорится о борьбе русского народа с врагами, о силе русских воинов. Вопрос: Какие впечатления у вас вызвала картина Васнецова «Три богатыря». (Рис. 3) Давайте с вами рассмотрим богатыря. (Рис.4) Интересная на нем одежда, и незнакома нам. Показывая на картине педагог разъясняет элементы одежды (кольчуга, рубаха, шлем, сапоги), названия оружия русского воина (палица, копье, щит, меч, стрелы, булава, лук) Собираясь, на подвиг ратный, богатыри просили благословения у отца, и матери. Уходя в поход, богатыри кланялись на все четыре стороны и читали молитву. |
Ответы воспитанников.
Дети называют пословицы.
Дети отвечают на вопросы.
Обращают внимание на картину Васнецова «Три богатыря»
Дети отвечают на вопросы, обобщают.
Дети делятся впечатлениями.
Дети рассматривают картину.
Дети слушают и подсказывают педагогу. |
4. |
Закрепление учебного материала (5 мин ). Цель для детей: - определение уровня усвоения нового материала; - выполнение задания, расширение собственного знания по данному заданию.
Цель для воспитателя: - используя различные методические приемы способствовать повышению мотивации воспитанников к закреплению нового материала. Методы организации работы: использование вопросов и заданий, дидактическая игра, индивидуальная и групповая рефлексии, тематическая физкультминутка. Формы организации работы: индивидуальная, фронтальная. Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: - успешное выполнение задания через дидактическую игру и тематической физкульминутки; - удовлетворение от проделанной работы и полученных знаний. Методы мотивирования учебной активности воспитанников: -смена видов деятельности, использование различных педагогических технологий, создание условий для личностной самореализации воспитанников через возможность высказывать собственное мнение по обсуждаемым вопросам.
|
Контроль усвоения знаний. Дидактическая игра «Собери богатыря в дорогу» А теперь давайте поможем богатырю собраться в дорогу, на подвиг героический. Выберите ту одежду и оружие, которые необходимы богатырю. Потрудились мы на славу, отдохнуть теперь нам надо. Физкультминутка: 1,2,3 – Мы теперь богатыри Руки вверх мы поднимаем На заставу мы шагаем Богатырская застава Смотрит влево, смотрит вправо . Ни в морях, Ни в небесах Не пропущен будет враг. Мы шагаем дружно в ногу Пусть уходит враг с дороги….
|
Дети выбирают и собирают богатыря в дорогу.
Дети поднимают руки вверх. Шагают на месте.
Смена положения, повороты туловища, руку ко лбу. Дети выполняют наклоны вниз. Выпрямляются.
Маршируют на месте. |
5. |
Подведение итогов занятия. Рефлексия. Цель для детей: -выполняя творческое задание дома, расширить собственные знания по данной теме, научиться выражать свое мнение. - в ходе проведения рефлексии определить уровень собственных достижений, знаний и затруднений по изучаемой теме. Цель для воспитателя: -подведение итогов занятия, построив траекторию дальнейшей работы по освоению новой темы для каждого воспитанника. |
Ребята, наше знакомство с прошлым подходит к концу. Понравился вам рассказ о богатырях? Какие были русские богатыри? В древней Руси родовым деревом считался дуб. (Рис. 5) Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за могучесть, жизнестойкость, считалось, что он давал силу людям. Собираясь в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть родной земли сохранился до сих пор с тех далеких времен от наших предков. Мы все сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. И я вам приготовила небольшой сюрприз. Сейчас я подарю вам «Листочек дуба» на память о нашей беседе.. Желаю что бы вы были смелыми, честными, добрыми, храбрыми, как былинные богатыри – защитники земли русской. И еще я вам предлагаю листы-раскраски «Богатыри». Вы сможете раскрасить их дома со своими родными и друзьями и рассказать всем о том, что сегодня узнали и запомнили.
|
Дети отвечают на вопросы педагога.
Ребята благодарят воспитателя за подарок.
Закрепление знаний. |
Рисунки
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно – методическое пособие. – 2-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
2. Куприна Л.С., Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – 3-е издание – СПб: «Детство – Пресс», 2010.
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Музыка» в подготовительной группе
Конспект занятия в подготовительной группе детского сада по теме Витамины
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе логопедической группе
Конспект НОД в старшей группе на тему: Пещерные люди
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию для подготовительной к школе логопедической группы
Ольга Михайловна Подгорных # 6 января 2014 в 07:37 0 | ||
|
Марина # 23 ноября 2014 в 09:50 0 |
Спасибо за материал. я нашла то, что искала |
Нелли # 21 февраля 2015 в 12:17 0 |
Большое спасибо Вам, что поделились со своим НОДом, очень нужный материал. |