Мастер-класс по рисованию оконного наличника в графике.
Автор: Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56
Назначение: данный мастер-класс предназначен для учащихся 4 классов, для педагогов, родителей и всех интересующихся людей.
Цель: выполнение зарисовки оконного наличника в графике.
Задачи:
- формировать основы изобразительной грамотности;
- совершенствовать графические умения;
- развивать пространственное мышление, воображение и фантазию;
- развивать уважительное отношение к истории и культурным традициям России.
Материалы: лист бумаги для рисования, простые карандаши, ластик.
Прививать любовь к искусству наших предков, которое и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас, мы будем вместе с вами на уроках рисования. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное путешествие в город Томск.
Томск, один из старейших городов Сибири. В XVII веке Томск — крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников. В XVIII Томск становится торговым центром обширного края. В конце XIX века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны. И один из красивейших в стране.
Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.
В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Резьба глухая, ажурная, прорезная, пропильная, объемная — из нее-то и получалось деревянное кружево.
Для томских домов периода эклектики характерно обилие высоких окон, фронтончики вместо фронтонов (они в первую очередь декоративный элемент, не влияющий на конструкцию). Их обычно украшали солярными знаками.
Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре-тить во многих местах необъят¬ной России. Но в Томске искусство деревянной домовой резьбы достигло редкостной силы, обрело уникальные черты - Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике!
Резной оконный наличник - элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой, тем самым защищая её от разрушающих воздействий окружающей среды.
Томские наличники имеют отличительные особенности: живое дерево и отсутствие всякой краски, объёмная резьба с растительным орнаментом.
Наличник не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна - глаза избы, а глаза, как известно - зеркало души... Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.
Оконные наличники - символ красоты давно ушедшего, деревянного мира. Резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Это элемент традиционной, народной архитектуры тепло принимаемый всеми!
Попробуем нарисовать резной наличник. Возьмём лист бумаги и простые карандаши.
Рисовать будем без линейки, развивая твёрдость руки и глазомер.
Начнем с прямоугольника в центре листа – это оконный проём.
Проведём внутри прямоугольника линии параллельно данным на одинаковом расстоянии – это рама.
Покажем оконный переплёт – проводим внутри линии, толщина такая же как у рамы.
Вокруг рамы показываем доску – наличник. Форма и размеры могут быть разными. Мы выбираем вариант томских наличников – не большой ширины и характерным закруглением в верху.
Традиционно доска украшалась деталями объёмной резьбы (выполнялись отдельно, тщательно моделировались и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набивались на основу). Мы начинаем моделировать украшение доски и нарисуем одинаковые узоры по углам.
Дальнейший узор может состоять из сочетания геометрических элементов. Важно рисовать узор справа и слева на одинаковом расстоянии – симметрично.
Завершив моделировать боковые части наличника переходим к верхней. Начнём с обозначения центра, затем развиваем растительный узор то в право, то в лево.
В нижней части наличника намечаем центр и направление завитков.
Развиваем растительную тему по всей нижней части доски.
Деревянные узоры присутствуют не только на доске, но и за её пределами. Начнем рисовать их с низу. Задаём траекторию растительного кружева.
Добавляем параллельные линии, усложняем узор.
Рисуем профилированный карнизный пояс сверху. Добавляем симметричные линии-завитки для навершия наличника.
Каждый завиток прорисовываем второй параллельной линией, усложняем узор.
Теперь нарисуем дополнительные узоры по бокам наличника.
Осталось добавить горизонтальные линии – это доски (брёвна) стены.
Для тонировки фона используем твёрдый карандаш. Заштриховываем, используя приём «растяжка» - сверху бревна светлее, снизу темнее.
Наличник тонируем слегка, оставляя узор белым (ведь он набивается сверху доски)
Мягким карандашом тонируем прямоугольники - внутреннее пространство дома.
Почти всегда, вглядываясь в окна, можно увидеть занавески, разные по рисунку и по-разному задрапированные. Я предлагаю показать занавески приёмом стирания ластиком.
Ребятам нравиться работать с ластиком, но его периодически нужно чистить (потереть о другой лист бумаги)
Очень трудоёмкая и кропотливая работа завершена, теперь настало время полюбоваться результатом!
Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж»
Весеннее панно "Сорока-белобока" своими руками для детей 8-10 лет. Мастер-класс с пошаговым фото
Рисование гуашью "Кошка" поэтапно с фото для детей 5-8 лет
Как нарисовать весёлых зверюшек поэтапно с фото для детей
Похожие статьи:
Рисование птиц в начальной школе
Мозаичное рисование. Мастер-класс
Тингатинга. Мастер-класс
Техника Граттаж. Мастер-класс
Техника набрызга в рисовании