Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Деревянная архитектура на уроках рисования в начальных классах. Мастер-класс с фото

Мастер-класс по рисованию оконного наличника в графике.

Автор: Думлер Татьяна Петровна, учитель изобразительного искусства МАОУ гимназии №56
Назначение: данный мастер-класс предназначен для учащихся 4 классов, для педагогов, родителей и всех интересующихся людей.
Цель: выполнение зарисовки оконного наличника в графике.
Задачи:
- формировать основы изобразительной грамотности;
- совершенствовать графические умения;
- развивать пространственное мышление, воображение и фантазию;
- развивать уважительное отношение к истории и культурным традициям России.
Материалы: лист бумаги для рисования, простые карандаши, ластик.
Прививать любовь к искусству наших предков, которое и сейчас, по истечении веков, удивляет и восхищает нас, мы будем вместе с вами на уроках рисования. Сегодня я приглашаю вас на увлекательное путешествие в город Томск.

Томск, один из старейших городов Сибири. В XVII веке Томск — крепость и город «служилых» людей, предназначенный для защиты местных народов и русских переселенцев от набегов кочевников. В XVIII Томск становится торговым центром обширного края. В конце XIX века становится ареной революционного рабочего движения, в котором горячее участие принимает передовое студенчество.
Ныне Томск - промышленный, культурный, учебный и научный центр страны. И один из красивейших в стране.

Томск, как и большинство городов в России, всегда был деревянным. Но ему повезло больше других: провинциальный статус помог сберечь значительно больше деревянных построек, чем в крупных городах.

В конце 1880-х архитектуру ждали серьезные перемены: на авансцену вышла резьба. Раньше ее можно было увидеть только в церквях, жесткие регламенты не позволяли украшать деревянными кружевами здания. Но в 1880-е обязательные проекты отменили. И фасады домов мгновенно преобразились! Резьба глухая, ажурная, прорезная, пропильная, объемная — из нее-то и получалось деревянное кружево.

Для томских домов периода эклектики характерно обилие высоких окон, фронтончики вместо фронтонов (они в первую очередь декоративный элемент, не влияющий на конструкцию). Их обычно украшали солярными знаками.


Разнообразную деревянную архитектуру, изумительную резьбу по дереву можно встре-тить во многих местах необъят¬ной России. Но в Томске искусство деревянной домовой резьбы достигло редкостной силы, обрело уникальные черты - Богатство резьбы, разной по тематике, форме и технике!

Резной оконный наличник - элемент деревянной архитектуры, знаком каждому. Функционально наличник прикрывает щель между стеной и оконной или дверной коробкой, тем самым защищая её от разрушающих воздействий окружающей среды.
Томские наличники имеют отличительные особенности: живое дерево и отсутствие всякой краски, объёмная резьба с растительным орнаментом.

Наличник не просто украшение - это оберег, охраняющий дом. Ведь окна - глаза избы, а глаза, как известно - зеркало души... Вот душу каждого дома и охраняют разнообразные по форме и резьбе оконные стражи.

Оконные наличники - символ красоты давно ушедшего, деревянного мира. Резные наличники красивы, необыкновенны и интересны. Это элемент традиционной, народной архитектуры тепло принимаемый всеми!
Попробуем нарисовать резной наличник. Возьмём лист бумаги и простые карандаши.
Рисовать будем без линейки, развивая твёрдость руки и глазомер.

Начнем с прямоугольника в центре листа – это оконный проём.

Проведём внутри прямоугольника линии параллельно данным на одинаковом расстоянии – это рама.

Покажем оконный переплёт – проводим внутри линии, толщина такая же как у рамы.

Вокруг рамы показываем доску – наличник. Форма и размеры могут быть разными. Мы выбираем вариант томских наличников – не большой ширины и характерным закруглением в верху.

Традиционно доска украшалась деталями объёмной резьбы (выполнялись отдельно, тщательно моделировались и затем с помощью длинных тонких гвоздей без шляпок набивались на основу). Мы начинаем моделировать украшение доски и нарисуем одинаковые узоры по углам.

Дальнейший узор может состоять из сочетания геометрических элементов. Важно рисовать узор справа и слева на одинаковом расстоянии – симметрично.

Завершив моделировать боковые части наличника переходим к верхней. Начнём с обозначения центра, затем развиваем растительный узор то в право, то в лево.

В нижней части наличника намечаем центр и направление завитков.

Развиваем растительную тему по всей нижней части доски.
Деревянные узоры присутствуют не только на доске, но и за её пределами. Начнем рисовать их с низу. Задаём траекторию растительного кружева.

Добавляем параллельные линии, усложняем узор.

Рисуем профилированный карнизный пояс сверху. Добавляем симметричные линии-завитки для навершия наличника.

Каждый завиток прорисовываем второй параллельной линией, усложняем узор.

Теперь нарисуем дополнительные узоры по бокам наличника.

Осталось добавить горизонтальные линии – это доски (брёвна) стены.

Для тонировки фона используем твёрдый карандаш. Заштриховываем, используя приём «растяжка» - сверху бревна светлее, снизу темнее.


Наличник тонируем слегка, оставляя узор белым (ведь он набивается сверху доски)

Мягким карандашом тонируем прямоугольники - внутреннее пространство дома.

Почти всегда, вглядываясь в окна, можно увидеть занавески, разные по рисунку и по-разному задрапированные. Я предлагаю показать занавески приёмом стирания ластиком.

Ребятам нравиться работать с ластиком, но его периодически нужно чистить (потереть о другой лист бумаги)

Очень трудоёмкая и кропотливая работа завершена, теперь настало время полюбоваться результатом!






Спасибо за внимание!

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Сказочный зимний пейзаж» Весеннее панно "Сорока-белобока" своими руками для детей 8-10 лет. Мастер-класс с пошаговым фото Рисование гуашью "Кошка" поэтапно с фото для детей 5-8 лет Как нарисовать весёлых зверюшек поэтапно с фото для детей

Похожие статьи:

Рисование птиц в начальной школе

Мозаичное рисование. Мастер-класс

Тингатинга. Мастер-класс

Техника Граттаж. Мастер-класс

Техника набрызга в рисовании

Участник №17 профессионального конкурса для педагогов «Лучший мастер-класс по рисованию». Лето-Осень 2016
Архитектура в бумажной пластике для учащихся начальной школы. Мастер-класс с пошаговыми фото | Рефлексия - метод контроля и самоконтроля на уроках
Опубликовано: 2810 дней назад (15 августа 2016)
Просмотров: 12827
+8
Голосов: 8
Ольга Сергеевна Дьякова # 16 августа 2016 в 16:16 +2
С большим интересом познакомилась с вашей работой! Желаю Вам дальнейших творческих успехов! Примите мой голос!
Наталья Викторовна Борисова # 16 августа 2016 в 20:25 +2
Обязательно воспользуюсь Вашей разработкой в своей работе. Приятно видеть не только Ваш труд, но и результат работы- рисунки маленьких художников. Мой голос Вам.
Светлана Викторовна Юрова # 23 августа 2016 в 11:04 +2
Очень интересный и подробный материал. С удовольствием применю ваш опыт в своей работе. Спасибо.
Ольга Васильевна Яковлева # 20 сентября 2016 в 18:05 +2
Красота! Каждый этап описан подробно, доступно, фото отличного качества, даны ценные рекомендации. Большое спасибо за МК! Творческих успехов! голос
Бобрышева Наталья Владимировна # 23 сентября 2016 в 14:52 +2
Великолепный материал для работы в ДОУ, я занимаюсь художественным выпиливанием , мы на уроках в спецшколе города Маркса, Саратовской области изучаем элементы декора деревянных сооружений, так, что мне МК очень пригодится.
Спасибо за интересны мастер-класс, за методический материал, предоставленный по теме.
Елена Тимофеевна Осадчая # 9 октября 2016 в 17:55 +2
Татьяна Петровна,здравствуйте. Очень замечательный мастер-класс. Дети учатся не только рисовать, но и знакомятся с культурой, с традициями русского народа. Очень подробно описаны приёмы,которыми должен пользоваться ребёнок при выполнение этой работы.Я думаю каждый ребёнок ощутил себя настоящим мастером, изображая наличник.Примите мой голос.
Валентина Дмитриевна Митрофанова # 12 октября 2016 в 08:12 +2
Доброе утро! За 25 лет педагогической деятельности так и не удалось поработать учителем рисования (несмотря на имеющееся образование), работаю учителем биологии и химии. Мне очень понравилась ваша работа. Очень интересно рассказано о резном оконном наличнике и показано много архитектурных построек. Этапы рисования оконного наличника очень подробно описаны и показаны.Творческих успехов! Примите мой голос.
Татьяна Александровна Коршунова # 11 ноября 2016 в 00:45 +2
Татьяна Петровна, добрый вечер! Очень полезная информация и полезные технические приемы при рисовании окна. Обычно дети рисуют просто проемы в домике с простым пересечением рам. После рассказа об этих элементах архитектуры, они точно будут более трепетно прорисовывать оформление окна.Чтобы было более интересно работать по этой теме, можно было бы порисовать теремок с окошечками и наличниками.Получилось бы более сказочно.Голос!
Людмила Анатольевна Новикова # 2 февраля 2017 в 22:21 +2
Татьяна Петровна, спасибо за МК! Деревянный резной декор - искусство далекого прошлого и, к сожалению, истребляемое временем и людьми, тем ценнее ваши занятия с детьми для их национального самосознания. Ваш мастер-класс имеет не только художественно-эстетическую ценность , но и историко-культурную!!! Еще раз спасибо. Дальнейших успехов!!!
Наталья Вадимовна Ивко # 27 июля 2020 в 08:36 0
Замечательное занятие)))