Конспект НОД «О чем нам рассказала скульптура?»
Цели: знакомство с искусством скульптуры, создание скульптуры из пластилина по собственному замыслу.
Задачи: дать детям представление о понятии скульптуры, ее отличительных особенностях, материалах, используемых при создании; познакомить со скульптурой Карло Бартоломео Растрелли «Петр I»; показать, как много может рассказать скульптура о человеке; развивать внимание, наблюдательность, творческие способности; воспитывать любовь к прекрасному, уважение к людям, создающим предметы искусства.
Назначение: данный материал может быть использован воспитателями д/с для детей старшего дошкольного возраста, учителями младших классов, педагогами дополнительного образования.
Оборудование: слайды, пластилин и стеки.
Содержание.
Воспитатель:
-Ребята, мы с вами много говорили о живописи, а сегодня поговорим о скульптуре. Посмотрите, пожалуйста, на изображения скульптур на экране и попробуйте догадаться, какое произведение искусства называют скульптурой?
(На экране слайды с изображением скульптур людей и животных из разных материалов).
Чтобы понять, что такое скульптура, посмотрим на два изображения зайца: одно нарисовано на бумаге, другое вылеплено из пластилина. Какого же зайца мы назовем скульптурой?
(Ответ детей)
-Верно, заяц, вылепленный из пластилина, будет называться скульптурой. Значит, вы понимаете, чем не похожа скульптура на рисунок или картину. Так в чем же эта «непохожесть»
Дети:
-Зайца-скульптуру можно взять в руки, посмотреть на нее со всех сторон, а на зайца - рисунок мы можем посмотреть только с одной стороны. И в руки такого зайца не взять: ведь не отделить же его изображение от листа.
Воспитатель:
-Правильно, значит, скульптуры имеют ОБЪЕМ, их интересно смотреть, не стоя на одном месте, а в движении: сбоку, сзади – со всех сторон.
А теперь посмотрите на изображения скульптур еще раз и скажите, из каких материалов они созданы?
Дети:
-Из камня, из металла, из глины, из дерева, можно вылепить из пластилина.
Воспитатель:
А из какого материала выполнена эта скульптура?
( На слайде памятник Петру I Карло Бартоломео Растрелли.)
Дети:
-Из железа, из металла.
Воспитатель:
-А кто изображен? Как вы думаете, кем был этот человек в жизни?
Дети:
-Воин, полководец, царь, Петр I.
Воспитатель:
-Да, это ПетрI. А как вы думаете, в какой момент изображен Петр?
Дети:
-Он на улице, потому что волосы развеваются.
-Он на берегу моря: смотрит вдаль на корабли.
-Он командует во время битвы.
Воспитатель:
-Молодцы, вы совершенно правы. Петр, возможно, обдумывает ход битвы, руководит сражением. Давайте сейчас встанем на ковер и представим себя участниками этого сражения: изобразите, какая у вас будет поза, какое выражение лица, что вы будете делать?
(Дети изображают)
А я буду Петром I. Какой у меня должен быть взгляд?
Дети:
-Суровый. Серьезный, решительный.
Воспитатель:
-А голос?
Дети:
-Громкий, сильный, грозный, резкий.
Воспитатель:
-Как он ходит, какие у него движения?
Дети:
-Быстрые, четкие. Он отдает приказы.
Воспитатель:
-Верно. Ребята, оказывается, скульптура очень многое может рассказать о человеке. Скульптор рассказал нам о жизни Петра, его характере, о том, каким он был в жизни. Попробуйте теперь вы изобразить такого Петра I, каким мы его увидели.
(Дети изображают)
-А создал это произведение искусства итальянский скульптор Карло Бартоломео Растрелли.
(На экране портрет скульптора). Он много лет жил в России, видел Петра I, хорошо знал его. Ребята, а как вы думаете, где создавалась эта скульптура, прямо здесь, в музее? Или, может быть, на поле боя?
Дети:
-Нет, ее делали в мастерской с помощью специальных инструментов.
Воспитатель:
-Правильно. Мы с вами тоже сегодня создадим скульптуру из пластилина. Какой инструмент нам поможет лепить, выравнивать поверхность изделия?
Дети:
-Стека.
Воспитатель:
-А скульптор использует в своей работе не только стеку, но и молоточки, пилы и, даже, клещи - ему приходится быть очень внимательным и осторожным в работе с инструментами. Как надо работать со стекой нам, давайте вспомним.
(Ответы детей)
-Но прежде, чем мы возьмемся за дело, давайте разомнем наши пальчики:
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
Жил-был царь
(обе руки приставляются к вискам основаниями ладоней, ладони выпрямлены — изображаем «корону»)
У царя был двор.
(руки разводятся на уровне груди — изображаем «двор»)
На дворе был кол,
(одна рука ставится на локоть, пальцы вверх, сжаты, ладонь прямая)
На колу — мочало,
(развести пальцы поднятой руки)
Его ветром качало.
(покачать кистью)
Не начать ли сначала? ( Повторяется с другой рукой).
-А теперь я предлагаю вам вылепить свою скульптуру, любое живое существо, но постарайтесь передать его настроение или характер.
ИТОГИ: рассматривание изделий, объяснение, почему их можно назвать скульптурой, какие они по характеру.
Создание скульптурной экспозиции на специальной полке для поделок детей.Презентация на тему: Конспект НОД для старших дошкольников. Скульптура
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром по теме: Зима
Конспект итогового развлечения в подготовительной группе «Мы идем в музей»
Конспект НОД в подготовительной группе на тему: Зонтик
Конспект ООД. ОО: Художественно-эстетическое развитие. Старшая группа
Похожие статьи:
Конспект НОД в старшей группе по познанию на тему «Мебельная фабрика»
Конспект НОД по познанию в старшей группе детского сада на тему «Русские народные игрушки»
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: Органы слуха
Беседа в старшей группе детского сада на тему: Для чего нужны ткани?
Конспект занятия по познанию в старшей группе на тему: Мой город Воронеж