Развитие у дошкольников коммуникативных качеств личности
В современном информационном обществе возрастают потребности человека в общении и взаимодействии с другими людьми.
Уже с момента рождения, ребенок вступает в контакты с окружающими людьми, которые впоследствии преобразуются и усложняются. В дошкольном возрасте
(от 3 до 7 лет) ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, в результате чего формируются его представления о себе и собственных возможностях. Важно отметить, что общение присутствует во всех видах детской деятельности и оказывает влияние на речевое и психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. От уровня развития коммуникативных навыков зависит успешность социально- психологической адаптации детей в обществе. Исследователи отмечают, что недостаточная степень коммуникативной готовности детей приводит к трудностям, которые сложно преодолеваются и имеют серьёзные последствия в процессе образования и воспитания в дошкольной организации.
Коммуникативные навыки – это осмысленные действия ребенка, а также способность правильно строить свое поведение, управлять им согласно целям общения.
Л.Р. Мунирова предложила
классификацию коммуникативных умений, разделив их на
группы:
1.
Информационно-коммуникативные умения - состоят из умений вступать в процесс общения
(выражать просьбы, приветствия, вежливое обращение, дружественный разговор); умений ориентироваться в выборе партнера и различных ситуациях общения
(соблюдать правила культуры общения, начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, понять ситуацию, намерения, мотивы общения собеседника); умений сопоставлять средства вербального и невербального общения
(употреблять в общении жесты, мимику, эмоционально и содержательно выражать мысли, получать и транслировать информацию о себе и других вещах, использовать рисунки, таблицы, схемы).
2.
Регуляционно-коммуникативные умения - состоят из умений согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями других людей в общении; умений проявлять доверие, помощь и поддержку окружающих в процессе общения
(проявлять помощь, поддержку, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, говорить о своих намерениях, давать советы и доверять советам других); умений применять свои индивидуальные способности при решении с партнером по общению совместных задач
(использовать речь, движения); умений оценить результаты совместного общения
(уметь критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, обсуждать и понимать результаты общения, принимать правильные решения, выражать согласие
(несогласие), одобрение (неодобрение), оценивать соответствие вербального поведения невербальному).
3.
Аффективно-коммуникативные умения – основываются на умениях делиться своими чувствами, интересами, мнением с партнером по общению; проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к другим; оценивать и учитывать эмоциональное состояние другого человека.
Выявляют
четыре стадии развития потребности в общении ребенка:
1. На первой стадии развития
(от 2 до 6 месяцев) доминирует потребность ребенка в доброжелательном внимании со стороны взрослого;
2. В раннем и младшем дошкольном возрасте
(от 6 месяцев до 3 лет) у детей формируется потребность в сотрудничестве;
3. В среднем дошкольном возрасте
(от 3 до 5 лет) у ребенка появляется потребность в уважительном отношении со стороны взрослого, в самовыражении и в активном взаимодействии как со взрослыми, так и со сверстниками;
4. К концу дошкольного возраста
(6-7 лет) у ребенка формируется потребность во взаимопонимании и сопереживании.
В дошкольном возрасте интересы ребенка перемещаются от мира предметов к окружающему миру. Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Деятельность и отношения взрослых и сверстников становятся основой для формирования навыков общения, которые влияют на социальное поведение ребенка в будущем. Важно отметить, что в дошкольном возрасте формируются и интенсивно развиваются отношения с другими людьми: как со взрослыми, так и со сверстниками. Первый опыт таких отношений становится основой, на которой строится дальнейшее развитие личности ребенка. Дошкольники постоянно находятся в ситуациях общения, активного взаимодействия друг с другом, оказываются включены в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия, опосредованного их совместной деятельностью. Умение ребенка позитивно общаться, позволяет ему комфортно жить в обществе людей и успешно социализироваться; благодаря общению ребенок познает не только другого человека
(взрослого или сверстника), но и самого себя.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок овладевает такими коммуникативными навыками, как: умение сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать информацию, говорить самому. В большинстве случаев, трудности в общении испытывают дети с общим недоразвитием речи. Помимо этого, у дошкольника может быть нарушено развитие высших психических функций таких как: память, внимание, мышление, а также эмоциональная сфера. Низкий уровень развития данных показателей снижает коммуникативные возможности детей.
При отсутствии необходимых коммуникативных навыков у ребенка появляются трудности в общении со сверстниками и взрослыми: повышается тревожность, появляется замкнутость, нерешительность, стеснительность в общении с другими, неумение высказать свою точку зрения. Возможно проявление негативного отношения к общению. Дошкольник может не приниматься сверстниками, если он мало общается с ними, пассивен, не способен организовать совместную деятельность и общение.
Признаки неблагополучия в коммуникативном развитии ребёнка
Как же понять, что в дошкольном развитии ребенка что-то упущено и появились проблемы в
коммуникации?
Насторожить родителей должны следующие особенности поведения:
1. Ребенок остается эмоционально безучастен, когда наблюдает счастливые моменты в жизни других детей, или когда ему читают сказку на ночь. Он не способен порадоваться ни успехам сказочных героев, ни удачам своих друзей.
2. У малыша случаются перепады настроения, которые он не может контролировать: молчание сменяется резким криком, за громким смехом следуют рыдания.
3. Ребенок ведет себя слишком пассивно или отличается гиперактивностью
4. Родные и друзья страдают от его агрессивного поведения. Он постоянно грубит или пытается ударить.
5. Ребенок стал замыкаться в себе, часто обдумывает что-то. Его мучает какое-то беспокойство или страх коммуникации?
Рекомендации родителям по коммуникативному развитию дошкольников
1. Способствовать созданию атмосферы доверия, понимания, уважения в семье, путём создания ситуации доверительного, откровенного общения с ребенком и между собой;
2. Стараться быть для ребенка примером позитивного
(конструктивного) общения: адекватно реагировать на различные ситуации, правильно проявлять своё отношение к чему-либо и к кому- либо, эмоционально откликаться на ситуацию, показывать верные подходы к решению проблем различного рода, показывать способы разрешения конфликтов; следить за своими жестами, выражениями, мимикой, пантомимикой, уметь слушать и слышать;
3. Активизировать детей к знакомству и взаимодействию со сверстниками, учить дружить, ценить своих друзей, проявлять инициативу в различных видах деятельности;
4. Развивать у ребенка организаторские способности
(в 1-ю очередь, в игровой деятельности);
5. Уметь организовывать свободное время и совместный с детьми досуг
(семейные и другие праздники, походы, прогулки, посещение театров, музеев, выставок, концертов, фестивалей, клубов детского творчества, кружков, секций); найти общие семейные интересы и увлечения
(коллекционирование, спорт, творчество);
6. Учить детей занимать разные позиции в общении
(позицию лидера, подчиненного, заинтересованного, организатора, инициатора, наблюдателя);
7. Развивать у детей мимику, выразительность движений, выразительность речи
(через игры
«Изобрази слово», «Изобрази настроение» и т.п., выразительное чтение сказок, стихотворений и рассказов детям, использование и разучивание поговорок, чистоговорок, скороговорок, расширять и активизировать словарный запас детей);
8. Развивать волевые качества характера у детей
(терпение, умение выслушать до конца, целеустремленность, умение закончить начатое) через игры, поручения;
9. Способствовать формированию адекватной самооценки ребенка
(не унижать, ругать только за поступок, не сравнивать с другими детьми, замечать положительные изменения в поведении ребенка, одобрять его начинания, хвалить за какие-либо достижения, за старание);
10. Быть ребенку другом
(делиться с ним своими проблемами и неудачами, радоваться своими и его успехами вместе);
11. Учить ребенка отстаивать своё мнение и уважать мнение других.
Рекомендуем посмотреть:
Социальное развитие личности ребенка 4-6 лет в детском саду
Развитие художественно - творческих способностей у старших дошкольников
Формирование основ гражданственности у детей дошкольников 5-7 лет в детском саду
Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Курсовая