Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Школьный киноклуб. Из опыта работы

Организация работы школьного киноклуба
Автор: Фадеева Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска
Описание материала: Статья адресована учителям русского языка, литературы и МХК и раскрывает приемы работы с произведениями киноискусства. В статье предлагаются рекомендации по организации обсуждения кинофильмов в рамках занятий школьного киноклуба.
Цель: познакомить с опытом организации работы школьного киноклуба.
Задачи:
1. Раскрыть особенности проведения занятий в школьном киноклубе, уровни интерпретации фильма.
2. Предложить учителю примерные вопросы для организации обсуждения произведения киноискусства.

Школьный киноклуб, как форма внеурочной работы, предполагает не только знакомство учащихся с многообразием современного кинематографа, с фильмами, ставшими классикой киноискусства, с творчеством выдающихся режиссёров и актёров, но и формирование у школьников ценностных ориентиров, нравственных установок посредством киноискусства.

Кинопросмотр и последующее обсуждение помогают учащимся не только рассмотреть проблемы с различных точек зрения, отметить положительные и отрицательные моменты каждой из них, но и осознать и принять собственные психологические трудности, высказывать свою точку зрения, слышать мнение другого человека.
Какие психологические портреты создает режиссер? Почему герои фильма поступают так или иначе? Каковы психологические причины их поступков? Какие выразительные средства использует режиссер для того, чтобы передать переживания героев, особенности их внутреннего мира? Над этими вопросами мы размышляем после просмотра произведения киноискусства.

Стоит отметить, что кинофильм – это уникальный жанр искусства, способный рассказать и показать в разных красках саму жизнь, ибо кино – это модель жизни. Чтобы научить детей смотреть и понимать произведения киноискусства, важно научить их думать и анализировать просмотренный фильм.
Примерный план проведения занятия киноклуба:
1. Вступительное слово ведущего, предваряющее кинопоказ. Это может быть рассказ об истории создания фильма, режиссере, актерах и наградах. В отдельных случаях организатор может дать рекомендации, на что или на кого именно из героев фильма следует обратить особое внимание. Это помогает сделать акцент на важных моментах фильма. Вступительное слово подпитывает интерес к просмотру фильма, создает интригу.

2. Демонстрация художественного фильма. Во время кинопросмотра организатор наблюдает за эмоциональными переживаниями зрителей. Просматривая фильм, можно делать «стоп-кадры» на ключевых, переломных, спорных сценах, так как часто после просмотра некоторые события из фильма забываются, а какие-то просто остаются незамеченными, а у ребят так много впечатлений и эмоций, что провести полноценный анализ увиденного трудно.

Попросим детей во время просмотра фильма анализировать происходящее, прогнозировать развитие событий, проводить параллели с жизнью, фиксировать свои ассоциации.
Можно делать заметки по ходу фильма, фиксирующие важные детали, фразы в речи героев, эпизоды, вопросы, которые возникли, ассоциации. Это стимулирует детей быть более внимательными и поможет сохранить интересные мысли для обсуждения после просмотра.

3. Обсуждение фильма после просмотра, дискуссия. Дискуссия представляет собой
обмен мнениями, суждениями и впечатлениями зрителей по выбранной теме. Одним из условий
ведения диалога является вовлечение в обсуждение всей аудитории, поэтому ведущий организует дискуссию. Обсуждение фильма должно быть спланировано заранее. Для этого нужно определить несколько конкретных проблем, которые в контексте фильма наиболее значимы. По этим проблемам нужно иметь некоторые выводы, к которым в процессе разговора можно будет ненавязчиво направить ребят, задавая им встречные вопросы, поддерживая определённое направление дискуссии. Главное — выстроить диалог с участниками так, чтобы обсуждение не было чем-то скучным и навязанным, а превратилось в интересный доверительный разговор. Есть еще одно правило, которого обязательно должны придерживаться все в аудитории: не перебивать говорящего, выслушивать его мнение до конца. Только так можно услышать и понять другого. Так формируется уважение друг к другу, и общение становится взаимно обогащающим.

Основные вопросы для дискуссии:
Первое впечатление. О чем фильм? Поделитесь своими впечатлениями от фильма. Какое настроение было во время просмотра и после? Понравился вам фильм или нет? Почему? Какие эпизоды показались вам наиболее интересными? Какие ощущения вызвал у вас фильм? Получили ли вы удовлетворение от просмотра?

Организованное обсуждение по заранее подготовленным вопросам.
Почему герой повел себя таким образом? В чем причины такого поведения? Мог ли герой действовать в данной ситуации иначе? Как именно? Как бы я поступил в подобном случае?

Какой герой был интересен? Почему? За кем из героев вы чаще всего наиболее пристально следили? Где вам хотелось бы помочь герою, оказаться на его месте или рядом с ним?

Что в нашей жизни похоже на ситуации, показанные в фильме? Какие вопросы ставит перед нами фильм? Вызвал ли фильм ассоциации с вашей собственной жизнью, с историями известных людей, литературных персонажей или героев других фильмов? С какими персонажами ты себя отождествляешь? Кому сочувствуешь? Кого осуждаешь?

Как персонажи выражают свои взгляды на жизнь? Близки ли тебе их взгляды?

Как изменился персонаж по ходу фильма? Как развиваются характеры? Что узнали персонажи в процессе пережитого опыта? Изменились ли твои симпатии/антипатии к персонажам по ходу действия фильма?

Какие вопросы остались после просмотра фильма? Какие ценности актуализует фильм? Какие политические, философские, социальные проблемы отражены во взглядах и поступках персонажей?

Авторы брошюры «Инструкция для учителей и родителей. Как смотреть кино вместе с детьми» (Фоксфорд. Учителю) выделяют следующие уровни интерпретации фильма: сюжетно-событийный уровень (что происходит?), психологический уровень (понимание мотивов персонажей, чувств героев), символический уровень (уровень интерпретации деталей) и философский уровень (фильм как высказывание о мире).

Задача ведущего киноклуба - не только организовать обсуждение фильма, но и научить школьников понимать язык кино. Постараемся увидеть нечто важное в том, что на первый взгляд может показаться зрителю случайной деталью: пейзажные эпизоды, имена героев, внешность персонажа, предметный мир.

Приведем пример организации обсуждения фильма «Калина красная».
Фильм «Калина красная» (1973 г.) В. Шукшина дает возможность обсудить такие темы, как духовная драма человека, выбор жизненного пути. Предлагаем ребятам поразмышлять над такими вопросами:
Почему режиссер заложил именно такой трагичный финал в кинокартину? Был ли у главного героя выбор? Как меняется поведение Е. Прокудина в течение фильма и почему?

На протяжении всей повести Егора сопровождает песня «Калина красная». Как вы думаете, почему? (это символ невосполнимых утрат, неразделённой любви, несостоявшейся жизни).

Обратим внимание учащихся на одну из ключевых в фильме сцен - сцену встречи Егора со своей матерью после двадцатилетней разлуки (это не только суд над ним, но и сострадание народное отношение к горю, трагедии. Это покаяние героя.)

Как вы относитесь к Егору Прокудину? Достоин ли он сочувствия и милосердия?

Можно, делая паузу в просмотре, предложить участникам попробовать предсказать развитие сюжета, поведение героев. Согласны ли вы с тезисом: «Человек – хозяин своей судьбы, и у него всегда есть право выбора»?
Большую роль в киноповести играют имена героев. Егор Прокудин, Егор, Егорушка, Георгий, Горе – так на протяжении всей киноповести обращаются к главному герою. Егор – нар. от Георгий – греч. «землепашец». Мы видим, как трагически переживает герой разрыв с родной землей, корнями. На примере непростой судьбы главного героя фильма можно раскрыть важнейшие темы для обсуждения с ребятами.

Занятия в школьном киноклубе — это не только приобщение к шедеврам мирового киноискусства, но и доверительное общение с учениками, дающее возможность обсуждать актуальные для детей вопросы, тем самым способствуя социализации учащихся.

Рекомендуем посмотреть:

Виды нестандартных уроков по русскому языку Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 3-5 классов о коллекционировании Интеллектуальная игра с презентацией для 3-5 классов Программа внеурочной деятельности в начальной школе: Мир творчества

Похожие статьи:

Организация внеурочной деятельности в школе по ФГОС

Участник №37 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 октября 2019 года по 20 января 2020 года
Заимствованная лексика в речи современных школьников
Опубликовано: 1844 дня назад (6 декабря 2019)
Просмотров: 7076
Рубрика: Статьи
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!