Значение нелепиц и небылиц в развитие речи ребёнка - дошкольника
Одним из ярких проявлений в развитии детской речи, по мнению лингвистов, признана способность детей к речевым инновациям.
Наличие в речи детей большого числа инноваций, т. е. самостоятельно созданных ими языковых единиц или модифицированных единиц взрослого языка, — факт совершенно неоспоримый и привлекающий внимание родителей, психологов, педагогов и, разумеется, лингвистов. Общепризнано, что ведущим механизмом такого рода образования является аналогия. Многие исследователи признавали, что детская речь ориентирована на анализ живых, а не мертвых языковых явлений. Ребенок в процессе усвоения языка действует как ученый –лингвист, упорядочивая все системы языка в правила речевого поведения. Детский язык это несовершенная грамматика, в которой путем словотворчества достигается общепризнанная литературная норма.
Наиболее ярко вопрос новообразований в детской речи был рассмотрен К. И. Чуковским. В его работах поставлены и по-новому решены интереснейшие языковедческие проблемы, связанные преимущественно с детскими новообразованиями. Он блестяще продемонстрировал, как нерасторжимо слиты одно и другое, показал: «Как велика речевая одаренность ребенка, способного на основании анализа речи взрослых усваивать языковые модели и правила».
По мнению К.И. Чуковского, речевая одаренность проявляется не только в классификации окончаний, приставок и суффиксов, которую ребенок незаметно для себя самого производит в своем двухлетнем уме, но и в той угадке, с которой он при создании слова выбирает для подражания необходимый ему образец.
В книге К. И. Чуковского проводится парадоксальная на первый взгляд мысль о том, что «детские речения порою даже правильнее наших». Утверждая это, он имел в виду, в первую очередь, случаи не соответствующего норме слово - и формообразования. Говоря о правильности детских речевых неправильностей, он придумал для них замечательное и пародоксальное название, словно заимствованное у самих детей, — «лепые нелепицы».
Основываясь исключительно на материале детских новообразований, К. И. Чуковский пришел к заключению, что «в грамматике не соблюдается строгая логика» (речь фактически идет о грамматике на уровне языковой нормы), что детские речения «вернее грамматики и поправляют ее». Не закономерность детских новообразований и убедить читателя в их правомерности и изначальной правильности.
К. И. Чуковским отмечено важнейшее обстоятельство, что одни и те же случаи отступления от языковой нормы встречаются в речи разных детей совершенно независимо друг от друга. Обширность материала в его распоряжении позволила ему выявить повторяющиеся и частотные случаи, а это, в свою очередь, подтверждало мысль о наличии объективных и строгих закономерностей, ведущих к появлению детских новообразований.
Чуковский К.И. написал множество небылиц для детей. Он отмечал, что дети играют не только игрушками: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»…
Нелепицы – это своего рода словесная игра, направленная на интеллектуальное развитие ребёнка. И, действительно, малыши играют своими мыслями и словами также весело, как и с игрушками, они веселятся и смеются, когда сочиняют свои нелепицы. Небылицы — это плод фантазии и воображения детей. Они позволяют ребенку, в определенной степени, расширить границы действительности и, по-своему, по-детски, увидеть предмет или объект, сделать окружающий мир красочнее, интереснее и веселее.
Интересный факт, для того, чтобы ребенок воспринимал реальность такой, какая она есть, нужно показать ему ее изнанку — те самые «путаницы» и нелепицы. Важно в период с 2-х до 5-и лет развить правильное понимание мира у малыша, а это значит познакомить его не только со вполне разумными и полезными фактами, но и ... с фантастикой. Например:
Жабы по небу летают,
Рыбы по полю гуляют,
Мыши кошку изловили,
В мышеловку посадили.
К. Чуковский, «Путаница»
Явление нелепиц присутствует также в многочисленных произведениях отечественной и зарубежной литературы.
Стучит-гремит по улице.
Фома едет на курице,
Тимошка на кошке
По кривой дорожке.
Села баба на баран,
Поскакала по горам...
Доктор едет на свинье,
Десять розог на спине...
У англичан, как у народа-мореплавателя, в фольклоре встречаются стихи о морских путешествиях. Их персонажи часто носятся по морю в самых удивительных «судах»: в лохани, в ковше, в решете. И в «Сказках матушки Гусыни», и в книжке Эрика Карла про бурого мишку есть множество странных и необычных животных. Например, фиолетовые кошки, синие лошади, съедающая все подряд очень голодная гусеница.
Но вопрос,
почему же детей так привлекают те самые путаницы, нелепицы?
По мнению исследователя в области детского речевого онтогенеза С.Н. Цейтлин, отмечено, чем резче отклонения от нормы, тем живее ощущается детьми та самая норма! Для адекватного восприятия игровых стихов-потешек ребенок должен иметь представление об истинном положении вещей: конь — для езды, сельди — в море, корабль — для мореходства, лед на улице бывает зимой и так далее. Ведь нелепицы ощущаются ребенком именно как нечто, чего на самом деле быть не может. Дети ни на минуту не верят в их подлинность. И даже сами любят посмеяться над очередным абсурдом.
Детские нелепицы не только юмор и фантазия. Именно посредством такой речевой игры ребенок овладевает огромным количеством знаний и навыков, необходимых для ориентации в мире. Намеренно подменяя различные признаки и качества животных или предметов, эта игра только потому и является игрой, что он дополнительно знает и помнит истинные качества используемых предметов.
Цель такой игры — использование знаний, проверка себя. Игра в «перевертыши» служит ребенку средством для координации своих представлений.
А. Н. Гвоздев называл детские нелепицы их «образованиями по аналогии», подчеркивая психолингвистический механизм их возникновения. Сам факт их появления в речи ребенка свидетельствует, по мнению ученого, об усвоении того или иного грамматического явления (т.е. правила образования слова или словоформы, основанного на способности членить нормативную словоформу на элементы и осмысливать функции полученных элементов). То есть отделять значимые нормативные единицы языка от случайных.
Пользу стихов и рассказов-небылиц для развития речи детей невозможно переоценить: за каждым «не так» ребенок живо ощущает «так», всякое отступление от нормы сильнее закрепляет понятие нормы. Задает сам себе задачу — и блестящее выполняет. Прохождение такого «экзамена» значительно поднимает в ребенке самооценку, а также уверенность в себе и в тех представлениях о мире, которые он уже имеет: «Я-то не отправлюсь в плаванье в решете, не обожгусь холодной кашей, не испугаюсь маленькой улитки!»
На ребенка ежедневно обрушивается огромное количество новых знаний, и ему просто необходимо уметь их систематизировать. Поневоле ребенку приходится производить неустанную работу по сортировке всех полученных навыков, и нельзя не поражаться тому необычайному успеху, с которым совершается эта труднейшая работа, а также радости, с которой связана каждая победа.
Список источников
1. Писатели нашего детства: 100 имен: Биографический словарь в 3 частях. Ч.1. –М, 1999
2. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
4. Чуковский К. И. От двух до пяти. - М: Детская литература, 2020. - 366 с.
Похожие записи:
Дидактическая игра по развитию речи детей младшей группы детского сада «Расскажи сказку»
Дидактическая игра по развитию речи для детей средней группы. Весёлые мастера
Годовой план работы ДОУ
Речевые игры как средство развития грамматического строя речи у дошкольников
Похожие статьи:
Считалки и небылицы, 2 класс. Литературное чтение