Трудности формирования письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи
Функциональная система письма и чтения формируется постепенно и обычно созревает к началу начального школьного образования. Это означает, что в дошкольном возрасте можно обеспечить оптимальный путь формирования основных функций, механизмов и действий для обеспечения школьной готовности.
В настоящее время в ходе работы учителя-логопеда ДОУ, направленной на профилактику нарушений письменной речи, а также борьбу с нарушениями устной речи важным является исправление нарушений и развитие психических функций и операций, которые являются основополагающими для письма и чтения. По мнению многих исследователей, таковыми являются пространственно-временные представления, визуально-пространственное восприятие и наглядно-образное мышление, изобразительно-графические способности, функции контроля и самоконтроля.
Согласно данным психолого-педагогических исследований,
у детей с общим недоразвитием речи возникают трудности в восприятии и выработке последовательного высказывания, трудностями удержания программы и нарушение способности связного последовательного высказывания. Особенности формирования психических функций и процессов речевой и неречевой деятельности у детей с общим недоразвитием речи отмечаются многими авторами и говорят о нарушении формирования основных компонентов высших психических функций, которые служат основой для овладения письмом и чтением.
В этиологии подобных нарушений у детей с общим недоразвитием речи, приводящих
к трудностям в подготовке к школьному обучению выделяют несколько факторов: некачественное освоение детьми в дошкольном возрасте пространственных представлений; гипер- или гипотонусы кистей и/или пальцев рук; нарушения в деятельности центров коры головного мозга зрительного восприятия, слабость связей между зонами, отвечающими за межанализаторное взаимодействие: мелко-моторного (пальцевый, ручной, артикуляционный) праксиса, зрительного контроля и т.п. Дети не могут выполнить или выполняют очень слабо задания на воспроизведение набора движений, серии звуковых и графических ритмов, ошибаются при воспроизведении ряда изображений, временной последовательности слов и цифр, не способны к повторению речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы).
К следующей группе нарушений относятся
нарушения в организации деятельности, проявляющиеся в быстрой утомляемости и нарушении переключения внимания, в хаотичном характере деятельности, инерции или импульсивности психической деятельности. Значительные различия обнаруживаются при выполнении наиболее сложных задач, в наиболее высокоорганизованных функциях (последовательный и одновременный анализ и синтез, операции обобщения и классификации).
Усложняется проблема и тем, что дети с общим недоразвитием речи по психолого-педагогической классификации относятся чаще всего к группе детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, самым слабым звеном у них является недостаточное развитие фонематического восприятия. Таким детям трудно переключать внимание от значения слова на звуковой состав, что влияет на способность слышать отдельные звуки в слове и понимать их расположение в строгой последовательности.
Практикующие педагоги, психологи, логопеды, диагностируя готовность дошкольников к школе, часто выявляют у них признаки недостаточной сформированности навыков, необходимых для школьного обучения. Школьная практика также подтверждает наличие признаков различного рода трудностей в освоении школьной программы у учащихся уже в первом классе.
Достаточный уровень развития фонетико-фонематической стороны устной речи и лексико-грамматического строя могут являться главными предпосылками формирования навыка чтения. При отсутствии достаточного уровня развитости пространственных знаний и ориентировок, мелкой моторики, зрительно-моторной координации, графических и двигательных навыков, слухового и зрительного восприятия, произвольности внимания, слухоречевой и зрительной памяти формирование базиса для успешного овладения чтением невозможно.
У детей с общим недоразвитием речи имеются такие особенности, как
низкий навык автоматизации запоминания словесных рядов и последовательностей, трудности понимания причинно-следственных связей, слабая вербальная память. Им сложно выполнять и запоминать сложные инструкции из нескольких элементов и заданий, удерживать в памяти и последовательно реализовывать план действий. Часто встречаются ошибки в виде пропусков, замен, перестановок частей при повторении двигательных сочетаний.
В структуре дефекта при общем недоразвитии речи в большинстве случаев наблюдаются дизартрические проявления, которые отличаются особенностями сукцессии. Так как перцептивная информация обрабатывается в ограниченном объеме, то часто наблюдаются несформированность фонематического анализа, низкий уровень способности к автоматизации речевых рядов, замедленное формирование пространственно-временных представлений и оптико-пространственного гнозиса, затруднения в установлении взаимосвязи объектов, трудности в устойчивости, распределении и переключении произвольного зрительного внимания, торможение развития мыслительных операций.
В старшем дошкольном возрасте, который является важный периодом в жизни ребенка, закладываются основы для успешного обучения письму и чтению в школе, идет активное развитие кисти, развивается зрительно-моторная координация, развивается связная расширенная речь. Мы пришли к выводу, что необходимо проводить с дошкольниками с общим недоразвитием речи комплексные мероприятия по формированию функций необходимых для школьного обучения. Для успешной подготовки к школе детей с общим недоразвитием речи необходимо выбрать средство, четкий алгоритм действий, который поможет исправить недостатки.
Такими средствами могут быть игры и упражнения для развития способности удерживать в памяти и выполнять план действий в заданном порядке, ориентироваться в пространстве и времени, умение кодировать временную последовательность в пространственную и наоборот, умение выстраивать ряд предложений в рассказ. В системе подготовки к школе и формировании письменной речи дошкольников с общим недоразвитием речи необходимо участие всех субъектов образовательного процесса, в том числе родителей.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей с умеренной умственной отсталостью с презентаци
Приемы развития мелкой моторики у дошкольников с ОНР
Взаимодействие педагогов в детском саду при осуществлении коррекции речевых нарушений с детьми с ОНР
Взаимодействие с семьями воспитанников в старшей группе