Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Применение зрительных диктантов в коррекционной работе по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников со стертой дизартрией

Из опыта работы логопеда ДОУ. Применение зрительных диктантов в коррекционной работе по предупреждению нарушений письменной речи у дошкольников со стертой дизартрией
В исследованиях педагогов-практиков отмечено, что у детей дошкольного возраста трехмерные пространственные представления более развиты, чем двухмерные. Они уже на практике накопили богатый опыт оперирования реальными объемными предметами. И этот опыт вытесняет ориентировку на плоскости, в частности на листе бумаги. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо усвоить последовательность графических знаков и звуковых комплексов. Важно выступить на опережение и скорректировать специфические ошибки, связанные с нарушением пространственных дифференцировок.

Наряду с нарушениями речевого характера, детям со стертой дизартрией свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д.

Согласно данным исследований Т.В. Ахутиной и Л.С. Цветковой, функциональная несформированность лобных отделов мозга и недостаточность нейродинамического компонента психической деятельности могут проявляться в нарушении организации письма (неустойчивость внимания, не удержание программы, недостаточность самоконтроля) [2, 4].

В процессе профилактики нарушений письма и чтения у дошкольников со стертой дизартрией при обучении ориентировке в пространстве листа бумаги целесообразно использовать зрительные диктанты. Зрительный диктант – это моделирование с помощью различных видов наглядности (натуральная, изобразительная, схематическая) пространственных положений и пространственных отношений.

Наиболее известной и продуктивной является методика написания зрительных диктантов по И.Т. Федоренко. Но эта методика применима исключительно к учащимся начальных классов. Материал для проведения диктантов включает в себя 18 наборов из 6 предложений с постепенным наращиванием длины предложений по одной – две буквы. Проведение зрительных диктантов способствует развитию у детей внимания, зрительной и оперативной памяти, формированию орфографической зоркости, формированию навыка беглого чтения.

Зрительный диктант для дошкольников отличается от зрительных диктантов для младших школьников и подразумевает под собой иную методику. Общим следует считать принцип «от простого к сложному».

Целью применения зрительных диктантов является предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико-пространственных дифференцировок. Они позволяют развивать у дошкольников пространственную ориентировку и пространственные представления о расположении объектов по горизонтальной оси, умение ориентироваться на плоскости. Развивать умение самостоятельно и активно употреблять в своей речи предлоги и слова, отражающие пространственное положение предметов («дальше», «ближе», «за», «перед», «между» и т. п.).

Для проведения зрительного диктанта можно использовать разные варианты игр, наборы геометрических фигур из цветного и белого картона, карточки с геометрическими фигурами, чистые карточки по количеству детей:
1 вариант. Детям раздаются вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры (квадраты, круги, овалы, треугольники, прямоугольники, ромбы). Величину и цвет учитель-логопед определяет сам. Число наборов должно соответствовать количеству детей на занятии. Педагог предлагает вниманию детей одну карточку. Задача детей запомнить последовательность расположения геометрических фигур на карточке. На это отводится определенное время. Затем карточка убирается и дети должны по памяти разложить на лежащих перед ними пустых карточках свои геометрические фигуры. После выполнения задания дети, с помощью слов «дальше», «ближе», «за», «перед», «между» поясняют месторасположение определенной фигуры. Далее игра повторяется с другими карточками.

Можно усложнить игру, предложив детям поиграть с белыми фигурами. Дети, соответственно, переворачивают чистую карточку цветной стороной вверх.

2 вариант. Тоже самое, что и вариант 1, только ребенок должен назвать вслух по памяти расположение геометрических фигур на данной карточке.

3 вариант. Положить перед ребенком карточку с изображением геометрических фигур. Попросить назвать какая фигура изображена первой, какая второй… какая последней.

4 вариант. Положить перед ребенком карточку с изображением 5 фигур. Попросить ребенка назвать какая фигура изображена между… к примеру квадратом и треугольником. Для начала ребенок должен положить палец одной руки на одну фигуру – квадрат, палец второй руки положить на фигуру – треугольник, так ребенку будет легче понять и определить какая же фигура находится между двумя этими фигурами.

Постепенно ребенок научится различать геометрические фигуры на любой таблице, найдет среди них одинаковые по форме или цвету. Он сможет посчитать количество всех фигур. Постепенно задания усложняют, добавляя новые и новые фигурки. Допускается применение десяти фигур за раз.

Зрительный диктант может быть проведен с опорой на уже готовый орнамент из геометрических фигур. В первую очередь дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату), между треугольниками – маленькие круги, а над треугольниками – квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. На занятиях дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их расположили на листе бумаги.

Вместо геометрических фигур на листе бумаги можно таким же образом расположить цифры. Например, в центре положить цифру 5, справа, от нее – 6, а слева – 4; над цифрой 5 (сверху) положить – 2, справа от нее – 3, а слева – 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить – 8, справа от нее – 9, слева от цифры 8 -7 в три строки. Предложить назвать цифры, начиная в первой строчки, «читая» слева направо.

Еще один вариант проведения зрительного диктанта, это так называемый графический диктант. На бумаге в клетку дети под диктовку проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении: влево. вправо, вверх, вниз. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.

Также проводится зрительный диктант по выкладыванию счетных палочек. Дидактическая игра «Полет в космосе» на ориентировку в проводится так. Предлагается черный лист бумаги, имитирующий космическое пространство, по которому ребенок перемещает космический корабль в виде кружочка в соответствии с указанным направлением - маршрутом космического корабля: из середины в левый верхний угол, затем в правый нижний и т.д. Используя специально подобранный иллюстрированный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя.

Наиболее сложными для дошкольников со стертой дизартрией являются задания, связанные с «чтением» графических изображений пространственных отношений, их моделирование в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т.д. Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т.д. Практически проделывая путь, в план-схему вносятся уточнения, дополнения и т.д.

Также необходимо отметить методику Пономарева Я.А., который разработал специальную серию зрительных диктантов под общим названием «Ход конем». Для этих зрительных диктантов используется фрагмент шахматной доски, разделенный на 9 полей. Детям объясняют, что все поля левого столбца обозначаются буквой А, среднего столбца – буквой Б, а правого – буквой В. Все поля нижнего ряда обозначены цифрой 1, среднего ряда – цифрой 2, а верхнего – цифрой 3. таким образом, каждое поле имеет свое имя, состоящее из буквы (А, Б или В), показывающей, в каком столбце находится это поле, и цифры (1,2 и 3), доказывающей, в каком ряду оно находится. Достаточно оказывается в качестве примеров назвать несколько полей, как дети, глядя на доску, без особых затруднений приучают называть имя каждого поля. Задачи этих упражнений аналогичны тем, которые решаются при ознакомлении школьников с системой координат на плоскости: найти координаты указанной точки и указать точку по заданным ее координатам (пар координат можно считать именем точки). Буква и цифра, составляющие имя некоторого поля шахматной доски, рассматривается как координаты этого поля. Такого вида задачи подготавливают детей к усвоению в дальнейшем координатной системы на плоскости. Далее детям объясняют, как ходит шахматный конь.

Применение системы зрительных диктантов в работе с детьми со стертой формой дизартриии может значительно снизить риск появления дисграфии, способствовать нормальному овладению процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, зрительных дифференцировок, конструктивного праксиса, графомоторных навыков. Для полноценного овладения письмом ребенку необходимо взаимно трансформировать пространственную последовательность графических знаков и временную последовательность звуковых комплексов.

Список источников
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова - М.: АСТ: Астрель, 2007. – 344 с.
2. Ахутина Т. В. Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму / Т. В. Ахутина // Современные подходы к диагностике и коррекции речевых расстройств. – Изд-во С-Пб. Ун-та, 2001. C. 195–212.
3. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие. / Л.В.Лопатина, Серебрякова Н.В. –– Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. – 192 с.
4. Цветкова Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление / Л. С. Цветкова. – М.: «Юрист», 1997. – 256 с.

Рекомендуем посмотреть:

Дидактическое панно - аппликация в логопедической работе Формирование всех компонентов устной речи ребенка Ранняя диагностика речевого развития детей Организация взаимодействия педагогов и родителей в логопедической группе
Коррекционно-развивающее занятие с детьми старшей группы с ТНР | Значение нелепиц и небылиц в развитие речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 921 день назад (16 мая 2022)
Просмотров: 962
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!