Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

План-конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Омонимы

Конспект урока русского языка в 5 классе в условиях реализации ФГОС «Омонимы»

[/b]Тип урока: усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС.
Дата: 15.11.2016
Учитель:
Форма урока: урок-путешествие.
Модель обучения: базовая (5 класс – 6 часов в неделю).
Цель урока: сформировать понятие об омонимах.
Задачи урока:
1. Образовательные:
• развить умение формулировать определение понятий;
• развить умение находить омонимы в тексте;
• научить отличать омонимы и многозначные слова;
• формировать умение использовать омонимы в речи;
• развить умение различать омонимы в тексте;
• определять виды омонимов;
• обогащать словарный запас учащихся;
• совершенствовать орфографические умения.
2. Развивающие:
• осуществление системно - деятельностного подхода;
• развитие критического мышления;
• развитие внимания;
• формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
• развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
• развивать умение применять новые знания;
• развитие творческих, речевых способностей учащихся;
3. Воспитательные:
• воспитание интереса и уважения к родному языку;
• воспитание ценностного отношения к слову;
• развитие коммуникативных УУД:
• создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества
Планируемые результаты:
личностные: формировать интерес к русскому языку, уважительно относиться к слову.
метапредметные: развивать операции логического мышления: сопоставление, анализ, навыки самоконтроля, взаимоконтроля, сличать результат с эталоном; уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности.
предметные: расширить понятийную базу о лексике русского языка; различать синонимы, антонимы, омонимы; подбирать к словам синонимы, антонимы, омонимы; с помощью практических заданий обеспечить понимание учащимися роли омонимов.
Межпредметные связи: география, биология, чтение (обогащение словарного запаса).
Оборудование:
• учебник «Русский язык» Рыбченкова;
• раздаточный материал
• Иллюстративный материал
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, работа в группах, коллективная.
Ход урока
Организационный момент, мотивация к учебной деятельности - Добрый день, ребята. Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Подарите мне улыбку. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Проверьте готовность к уроку..
Актуализация знаний - Ребята, сегодня наш урок обычный и особенный одновременно. Обычный, потому что мы будем говорить о вещах, вам хорошо знакомых. Особенный, потому что мы совершим путешествие по бескрайнему океану на нашем корабле «Бригантина». 4 года мы были юнгами, а в этом году мы стали более опытными членами нашего экипажа. И каким будет наш дальнейший путь, зависит только от нас. Дисциплина, взаимопонимание, взаимовыручка, поддержка, уважение должны быть нашими постоянными спутниками. Сегодня мы совершим круиз.
- Что значит круиз? Как вы думаете? (Путешествие по воде)
- Чтобы наш урок-круиз был удачным нам нужно составить маршрут нашего путешествия. Спланировать. Ваши предложения? Молодцы!
Постановка учебной задачи. - Откройте наши судовые журналы (тетради), разогрейте пальчики и давайте сделаем первую запись. Запишите число, «Классная работа».
Повторение пройденного. - Чтобы не сбиться с курса, необходимо иметь лингвистические знания, которые будут нам компасом. Давайте повторим то, что мы уже знаем.
- Что такое антонимы? (слова противоположные по лексическому значению) Учитель показывает на доске картинки, а учащиеся подбирают антонимы.

Проверка д/з.
Упр.137
Определение темы и цели. - Итак, мы переходим к изучению новой темы. Раз тема не написана на доске, мы её будем формулировать сами. Определитесь сами с теми языковыми явлениями, о которых мы будем сегодня говорить. А поможет вам в этом следующая сценка (диалог). Вы внимательно посмотрите, послушайте и постарайтесь определить, что такого необычного, а может даже странного в речи героев. Какие слова привлекут ваше внимание?
Встретились два друга: Серёжа и Денис. Серёжа сказал:
– А у меня дома овсянка!
– Подумаешь, – сказал Денис, – у меня дома тоже овсянка.
– Люблю овсянку! – добавил Серёжа
– И я люблю! – сказал Денис.
– Она жёлтая, красивая такая!
– И вкусная. Особенно с молоком!
– Как это – вкусная! Как это – с молоком? – удивился Серёжа.
– Да так. А ещё хороша с маслом или сахарным песком.
– Да ты про что говоришь?! – всплеснул руками Серёжа.
– Как это – про что? Про овсянку! – ответил Денис.
– Про какую овсянку?
– Про обыкновенную овсянку. А ты про какую?
– И я про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
– Каша песни пела?! – изумился Денис.
– Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка! Не слыхал про такую, что ли? – рассердился Серёжа и добавил: – Айда ко мне – мою овсянку слушать.
– Айда! – согласился Денис. – А потом ко мне – мою овсянку кушать!
И друзья побежали.
- Оцените работу ребят. Спасибо.
- Что имел в виду каждый мальчик? (Овсянка каша и овсянка птичка).
- Почему они запутались?
- Есть такие слова в русском языке, которые пишутся и слышатся одинаково.
- Может быть, кто-то знает, как они называются? (омонимы)
- Пишутся одинаково, слышаться одинаково, но …… различия есть. Возникает вопрос, а чем же они различаются? (лексическим значением)
- Сформулируйте тему урока.
- Итак, как же звучит тема нашего сегодняшнего урока? («Омонимы»). Откройте учебники . Посмотрите, правильно? Молодцы!
- Запишите тему урока.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? Сравните, совпадают ли ваши цели с моими?
- Правильно, в конце этого урока мы должны:
1). Узнать, что такое слова-омонимы; 2)находить омонимы в тексте; 3)научиться отличать друг от друга слова-омонимы; пополнить наш словарный запас; учиться грамотно писать.
Открытие новых знаний
- Ребята, кто-нибудь, может ответить на вопрос, что такое омонимы? (разные по значению слова, но одинаковые по звучанию и написанию).
Выполнение упражнений учебника.

Физкультминутка
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать!
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим (небольшая дыхательная пауза).
Закрепление знаний. - Так, что же такое омонимы?
- Мы выяснили, что главное различие – ЗНАЧЕНИЕ.
-Выполнение заданий.
Ребята, слушаем меня внимательно и смотрим на.
В море суши полоса,
Называется коса.
И у девушки коса
Цвета спелого овса.
На траве лежит роса, –
Косит травушку коса.
У меня один вопрос:
Сколько есть на свете кос?
Ученики отвечают: три.
Учитель: Запишите в тетрадях словосочетания, в которых раскроются три омонимичных значения слова коса (здесь же повторение строения словосочетания).
Кто-то из ребят работает на доске. (Например, девичья коса, наточенная коса, песчаная коса).
-Ответьте на вопросы:
1. Каким ключом нельзя открывать двери?
2. Какую ноту кладут в суп?
3. Из какого крана нельзя брать воду?
4. Из каких ноготков не соберешь букета?

Д/з. - Чтобы лучше усвоить полученные знания, нужно выполнить д.з.
Итог урока.
Выставление оценок. Подведение итогов урока.
-Ребята, закрываем наши тетради.
К концу подходит наш урок -пора нам подвести итог.
- Что нового узнали сегодня на уроке?
- Какие задания у вас вызвали наибольший интерес?
- Достигли ли поставленной цели?
Рефлексия. - Ребята, помните: в наш современный век нанотехнологий как никогда нужно быть образованным человеком. Но путь к знаниям труден и тернист: он потребует от вас упорства, настойчивости и трудолюбия. Вы не должны останавливаться на достигнутом, вы должны идти дальше и дальше, узнавать новое, интересное и, конечно же, открывать для себя неизведанные страны и острова. П
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал(а)…
Мне было интересно узнать о… Затруднение вызвало….

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Конспект урока литературы, 7 класс. Гоголь "Тарас Бульба"
Опубликовано: 2691 день назад (5 декабря 2016)
Просмотров: 11046
Рубрика: Без рубрики
+4
Голосов: 4
Алла Ивановна Ефимова # 6 декабря 2016 в 19:56 0
Мне понравился ваш урок.
Конечно же приветствуется физминутка.
Вот только в начале публикации, вы наверное просто забыли указать автора.
Примите мой скромный голос в копилку.
Наталья Ивановна Маркина # 7 декабря 2016 в 21:55 0
Добрый вечер, Татьяна Владимировна! Спасибо за приглашение. Познакомилась с Вашим конспектом урока "Омонимы". Хороший,спланированный урок. Примите голос!
Наталия Юрьевна Мурашова # 11 декабря 2016 в 05:59 0
Проголосовала за вашу публикацию с удовольствием: все просто и понятно
Тамара Борисовна Вершинина # 13 декабря 2016 в 01:35 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Мне всё очень понравилось! Ясно и понятно! Интересно! + голос
Черевиченко Лариса Александровна # 14 января 2018 в 09:19 0
Здравствуйте. Игровая форма работы, всегда вовлекает детей в творчество, тем более 5-ти классников. И использование интерактивной доски с яркими изображениями привлекает внимание ребенка. Вы на верном пути! Спасибо за урок!