Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока литературы, 7 класс. Гоголь "Тарас Бульба"

Конспект урока литературы
Автор: Козырева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы

Класс: 7
Тема: Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока:
Обучающие: познакомиться с произведением «Тарас Бульба»; дать характеристику главному герою.
Развивающие: развивать речь и мышление обучающихся; развивать способность анализировать текст.
Воспитывающие: воспитывать чувства товарищества и братства, силу воли и духа.

Формы урока: слово учителя, выразительное чтение, составление таблицы, работа в парах
Используемое оборудование: отрывок из фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», детские иллюстрации к повести, план анализа эпизода.

Эпиграфы к уроку:
1.«Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» ( Н.Ф.Кошанский).
Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть сегодня вас таких веселых и лучезарных, а главное - заинтересованных в нашем сегодняшнем уроке.
Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в далекие времена, во времена казачества и Запорожской Сечи. Мы познакомимся с героями, которые доблестно сражались за свою Родину, которые отдали жизни за спокойствие её жителей.
II.Сообщение темы урока, постановка целей и задач
Тема нашего сегодняшнего урока – “Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы»
Цель нашего урока- познакомиться с произведением Гоголя и дать характеристику главному герою- Тарасу Бульбе.
3. Чтение вступительной статьи учебника
III.Работа по теме урока
1. Вступительное слово учителя о писателе.
Николай Васильевич Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.
Годы жизни: 1809-1852. Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
- Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству. Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.Украина – колыбель великого писателя.
Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи. Когда закончил гимназию, отправился на государственную службу в Питербург. Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
2. История создания повести «Тарас Бульба», история страны.
Действие повести происходит в далёком прошлом. В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении многих столетий земли Украины подвергались набегам татарских полчищ. Чтобы достоверно описать события того времени, Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники.
Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь и создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества
3.Эпоха и герои повести
Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Так, у Гоголя встречаются бравые , доблестные люди, которые привыкли защищать свою родину.
4. Эвристическая беседа
- Как вы считаете, герои произведения Тарас Бульба и его сыновья реальны?
- Как вы думаете,с какой целью автор написал данную повесть?
- Какой образ является главным в произведении?
-Как раскрывается национальный характер?
4. Показ презентации о Тарасе Бульбе.

5. Анализ эпизодов произведения
Учащиеся просматривают фрагменты из кинофильма «Тарас Бульба»
- Ребята, охарактеризуйте речь Тараса. Какую лексику использует при этом автор?
- Составьте таблицу «Лексика героев повести.Сходства и различия»»
6. Выявление фольклорных мотивов
Учитель показывает фрагменты из фильма, а учащиеся должны выписать в таблицу,какие обряды,традиции они увидели?

IV.ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

1. Ребята, составьте пожалуйста синквейн о Тарасе Бульбе. А кто сможет, тот составит четверостишие, которое прочитает под музыку перед классом.

V. Подведение итогов. Рефлексия
- Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей на подвиг во имя Родины. Композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести.
Ребята,нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту произведения. -Скажите, а для чего мы с вами, современные люди, обращаемся к этому же произведению? (В мире царит борьба, разобщённость, эгоизм. А хочется, чтобы рядом были верные, преданные люди. Такие уроки гуманизма мы берём из этого произведения).

VI. Домашнее задание
Написать характеристику Остапа и Андрия, подобрать цитаты.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока литературы в 7 классе Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс Литературная игра для учащихся 7-8 классов Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»

Похожие статьи:

Конспект урока-игры по литературе в 7 классе

Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса

Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Обобщающий урок по былинам, 7 класс

Конспект урока литературы, 7 класс. Военная лирика Симонова | План-конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС. Омонимы
Опубликовано: 3117 дней назад (11 июня 2016)
Просмотров: 11826
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Наталия Николаевна Салата # 11 июня 2016 в 17:51 +1
Добрый вечер.Неплохой урок,содержательный.Только цель у урока одна,а вот задач несколько.
Татьяна Владимировна Козырева # 12 июня 2016 в 18:31 0
Спасибо огромное за отзыв!Я обязательно учту Ваши замечания
Елена Григорьевна Полякова # 14 июня 2016 в 14:36 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна, посылаю Вам для поддержки голос №1.
Урок, действительно, содержательный. Но, на мой взгляд,не всё его содержание работает на главную - образовательную цель. Так,например, не хватает фрагментов текста произведения и их анализа, т.е. не "слышно" живого писательского слова. Конечно, просмотреть фрагменты фильма это очень хорошо, но урок литературы должен мотивировать к чтению произведения.
Содержание урока надо тщательно отбирать в соответствии с целью. Выявление фольклорных мотивов может быть отдельной темой, здесь это не нужно, т.к. ни в цели, ни в задачах это не просматривается. Цель должна быть поставлена одна в виде существительного, а задач может быть несколько (что делать, чтобы достигнуть цель). Надеюсь на понимание. Желаю новых творческих удач! С уважением, Е.Г.
Тамара Борисовна Вершинина # 13 декабря 2016 в 01:53 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Мне многое понравилось в вашем конспекте, но... соглашусь с Еленой Григорьевной в том, что мало работы с текстом. Как нас учили в институте. Если берём тему "Образ героя", то надо найти в тексте всё, что показал нам автор: внешность, речь, отношение его к сыновьям и т.д. Тут может быть и индивидуальная , и групповая работа. Как представила этот момент, голова кругом! Так интересно!