Конспект урока литературы
Автор: Козырева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы
Класс: 7
Тема: Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы
Тип урока: Урок изучения новых знаний
Цели урока:
Обучающие: познакомиться с произведением «Тарас Бульба»; дать характеристику главному герою.
Развивающие: развивать речь и мышление обучающихся; развивать способность анализировать текст.
Воспитывающие: воспитывать чувства товарищества и братства, силу воли и духа.
Формы урока: слово учителя, выразительное чтение, составление таблицы, работа в парах
Используемое оборудование: отрывок из фильма «Тарас Бульба», репродукция картины И.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», детские иллюстрации к повести, план анализа эпизода.
Эпиграфы к уроку:
1.«Ораторство есть искусство даром живого слова действовать на разум, страсти и волю других» ( Н.Ф.Кошанский).Ход урока
І. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть сегодня вас таких веселых и лучезарных, а главное - заинтересованных в нашем сегодняшнем уроке.
Сегодня на уроке мы с вами окунёмся в далекие времена, во времена казачества и Запорожской Сечи. Мы познакомимся с героями, которые доблестно сражались за свою Родину, которые отдали жизни за спокойствие её жителей.
II.Сообщение темы урока, постановка целей и задач
Тема нашего сегодняшнего урока – “Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Образ Тараса Бульбы»
Цель нашего урока- познакомиться с произведением Гоголя и дать характеристику главному герою- Тарасу Бульбе.
3. Чтение вступительной статьи учебника
III.Работа по теме урока
1.
Вступительное слово учителя о писателе.
Николай Васильевич Гоголь – человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель, стремившийся разгадать историческую судьбу России.
Годы жизни: 1809-1852. Родился на Украине 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии.
- Отец, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, принадлежал к новоявленному дворянству. Мать Мария Ивановна – дочь богатого помещика.Украина – колыбель великого писателя.
Получил образование в Нежинской гимназии, где проявился его интерес к литературе и живописи. Когда закончил гимназию, отправился на государственную службу в Питербург. Имя молодого писателя стало широко известно после выхода в свет «Вечеров на хуторе близ Диканьки».
2.
История создания повести «Тарас Бульба», история страны.
Действие повести происходит в далёком прошлом. В основу своей повести Н.В.Гоголь положил историю национально-освободительной борьбы украинского народа. На протяжении многих столетий земли Украины подвергались набегам татарских полчищ. Чтобы достоверно описать события того времени, Гоголю пришлось изучить различные исторические и фольклорные источники.
Все сильные и смелые духом, все, кто не хотел мириться с панской неволей, уходили в южные пустынные степи, в привольные края нижнего Приднепровья, куда не достигала рука польского государства, куда не проникала власть помещика. Здесь и создалась в середине XVI в. Запорожская Сечь — центр украинского казачества
3.
Эпоха и герои повести
Любая эпоха, в которой появляются герои своего времени, богата разнообразием характеров. Так, у Гоголя встречаются бравые , доблестные люди, которые привыкли защищать свою родину.
4.
Эвристическая беседа
- Как вы считаете, герои произведения Тарас Бульба и его сыновья реальны?
- Как вы думаете,с какой целью автор написал данную повесть?
- Какой образ является главным в произведении?
-Как раскрывается национальный характер?
4.
Показ презентации о Тарасе Бульбе.
5.
Анализ эпизодов произведения
Учащиеся просматривают фрагменты из кинофильма «Тарас Бульба»
- Ребята, охарактеризуйте речь Тараса. Какую лексику использует при этом автор?
- Составьте таблицу «Лексика героев повести.Сходства и различия»»
6.
Выявление фольклорных мотивов
Учитель показывает фрагменты из фильма, а учащиеся должны выписать в таблицу,какие обряды,традиции они увидели?
IV.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
1. Ребята, составьте пожалуйста синквейн о Тарасе Бульбе. А кто сможет, тот составит четверостишие, которое прочитает под музыку перед классом.
V.
Подведение итогов. Рефлексия
- Во все времена повесть «Тарас Бульба» была тем произведением, которое вдохновляло людей на подвиг во имя Родины. Композиторами разных стран создано 17 опер по мотивам повести.
Ребята,нарисуйте иллюстрацию к любому фрагменту произведения. -Скажите, а для чего мы с вами, современные люди, обращаемся к этому же произведению? (В мире царит борьба, разобщённость, эгоизм. А хочется, чтобы рядом были верные, преданные люди. Такие уроки гуманизма мы берём из этого произведения).
VI.
Домашнее задание
Написать характеристику Остапа и Андрия, подобрать цитаты.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы в 7 классе
Конспект интегрированного урока английского языка и литературы, 7-8 класс
Литературная игра для учащихся 7-8 классов
Урок литературы в 7 классе. Интегрированный урок по рассказу Платонова «Юшка»
Похожие статьи:
Конспект урока-игры по литературе в 7 классе
Викторины с ответами по литературе для 7-8 класса
Платонов «В прекрасном и яростном мире»
Обобщающий урок по былинам, 7 класс