Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект урока математики в 5 классе с презентацией по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»

Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Автор: Морозова Татьяна Владимировна, учитель математики МБОУ Лицея №7 города Кстово Нижегородской области.
Описание материала: урок – путешествие на озеро Байкал, обобщающий урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». В урок включены нестандартные задачи, которые помогают узнать интересные факты о Байкале. Урок сопровождается презентацией, которая демонстрирует не только красоты озера и его богатства, но и наглядно представляет все задания урока. Урок разработан на основе УМК по математике 5 класс Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. – М.Мнемозина, 2008. Объем урока – 1 час (45 минут). Данный материал будет полезен учителям математики.

Цель: Организовать деятельность учащихся по обобщению, систематизации знаний и способов деятельности при решении нестандартных задач по теме "Сложение и вычитание десятичных дробей"
Задачи урока:
Образовательные: формировать умение применять алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей при выполнении различных заданий
Развивающие:
• развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать вычислительные навыки, а также самостоятельность в мышлении и учебной деятельности;
• развивать математическое мышление, память, внимание, культуру математической речи и культуру общения, формировать адекватную самооценку;
• развивать эмоциональную сферу учащихся через применение активных форм ведения урока, в том числе и ИКТ.
Воспитывающие:
• воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
• воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
• развитие коммуникативных умений обучающихся.
Тип урока: урок обобщения и повторения изученного материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Вид урока: урок - путешествие
Необходимое учебное оборудование: Компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (карточки с домашним заданием, карточки с шифром), электронная презентация, выполненная в программе PowerPoint
Ход урока
1. Организационный момент
Урок математики. Это заключительный урок по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».
Сегодня у нас необычный урок: мы отправляемся в путешествие и одновременно повторим и закрепим знания по этой теме. Они нам помогут узнать много нового.
2. Актуализация знаний, умений.
Как и в любое путешествие, нам надо собрать багаж. Возьмем только самое необходимое: смекалку (ум без догадки гроша не стоит), умение рассуждать и, конечно, правило сложения и вычитания десятичных дробей. Сформулируйте это правило. (На слайде № 3 в открытый саквояж «кладем» самое необходимое, после чего саквояж закрывается и становится большим)

Багаж собран. Пора в дорогу. Сегодня мы побываем в одном из самых прекрасных и уникальных мест нашей Родины. Куда же мы отправимся, узнаем, когда выполним задание: поставьте запятые в равенствах таким образом, чтобы они стали верными. (слайд № 4 Как только правильно ставится запятая, появляется буква в названии)
3,2 + 18 = 5
7,3 6 – 33 6 = 4
63 – 27 = 6 0,3
3 + 108 = 13 8
1 4 0 2 +1 3 5 = 2 7 5 2
1 3 – 2 4 6 = 1 0 5 4
Итак, мы на озере Байкал.

3. Решение упражнений.
-Открываем тетради, записываем тему урока: «Сложение и вычитание десятичных дробей»
В Сибири говорят, « кто на Байкале не бывал, тот Сибири не видал». Только увидев озеро своими глазами, можно почувствовать его красоту.
Это озеро образовалось в результате землетрясения, оно содержит 20 % мирового запаса пресной воды. Это единственное море-озеро, которое покрывается льдом. Лед такой прозрачный, что сквозь него можно увидеть дно Байкала.
Человек может пройти, если толщина льда 5 см. Какой должна быть толщина льда, чтобы по нему мог ездить автотранспорт. Это мы узнаем, решив следующее задание:
Даны две суммы А = 7,82+5,64+1,47+5,23 и В = 1,18+4,53+2,36+6,77. Найдите их сумму. Выполните действия наиболее удобным способом. (слайд № 8).
Записали № 1 и выполняем задание в тетради самостоятельно. (Первый выполнивший рассказывает, как выполнил задание)
Получили, что толщина льда равна 35 см.
При толщине льда, равном 35 см, по Байкалу начинают прокладывать автотрассу.
Ледовый панцирь держится до 6 месяцев. Но есть на Байкале участок воды, который не замерзает – это полынья, длиной от 3 до 5 км. Она существует благодаря большой скорости течения воды в данном месте. Чтобы узнать, как оно называется, выполним следующее задание (слайд №10)
Записали № 2
Найдите ошибки при решении уравнений а) и б). Запишите правильное решение. Решите уравнение в). (В это время один человек у доски. Задать ему вопросы по окончании решения. Раздать карточки с шифром: 5,83 –шаман; 6,83 – амур; 8,7 – ский; 4,66 – пя; 3,7 – ка; 6,5 – так; 5,34 – мень. ).
а)Х – 2,9 =3,93
Х = 3,93-2,9
Х = 1,03
б)У + 3,54 = 8,2
У = 8,2 – 3,54
У = 5,74
в) (7,1 – m) +3,9 =4,5

Зачеркните в таблице правильные ответы и слоги, которые им соответствуют. Оставшиеся слоги позволят вам прочитать название полыньи.
Да, верно, это Шаманский камень.
На следующей остановке мы поговорим о богатстве озера Байкал.
На протяжении веков Байкал славится своими рыбными запасами. Здесь водятся очень ценные виды рыб: осетр, таймень и омуль. Это очень крупные рыбы (слайд № 12,13).
Рассмотрим задачу и с помощью неё узнаем, какой вес имеют эти ценные рыбы. (Решение задачи № 3) Рыбак поймал осетра, тайменя и омуля. Взвесив свой улов он получил 72,4 кг. Решив узнать вес каждой рыбы он увидел, что шкала весов до 40 кг была повреждена и прочитать показания невозможно. Тогда он взвесил сначала осетра и тайменя: получилось 56,7 кг, затем тайменя и омуля: получилось 52,9 кг. Какова масса каждой рыбы?
Кто знает, как решить эту задачу, работаем самостоятельно. Кто затрудняется, разбираем задачу у доски.
Да, действительно, осётр весит 19,5 кг, таймень более 37 кг, а омуль может достигать 16 кг.
Байкал богат не только своими рыбными запасами, но и достопримечательностями. Одна из них острова. На Байкале их очень много. Заполнение магического квадрата, нам поможет узнать, сколько островов на озере Байкал (слайд № 16,17) Работаем в парах.

Найденные числа подставьте в данное выражение 33,3– (____ + _____ + ____) , и вы получите число, которое покажет, сколько островов на Байкале.
На озере Байкал 30 островов. Самым большим является остров Ольхон. Он объявлен государственным памятником природы.
4. Выдача домашнего задания.
На конечной остановке нашего путешествия мы поговорим о ветрах. На Байкале они имеют много названий: это Верховик, Баргузин, Культук, Ангара. Но есть еще один ветер – ураганный. Бывали случаи, когда он срывал с домов крыши, сбрасывал животных с берега в Байкал. Его название и скорость вы узнаете, выполнив домашнее задание.
Открываем дневники и записываем: задание на карточках.
Раздаточный материал. №1 . Решить уравнения: А) (5,5+х)-23,5=8,75
С) 6,2-(у+1,8)=4,39
№2. Выполните действия:
А) 36,3-(19,39+1б,8)
Р) (38,45-27,35)-8,45
М) 62,3-(600-541,3)
Запишите все ответы в порядке возрастания, тогда буквы соответствующих заданий составят название ураганного ветра на Байкале.
№З. Из двух населенных пунктов, расстояние между которыми 3,6км, выехали навстречу друг другу мотоциклист и велосипедист. Скорость мотоциклиста- 15,3м/с, а велосипедиста- 2,7м/с . Через какое время они встретятся?
За это же время ураганный ветер пролетает 6км. Какова его скорость?
5. Подведение итогов урока
Сегодня вы узнали много интересного про озеро Байкал и в этом нам помогли знания по теме: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Урок закончен. Спасибо за урок.
Презентация на тему: Сложение и вычитание десятичных дробей

Рекомендуем посмотреть:

Урок математики в 5 классе с презентацией. Деление с остатком. Решение задач Конспект урока математики в 5 классе (по сингапурской методике обучения) с презентацией. Сложение, в Конспект урока по математике для 5-6 классов с презентацией на тему: Меры длины Конспект интегрированного урока по математики + технология с презентацией на тему: Объемные тела-цил
Участник №135 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 апреля по 15 августа 2016 года
"Своя игра" для 6 класса с презентацией ко Дню Российской науки
Опубликовано: 3021 день назад (14 августа 2016)
Просмотров: 6610
+2
Голосов: 2
Светлана Анатольевна Савостьянова # 15 августа 2016 в 10:49 +2
Татьяна Владимировна, здравствуйте. Очень интересный урок «Сложение и вычитание десятичных дробей» у Вас получился. Наличию метапредметных связей сейчас уделяют большое внимание. Вы на уроке и тему повторили и закрепили, и попутешествовали по Байкалу. Разнообразные задания подобраны, которые позволяют и правила повторить и смекалку проявить. Считаю, что цель урока была достигнута, и для её достижения использовались разные формы и методы работы. Единственное, по оформлению, у вас фото - слайды хоть и одинакового размера и смотрятся гармонично, но маленькие, необходимо не меньше 700 точек по ширине.
И если можно два вопроса:
- по какому принципу заполняется магический квадрат?
- почему использовали тематику Байкала, это связано с какой-то датой, мероприятиями или по велению души?
Спасибо за отличный урок! Успехов, +1!
Татьяна Владимировна Морозова # 15 августа 2016 в 14:18 +2
Здравствуйте, Светлана Анатольевна. Спасибо за поддержку и внимание! Ваше замечание по поводу оформления учту в дальнейшем, в правилах не обратила внимание на размер фото. Отвечаю на Ваши вопросы: 1)правила заполнения магического квадрата - по горизонталям, вертикалям и диагоналям должно получиться одно и то же число; 2) объяснение довольно простое: с сыном готовили доклад о Байкале (он меня и воодушевил), сама много нового узнала и решила, что детям эта информация будет интересна. А, вообще, это был открытый урок с присутствием большого количества гостей...Надеюсь, что ответила на Ваши вопросы. Спасибо за Ваш комментарий! Татьяна
Маргарита Германовна Котовщикова # 16 августа 2016 в 05:55 0
Здравствуйте, Татьяна Владимировна! Очень заинтересовал Ваш материал. С Вашего позволения я бы использовала этот материал в качестве вспомогательного на уроках русского языка при изучении темы "Десятичные дроби". Очень познавательно и, на мой взгляд, есть простор для построения интегрированного урока. Спасибо за материал. Творческих Вам успехов!
Татьяна Владимировна Морозова # 16 августа 2016 в 18:46 +1
Маргарита Германовна, спасибо за комментарий. Буду только рада, если моя разработка Вам пригодиться!