Гуманитарный поединок между биологами и филологами «Экологическая мозаика»
Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание. Введение ФГОС требует от учителя неординарного подхода в образовательном процессе. Нетрадиционная форма мероприятия проводится как с целью формирования коммуникативной компетенции, так и с целью развития экологической грамотности учащихся и уровня их экологической культуры. Форма работы рассчитана для детей разных возрастных категорий – 5 -7 классы. В поединке открываются широкие возможности для реализации метапредметного подхода. Представлены разнообразные конкурсные задания.
Цели и задачи:
1) способствовать развитию познавательной сферы учащихся и логического мышления, творческих способностей, повысить мотивацию на изучение учебных дисциплин: русского языка, литературы, природоведения и биологии.
2) формирования коммуникативной компетенции, так и с целью развития экологической грамотности учащихся и уровня их экологической культуры
Регулятивные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выдвижение гипотез и их обоснование
Личностные УУД: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
Коммуникативные УУД: аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений оформлять свои мысли в устной и письменной форме
Гуманитарный поединок между биологами и филологами «Экологическая мозаика»
Перед началом мероприятия. Каждому из гостей поединка при входе вручается красочно оформленный самими учащимися пригласительный билет с символикой Года экологической культуры и охраны окружающей среды в Республике Татарстан. Билет также будет задействован в ходе игры.
Соревнуются 2 команды: команда знатоков природы и знатоков русского языка. При оценивании ответов учитывается не только правильный ответ, но и орфографическая грамотность, и правильная речь. Каждая команда проговаривает ответы и затем записывает в отдельные листочки.
За победу в каждом конкурсе команда получает по яблоку. В конце всех конкурсных заданий подсчитывается количество набранных яблок.
Конкурсные задания дублируются на слайдах, чтобы могли решать их и зрители
I этап. Поэтическая разминка
1 чтец
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна
По имени ПРИРОДА!
У ней для всех хватает доброты.
И мы живём, запечатлев навек в душе
Её прекрасные черты –
Поля, луга, леса, моря и реки.
2 чтец
Богаты мы!
Но считанные птицы
Над считанными рощами летят!
Дрожит камыш на считанных озёрах,
И считанные рыбы плавают в реке,
И восковые считанные зёрна
Неслышно зреют в малом колоске.
Неужто внуки лишь по Красной книге
Узнают, как богаты были мы?
3 чтец
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй её святынь!
4 чтец
Пускай растёт зелёный терем,
Просторный, мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!
Эту истину знаю я отроду,
И её никогда не таю:
«Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою».
II этап. Конкурсы. Представление команд «Кто быстрее» (2 мин). Из розданных букв составить слова-названия команд «заповедник», «атмосфера» и придумать представление команд.
1 конкурс: Из одного слова – десять. Отнимая от слова БОТАНИКА по 4-5 букв, образуйте 10 новых слов. Мы только подскажем их значение, а угадывать будете сами.
1. Водоросли, плавающие густой массой в стоячей или малопроточной воде.
2. Тонкая скрученная пряжа.
3. Лента, завязанная в виде нескольких переплетающихся в середине петель.
4. Крупное учреждение, где хранят деньги.
5. Музыкальный звук.
6. Стеклянный сосуд.
7. Дикая свинья.
8. Род брёвен или толстых досок, настилаемых на балки.
9. Травянистое растение, из листьев которого делают то, что я никогда не советую вам пробовать.
10. Вышитый цветной шнурок по краю или шву одежды.
(Ответ: тина, нитка, бант, банк, нота, банка, кабан, накат, табак, кант.)
2 конкурс: Грамматическая арифметика.
Ежи – и + е + вика = ягода. (ежевика)
Кожа + ворона = полевая птичка, прилетающая ранней весной. (жаворонок)
Лик + пена = птица с большим зобом. (пеликан)
Кар + то + фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
Чистый – ый + о + тело – о = ? (чистотел)
3 конкурс: «Волшебная буква»
Каждая команда получает по карточке с одинаковым текстом:
«Возьмите букву и прибавьте к ней часть лица, чтобы получилось животное».
Прибавьте к той же букве травянистое растение, и перед вами окажется дерево.
Если прибавите к этой же букве морское животное – оно тут же превратится в насекомое. (Буква «К» К-рот, к-лен, к-омар, к-ремень, к-лещи.)
4 конкурс: Головоломка. Зашифрованный приказ
Мне принесли записку и попросили срочно расшифровать. Я затрудняюсь это сделать. Может, вы поможете?
Там всего 4 строчки
СОБОРКПЕРУНЬЕ
НОДЯСТИЕТЛ
АСБРЯНИАКСОРС
АСЕДУТРА
А внизу приписка:
Рыбу, птицу, фрукт, цветок
Надо выбросить из строк.
И останется у вас
Расшифрованный приказ
(Ответ: если выбросить слова окунь, дятел, абрикос, астра, то останется: «Сбор переносится на среду».)
5 конкурс: Викторина «Удивительные превращения»
Подскажите, в кого превращались:
1. Князь Гвидон – в комара, муху, шмеля.
2. Великан-людоед из сказки Ш.Перро – в льва, в мышь.
3. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Г.-Х.Андерсена «Дикие лебеди».
4. Коротышка Листик – в ослика. Н.Носов «Незнайка в Солнечном городе».
5. Таня Забодкина из сказочной повести В.Каверина «Много хороших людей и один завистник» - в сороку.
6. Багдадский калиф Хасид, герой сказки В.Гауфа – в аиста.
7. Юра Баранкин и Костя Малинин – в воробьев, бабочек, муравьев. В.Медведев «Баранкин, будь человеком!»
8. Гадкий утенок – в лебедя из сказки Г.-Х.Андерсена.
9. Пиноккио – в осла. Коллоди «Приключения Пиноккио».
6 конкурс: Вспомните восемь птиц, в названиях которых по две буквы О.
– о – о –
– о – о – –
– о – о – –
– о – о – – –
– о – о – – –
– о – о – – – – –
– о – о – – – – –
– о – о – – – – – –
(Ответ: сокол, сорока, ворона, соловей, воробей, коростель, поползень, коноплянка)
Игра со зрителями
Проведём необычную игру. Каждый из вас на этот поединок получил пригласительный билет. Разверните их: в правом верхнем углу некоторых билетов написано слово, которое сейчас поможет кому-то выиграть призы. Условия выигрыша такие: я стану загадывать загадки и вопросы из мира природы. Думаю, что ответы на них мы сможем произнести все вместе. Но тот, у кого ответ на загадку будет написан на пригласительном билете, получит приз.
Примерные вопросы
1. Целебный цветок – предок всех роз. (Шиповник)
2. Какое растение даёт лучший мёд? (Липа)
3. В сенокос горька, с мороз сладка, что это за ягодка? (Рябина)
4. Кто на себе лес носит. (Лось)
5. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, рама зелёная (пруд)
7 конкурс: В зоопарке
Регина ходила с папой в зоопарк. Там они видели разных животных. Когда они пришли домой, сестра Алсу спросила: «Какие животные тебе больше всего понравились?» Регина сказала: «А ты отгадай. Мне понравились звери, в названиях которых есть «л». Каких зверей назвала Алсу? (лиса, лошадь, слон, козёл, крокодил, лев, волк и т.д.)
8 конкурс: 8. Народный календарь. Люди издавна наблюдали за явлениями в природе и соотносили их прежде всего со своей хозяйственной работой. Нужно из двух частей составить народную примету. (Каждой команде даётся пакет с разрезанными половинками)
• Из березы течет много сока - к дождливому лету.
• Рябина поздно зацвела - к долгой осени.
• Май холодный - год плодородный.
• Затянулись дожди - груздей не жди.
• Чем раньше береза лист пустит - тем теплее весна будет.
• Если листопад пройдет скоро - к суровой и продолжительной зиме.
• Зима без снега - лето без хлеба.
• Задержишь на полях зимой - будешь с хлебом весной.
9 конкурс: Ищите рифму! Начнём с пантеры…
Из четырёх строк одного стихотворения сбежали: сом, вол, лис, питон, краб, удод, майский жук, колорадский жук, попугай, пантера, ястреб, бизон, куница, койот.
Расставьте их в таком порядке, чтобы был соблюден стихотворный размер и каждые две строчки рифмовались.
(Ответ: Пантера, попугай, питон,
Волк, колорадский жук, бизон,
Сом, ястреб, майский жук, удод,
Лис, краб, куница и койот.)
10 конкурс: Найдите спрятанное в предложении слово. Например: Обруч катится (ручка)
1. Дон и Волга соединены каналом (Иволга)
2. Топор ёлку рубит (орёл)
3. На улице у крыльца плясали (цапля)
4. Войдя во двор, она окликнула сына (ворона)
5. Этот вид роз давно разводится в Румынии (дрозд)
6. Жили в доме две дикие кошки (медведи)
11 конкурс: «Загадочный диктант»
Ведущий называет загадку, игроки молча записывают отгадку. Задача конкурса состоит не только в том, чтобы отгадать загадку, но и составить из первых букв ответов фразу.
1. Мать, отца не знаю,
но часто называю,
детей знать не буду,
чужим сбуду. (Кукушка)
2. По горам, по долам
Ходят шуба да кафтан. (Овца)
3. Не море, а волнуется. (Нива)
4. Ох, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. (Крапива)
5. Две антенны на макушке,
А сама сидит в избушке,
На себе ее везет,
Очень медленно ползет. (Улитка)
6. Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (Раки)
7. Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова)
8. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт)
9. Стоит в саду кудряшка – белая рубашка, сердечко золотое. Что это такое? (Ромашка)
10. Листья клена пожелтели,
В страны юга улетели
Быстрокрылые стрижи.
Что за месяц, подскажи? (Август)
11. Рогатый, а не бодается. (Месяц)
12. Без крыльев летят,
Без ног бегут,
Без паруса плывут. (Облака)
13. Сильнее солнца,
Слабее ветра,
Ног нет, а идет,
Глаз нет, а плачет. (Туча)
14. Зимой и летом одним цветом. (Ель)
15. Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ежиха)
16. Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный? (Волк)
(Конкурс грамотеев)
12 конкурс: Надпись на листьях. Подумайте, в каком порядке нужно брать буквы, чтобы прочитать надпись, начертанную на листьях деревьев?
ЕГИ + СНА +БЕР + ТС + ИКР + ШЕБ + ТВО + АСУ + ЛЕ + ОГА
(Береги лес – наше богатство и красу)
III этап. Подведение результатов поединка. Награждение победителей.
Гуманитарный поединок завершается выразительным чтением нравственной проповеди, взятой из сочинения-обращения к юному другу:
Юный друг!
Твой след, твой шаг в природу – каким будет он, каким предстанет грядущим поколениям? Входи в природу другом, хозяином, заботливым, внимательным, чутким.
Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету». Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого и начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полётом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать. Глубоко познавая законы природы, ребята и взрослые стараются природе не наносить никакого вреда.
Человек, достигший азбуку природы, будет стремиться хозяйствовать на земле умело, восполнять природные ресурсы. Вот тогда человек и природа станут настоящими друзьями.
Используемая литература
1. Арсирий А.Т., Занимательные материалы по русскому языку – М, 1995
2. Минскин Е.М. От игры к знаниям – М, 1987
Рекомендуем посмотреть:
Сценарий игровой программы для 5-8 классов «Угадай мелодию»
Сценарий праздника «Осенние посиделки» для 5-6 классов
Сценарий игры по станциям для 6 - 7 классов
Зимние олимпийские игры, 6-7 класс
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
День здоровья в школе. Сценарий