Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие - экскурсия, 8 - 11 класс

Интерактивная заочная экскурсия на выставку И.И. Шишкина (для учащихся 8-11 классов)
Автор: Усманова Римма Александровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Актанышская СОШ №2 с УИОП» Актанышского района Республики Татарстан
Описание материала: Нетрадиционное внеклассное мероприятие направлено на формирование социальной компетентности школьников средствами музейной педагогики; рассчитано на совместную деятельность учащихся 8-11 классов. Учащиеся проектируют, моделируют и презентуют свою картинную галерею в соответствии с музейными законами и атрибутами.
Цели мероприятия:
1) приобщение учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
2) развитие умений и навыков составления устной монологической речи, публичного выступления;
3) воспитание любви к родному краю, эстетического вкуса учащихся
Дидактико-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная система, подготовленный группой видеосюжет «В музее Шишкина»; видеопрезентация
Подготовительная работа. Актив класса проектирует, моделирует воображаемую картинную галерею и в кабинете создаёт свою модель, придумывает её интерьер. (Для учащихся сельских школ всё ново и незнакомо, нет возможности посещать известные залы картинной галереи, музеи. До проведения данного мероприятия на одном из классных часов пройдёт урок этикета «Как вести себя в общественных местах»)
1 группа – творческая группа учащихся готовит презентацию (слайд-шоу) репродукций картин художника, собирает картины по разным источникам Интернета, предлагает принести репродукции картин Шишкина из домашней коллекции. Гости рассматривают репродукции картин как по презентации, так и по «живым» картинам (показать детям, как оформляются картины в музее, картинных галереях; знакомство с паспарту)
2 группа – группа экскурсоводов: собирает материал для описания данных репродукций.
3 группа – исследовательская группа находит портреты Шишкина и их описания; биографические сведения о художнике; составляет вопросы для проведения викторины.
4 группа – проектно-издательская группа, создает и готовит проект буклета-путеводителя для каждого посетителя выставки.
Третья и четвертая группы формируются из учащихся старших классов.

Лесной бог из Елабуги…
Шишкин – художник народный. Всю жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный.
В. Стасов.
Ход мероприятия
1 экскурсовод: Ребята! Сегодня мы с вами совершим необычную интерактивную экскурсию в картинную галерею известного художника-пейзажиста, нашего земляка Ивана Ивановича Шишкина. Мы организовали выставку живописца, которая позволит увидеть многое из того, что сделано было художником, и каким был путь к вершинам искусства уроженца Елабуги.
I этап – знакомство с портретами и биографией художника
2 экскурсовод: Портреты И.И.Шишкина (показывает портреты- слайд-шоу)
В течение своей жизни Иван Крамской несколько раз рисовал и писал своего товарища по передвижным художественным выставкам И.И.Шишкина. В большом портрете Крамской создал образ преуспевающего художника, который находится в зените славы и известности. Но портрет свободен от парадности. Ясная лаконичная композиция подчеркивает значительность, основательность модели. Темный компактный силуэт плотной фигуры четко читается на светлом фоне холста. Выразительны не только взгляд чуть прищуренных глаз, свободно раскиданные волосы, густая борода, но и естественная поза, руки, непринужденно засунутые в карманы. Целостность натуры, спокойная уверенность в себе, в своей деятельности – эти черты, присущие личности художника, запечатлены на полотне. (портреты)


Ивану Ивановичу Шишкину словно самой судьбой было предначертано стать певцом русской природы. Друзья шутили, что у него не только «лесная» фамилия, но еще и внешность настоящего лешего: бородатый, косматый, такому в самый раз жить в лесу…
В поисках вдохновлявшей его натуры художник ездил и ходил по российским проселкам, по лесным дорогам и тропам. Таким «легким на ногу», в высоких сапогах изобразил живописца на одном из полотен художник Крамской. Стоит на лоне величественной русской природы и внимательно наблюдает за происходящим, любуясь широким раздольем России, лесными далями.
3 экскурсовод: Биографическая справка
Иван Иванович Шишкин (1832-1898) родился в городе Елабуге в семье купца. Он с детства мечтал стать художником. После уездного училища окончил четыре класса казанской гимназии №2. С 1852 года учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Окончил училище с золотой медалью. 1856-1861 годы- годы, проведенные в Петербуржской академии художеств, которую он закончил с тремя серебряными и двумя золотыми медалями. И.Шишкин стал убежденным передвижником, профессором академии, участником всех выставок передвижников и нескольких европейских выставок.
Справка. В городе Елабуге находится Дом-музей И.Шишкина, который открыт с 1946 года, где собраны личные вещи, его картины, их более 50. Побывав в Елабуге, вы обязательно посетите этот музей. Не пожалеете!
Презентация видеосюжета «В музее Шишкина» (Учащиеся нашей школы посетили музей и сняли видео)

II этап – демонстрация (слайд-шоу) и описание картин И.И.Шишкина
4 экскурсовод: «Утро в сосновом лесу» (1889)

«Утро в сосновом лесу» - одно из самых широко известных произведений русской живописи. Художник как бы приоткрывает зрителю глухую чащу леса, передает состояние природы, только что начинающей пробуждаться. Седой туман окутал лесную глушь. Бурелом. Тишина. Первые лучи солнца начинают проникать в чащу, золотая верхушки деревьев. Это глухой лес, следов человека не видно. Медвежата играют на сломанном дереве, а медведица внимательно следит за ними. Медвежата и медведица добавлены на картину Константином Аполлоновичем Савицким и оживляют образ дремучего леса.
5 экскурсовод: Несколько картин Шишкин посвящает дубу.
1) «Среди долины ровныя…» (1883) Какой дуб! Ему, наверное, тысяча лет! Именно чувство вечности, прочности видишь в этой картине. И какой простор!
2) «Дубовая роща» (1887) Богатырская сила родной земли проступает на этом полотне, на котором исполинские дубы похожи на умудренных жизнью крепких стариков рядом с подступающей к ним древесной молодью.
3) «Дождь в дубовом лесу» (1891) В этой картине какой-то неожиданный Шишкин. Здесь схвачено мимолетное состояние природы, очень трудно передаваемое в живописи, - летний дождик с туманом, со спешащими по дороге в дубраве людьми.

1 экскурсовод: «Рожь» (1878)
Это одно из лучших произведений художника, ставшее хрестоматийной картиной. Магической силой веет от этой картины. Все просто, ясно и убедительно в ней, как в самой жизни. Главное тут – хлебное поле, дорога во ржи с низко летящими ласточками, цветочками на обочине и сама рожь, желтым морем уходящая к горизонту.
Нечто похожее видим и на более ранних полотнах художника. Новые тут – сосны во ржи. Они соединяют небо и землю. Золотая нива под ними словно бы паруса обретает. Вся картина становится символом жизни, от нее исходит надежда, благополучье. Это вершина творения живописца, хотя лес тут представлен лишь частью всего, что нас радует на земле.
Можно на выставке проследить путь живописца к своим шедеврам. Вот, например, небольшое полотно с ржаным полем, написанное в Подмосковье. Удача явная – картину у молодого художника сразу покупает для своей коллекции Третьяков. Но сам живописец видел в этом сюжете что-то более значительное. Еще раз было написано поле созревающей ржи. Но только с третьей попытки художник создал ту «Рожь», которую все мы знаем. Зеленые паруса сосен над полем сделали свое дело. Неизвестным осталось: видел ли Шишкин именно этот пейзаж или, подчиняясь законам искусства, перенес со свойственным ему мастерством к дороге во ржи сосны из иного какого-то места.

III этап – самостоятельное составление связного текста-описания картин И.И.Шишкина
2 экскурсовод: Обращает внимание на репродукции картин «Лесные дали» (1884 г.), «Лесная глушь» (1872 год), «Первый снег» (1875 год) и предлагает творческое задание: описание представленных картин (ребята выступают в роли экскурсовода).
IV этап – Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина из Государственного музея изобразительных искусств в Казани
3 экскурсовод: «Корабельная роща» («Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии») (1898)

На 26 передвижной выставке в 1898 году появилось последнее произведение И.И.Шишкина «Корабельная роща». Эту картину художник написал у себя на родине, на Урале, в окрестностях города Елабуги, в Александровской роще.
Русский человек, глядя на это полотно, испытывает чувство гордости за величие Родины. Образ Родины донесен до зрителя таким, каким он живет в сознании народа, в его думах, чувствах и представлениях, в его песнях, сказаниях, былинах. Картина является итогом огромной работы художника, в нее он сумел вложить весь свой опыт, все знания, накопленные за долгую творческую жизнь.
Непроходимые дебри уральских лесов. Горит на солнце корабельная роща. Стволы сосен, их хвоя, берег лесного с каменистым дном ручья купаются в чуть розоватых лучах. Художник проникновенно передал тишину леса. Это состояние покоя подчеркивает прозрачный, скользящий по чистым камням ручей. Ни души вокруг, ни тропинки. Как на часах, стоят вековые сосны, охраняя лесной покой. Громадные, в несколько охватов, стволы деревьев сообщают полотну особую монументальность.
«Корабельная роща» - лебединая песня художника. В ней он воспел Россию с ее могучими лесами, хрустальными водами, смолистым воздухом, голубым небом, ясным солнцем. Передал любовь и гордость за красоту земли, которые чувствовал на протяжении всей жизни. (выразительное чтение высказывания В.Стасова)
2 экскурсовод: Заключительное слово. Организованная нами юбилейная выставка показывает, как много успел И.И.Шишкин сделать: исходил-избороздил леса чуть ли не всей средней полосы России. Лес он знал и чувствовал не хуже ученого-лесовода, но, кроме этого, художника волновала поэзия и эпическая сила зеленого творенья Природы.
Шишкин знал все тонкости жизни леса в разные времена года и в разное время дня (особенно любил солнечный летний полдень). Главный «герой» его живописи – лес. Это дубравы и хвойное царство красавиц-елей и сосен-великанов, корабельные рощи и редколесье с просеками и прогалинами. Пройдя по выставке, видишь: у Шишкина было два особо любимых дерева – дубы и сосны.
Шишкин хорошо знал и любил лесное свое отечество. «Безмерная любовь к родной земле, к русской природе сообщила силу его искусству и сохранила полотнам художника популярность до наших дней».

Посетители выставки самостоятельно просматривают картинную галерею. Отводится 5 минут. Звучит медленная музыка.
V этап – Викторина «По следам заочной экскурсии»
Вопросы
1. На какой картине изображены люди? («Дождь в дубовом лесу»)
2. Кто рисовал И.Шишкина? (И.Крамской)
3. Какое дерево изображено на картине «Среди долины ровныя…»? (дуб)
4. Какое время суток запечатлено в сосновом бору? (утро)
5. Как называются леса, изображенные на полотнах Шишкина? (бор, роща, лес, чаща)
6. Подберите синонимы к словам «картина», «художник».
(картина- полотно, этюд, произведение живописи, репродукция; художник – живописец, мастер, пейзажист)
7. Сколько медведей изображено на картине «Утро в сосновом бору»? (4)
8. В каких музеях находятся картины художника-пейзажиста?
( Третьяковская галерея (Москва), Дом-музей И.И.Шишкина (Елабуга)
9. Перечислите полотна Шишкина, ключевым словом которых является «роща» («Дубовая роща», «Корабельная роща»)
10. Назовите известных художников-пейзажистов.(И.И.Левитан, К.А.Саврасов …)
11. Последняя картина И.И.Шишкина. (Корабельная роща)

Всем посетителям выставки экскурсоводы раздают буклеты-путеводители, в котором представлены репродукции картин И.Шишкина, высказывания о пейзажисте, указаны адреса нахождения полотен художника, дана другая информация о Шишкине.

VI этап – Обобщение в форме интервью
1. Что дало вам посещение данной выставки?
2. Каково было у вас представление о художнике, и изменилось ли оно после посещения?
3. Как можно узнать картины Шишкина?
4. Какая репродукция вам стала ближе и почему?
5. Каково пожелание организаторам выставки?

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий КВН для старшеклассников Сценарий внеклассного мероприятия для старших классов "Рыцари и дамы" Внеклассное мероприятие на английском языке для старшеклассников, посвященное 450-летию со дня рожд Сценарий внеклассного мероприятия по обществознанию для студентов колледжа

Похожие статьи:

Внеклассное мероприятие для старшеклассников. История русского казачества

Урок мужества в школе. Память экипажа подводной лодки «Курск»

Сценарий рыцарского турнира для старшеклассников

Внеклассное мероприятие для старшеклассников 11 класса

Внеклассное мероприятие для 10, 11 класса. Тема: Экология

Внеклассное мероприятие по экологии, 5-7 класс. Сценарий
Опубликовано: 3577 дней назад (9 марта 2015)
Просмотров: 5853
+2
Голосов: 2
Мила Кузьмина # 9 марта 2015 в 21:03 0
Интересно было бы увидеть еще картины. Думаю, что они еще появятся, так как время позволяет. Советую убрать ссылки на другой сайт, так как по правилам сайта педкопилки не разрешается размещать ссылки на посторонние сайты.
Юлия Владимировна Вафина # 10 марта 2015 в 13:53 0
Здравствуйте, Римма Александровна! Спасибо за познавательный материал! Очень интересная форма организации: кроме рассказов экскурсоводов используется викторина и интервью. Молодцы!
Елена Николаевна Галенко # 10 марта 2015 в 15:43 0
Здравствуйте, Римма Александровна! Несомненно, ваша разработка интересна и познавательна. Думаю, не многие педагоги используют в своей работе технологию интерактивной заочной экскурсии. Но очень хотелось бы услышать анализ проведенного мероприятия. Как ребята подготовились? Насколько им это было интересно? Как вообще они восприняли такую форму работы...