Развивающее обучение на уроках истории. Методическая разработка.
Автор: Вишнякова Валентина Евгеньевна, учитель истории.
Место работы: ГКУ «Вечерняя (сменная) ООШ при ФКУ «ИК № 6» УФСИН России по Брянской области».
Методическая разработка:"Развивающее обучение на уроках истории".
"Важнейшая задача цивилизации - научить человека мыслить".
Т. Эдисон.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития. Сегодня школьники сталкиваются с большим объёмом информации, и задача учителя состоит в том, чтобы увлечь учащихся, заинтересовать их своим предметом, Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление учеников, а также создаст для них ситуацию успеха. - Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному.
Классическая педагогика прошлого утверждала: «Смертельный грех учителя - быть скучным». «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому» - Ж.Ж. Руссо.
Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес обучающихся как важный мотив учения.
Применение современных образовательных технологий способствует повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, так как позволяет оптимально использовать учебное время, развивать интерес к предмету, разнообразить виды деятельности обучающихся. Особенно актуально звучит сегодня высказывание К.Д. Ушинского: «Ученик устаёт на уроке не от деятельности, а от её однообразия».
Наиболее эффективные условия для развития познавательной деятельности обучающихся создают системы развивающего и проблемного обучения. В процессе обучения развивается не некий «средний» ученик, а конкретная личность со всеми присущими ей особенностями. Урок должен быть проблемным и развивающим. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность обучающихся, которые сами делают выводы
Основная цель проблемного обучения - вызвать к действию внутренние побуждения обучающихся, потребность к поиску, подвести их к пониманию возникшей трудности и желанию искать пути, позволяющие преодолеть эту трудность. Такие уроки способствуют развитию устной речи, активизируют мыслительную деятельность, прививают интерес к предмету, формируют культуру полемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения.
Развивающее обучение — это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и на их реализацию. Под развивающим понимается такое обучение, при котором обучающиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия.
Можно выделить два уровня способностей:
• репродуктивный;
• творческий.
Ученик, находящийся на первом уровне, проявляет умения быстро усваивать знания и овладевать определённой деятельностью, осуществляя её по образцу. На втором уровне ученик способен при помощи самостоятельной деятельности создавать новое, оригинальное.
Как и любому учителю, мне в повседневном труде хочется добиться того, чтобы с окончанием урока не прекратилась дальнейшая работа мысли моих учеников. При подготовке к уроку истории я продумываю то, как превратить обычный урок в проблемный, развивающий, вызвать интерес к теме. Как убедить школьников в важности и увлекательности исторической науки? Как сделать уроки истории интересными и запоминающимися?
Прежде всего, урок с самого начала и на всех этапах должен носить не описательный, а проблемный характер. Начнём с темы урока. Она должна быть сформулирована таким образом, чтобы обозначить проблемы изучаемого материала, содержать альтернативы. С помощью озаглавливания темы урока можно побудить учеников выразить свое понимание изучаемых событий, текстов и отношение к ним. Например, изучая тему «Образование СССР», обязательно предлагаю для анализа другой вариант «Создание СССР» и прошу определить разницу. Такой же вид работы проводится и при изучении темы «Выступление декабристов», которая ранее звучала как «Восстание декабристов». Проводя итоговый урок по теме «Правление Петра Первого», обязательно при объявлении темы формулирую проблему: «Почему Петра называют Первым, а его отца так никто никогда не называл?»
Тема урока должна быть актуальной, современной. Для этого в самом начале урока необходимо сориентировать учащихся на возможности практического применения полученных знаний. Например, при изучении событий политической жизни страны после Манифеста 17 октября 1905 года, давая характеристику политическим партиям России начала ХХ века, их деятельности в Государственной думе, появляется возможность применения этих знаний при анализе современной политической жизни в России, пусть даже не в чистом виде.
Большое число заданий развивающего и проблемного характера содержится в пособиях С.Г. Смирнова «Задачник по истории России», «Задачник по истории Древнего мира», «Задачник по истории средних веков».
Задачник по истории России охватывает основные события российской истории IX – XVIII веков во взаимосвязи с событиями всемирной истории. Каждая глава содержит сжатый обзор, в котором осмысливается главные события одной эпохи, а также подборку задач, приучающих школьника к активному усвоению исторических фактов и различных концепций исторической науки. Часть задач оформлена в виде текстов-рассказов с фактологическими ошибками. Задачник содержит хронологическую таблицу событий российской и всемирной истории, а также список дополнительной литературы - художественной и научной.
Задачник по истории Древнего мира охватывает все разделы школьного курса истории Древнего мира. Каждая глава содержит краткий обзор соответствующей эпохи и подборку задач, постепенно приучающих учащегося к осмыслению синхронных, аналоговых и системных связей между историческими событиями и фактами.
Задачник по истории средних веков охватывает события от эпохи Великого переселения народов до Английской революции XVII века и содержит материал по всем основным регионам Земли, кроме России. В книгу включено около 600 задач.
Данные пособия содержат задания, способствующие развитию познавательной деятельности обучающихся. Они довольно сложны, но в задачниках содержатся главы с решением задач.
Наиболее часто в своей практике использую задачник по истории России. Как уже упоминалось, каждая его глава содержит сжатый обзор, в котором осмысливается главные события одной эпохи, а также подборку задач, которые очень интересны, носят развивающий характер и также являются источником информации. В качестве примера приведу следующие задания.
Почему Киев, а не Новгород стал центром объединения Руси?
(В 9-10 веках Киев заметно опережал все другие города Руси в своём развитии, поскольку был ближе всех к Византии.)
Сколько имён было у княгини Ольги? Каково происхождение этих имён? Как звали Ольгу киевляне и почему именно так?
(Ольга - славянка из Пскова. Первое имя княгини мы не знаем. Скандинавское имя Ольга (Хельга - «волшебная, священная») ей дали варяги, когда она стала женой Игоря. При крещении она получила от императора Константина VI Iимя Елена в честь крестительницы Византии, матери Константина I).
Почему Владимир Мономах был удачлив в войнах против половцев, но не добился успеха в объединении русских земель?
(Русские города 12-13 веков бурно развивались, но почти не нуждались в союзе между собой. Напротив, их торговое соперничество порождало множество усобиц. Князь в это время сохраняет роль внешнего воеводы, но не справляется с ролью примирителя внутренних распрей).
Составьте беседу Ивана III с Александром Невским о старых и новых проблемах Руси.
Говорят, что в Ледовом побоище никто не кричал «ура», зато в Куликовской битве «ура» кричали с обеих сторон. Верно ли это и почему?
(Слово «ура» - монгольского происхождения. В 1242 году его не употребляли ни русские, ни западные европейцы. К 1380 году этот боевой клич появился на Руси (вместе с перебежчиками из Орды, среди которых было много христиан).
Говорят, что Иван Грозный был одновременно потомком Дмитрия Донского и Мамая. Как это могло получиться?
(По отцу Иван IV – потомок Дмитрия Донского, а по матери (Елене Глинской) – потомок литовского рода Глинских, которые происходят от сына Мамая).
Михаил Романов имел такие же права на трон, какие имел Борис Годунов. Государственным умом он был куда слабее Бориса. Почему в его правление не было новых самозванцев?
(В правление «самозванного» Годунова все недовольные рассчитывали на лучшую жизнь. Как только Борис исчезнет. Это было ошибкой: со смертью царя все сословия Росии вступили в гражданскую войну. Бедствия этой войны убедили всю Россию в том. Что даже слабый царь лучше, чем анархия. Михаила Романова чтили скорее как «компромиссного президента», чем как самодержца или вождя страны.)
Перечислите современников Петра I – правителей Западной Европы.
(ЛюдовикXIV и Людовик XV во Франции, Вильгельм III и королева Анна в Англии, КарлXII в Швеции).
Применение таких заданий способствует развитию различных навыков и умений. Школьники учатся анализировать исторические процессы и события, логически мыслить, сопоставлять, выделять главное, образно представлять изучаемый материал.
Не меньший интерес вызывают такие виды заданий, как тексты с ошибками. В задачнике содержатся такие тексты: «Святослав», «Мономах», «Александр Невский», «Мамай», «Иван Третий». Такие виды заданий позволяют анализировать события и характеризовать исторических деятелей. Большое впечатление производит на обучающихся знакомство с текстом «Мольба» (Из года 7189 от Сотворения мира в год 1731 от Рождества Христова), где выражено отношение русского старообрядца к реформам Петра. Анализ этого текста позволяет организовать дискуссию по оценке деятельности Петра I.
Противоречивость восприятия реформ Петра Великого современниками хорошо показана в романе Алексея Толстого «Пётр I». Предлагаю учащимся для анализа главу первую из второй книги романа, где описаны мысли и сомнения князя Романа Борисовича Буйносова по поводу преобразований. С одной стороны он недоволен, разрушением старого уклада жизни, необходимостью нести государственную службу, но с другой – ему не давали покоя мысли о полотняном заводе, который мог стать новым источником дохода.
Привлечение на уроке вместо стандартного материала эпиграмм, частушек, афоризмов, карикатур также является возможностью превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.
ЭПИГРАММА (от греч. epigramma — надпись) — один из видов сатирической поэзии, небольшое стихотворение, осмеи¬вающее какое-либо лицо или общественное явление.
Преобладает сатирическая эпиграмма.
«Стих эпиграммы сжат, но правила легки:
В ней иногда всего острота в две строки».
Парнас Буало.
Использование эпиграммы позволяет организовать на уроках активную самостоятельную деятельность обучающихся под руководством учителя.
В сборник «Русская эпиграмма» включены лучшие образцы русской эпиграммы от истоков до начала XX века: Симеона Полоцкого, М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, П.А. Вяземского, А.С. Пушкина, М. Горького, В. Маяковского и других. Он также содержит образцы народного остроумия, здесь и эпиграмматические пословицы, и загадки, и частушки.
Снова обратимся к деятельности Петра Великого. Оценивая значение деятельности Петра I, можно организовать дискуссию обучающихся, и в качестве отправной точки дискуссии можно использовать эпиграмму Н.Ф. Щербины «Пред памятником Петру I» в Петербурге.
«Нет, не змия Всадник Медный
Растоптал, стремясь вперёд.
Растоптал народ наш бедный,
Растоптал простой народ».
Богатый материал можно использовать на уроках истории России XIX-начала XX века. Эпиграммы использую для характеристики исторических деятелей или событий. Например, образ А.А Аракчеева хорошо дополняют эпиграммы Е.А. Баратынского и А.С. Пушкина.
Е.А. Баратынский.
На А.А. Аракчеева.
Отчизны враг, слуга царя,
К бичу народов – самовластью -
Какой - то адскою любовию горя,
Он не знаком с другою страстью…
Скрываясь от очей, злодействует впотьмах,
Чтобы злодействовать свободней,
Не нужно имени: у всех оно в устах,
Как имя страшное владыки преисподней.
А.С. Пушкин.
На А.А. Аракчеева.
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,,,
Эпиграмма Демьяна Бедного (Ефим Алексеевич Придворов)
«19 февраля» (к 50-летию царского Манифеста 1861 года) характеризует отношение общества к реформе, проведённой «сверху».
Так повелось, такая мода, что в этот предвесенний день
Все говорят кому не лень
О воле русского народа.
И говорят нам и поют.
Но…почему ж все эти годы
Чем больше «воли» нам дают,
Тем больше жаждем мы свободы?
И, конечно же, эпиграммы незаменимы при проведении итогового урока по истории России XIX века. Предлагаю ученикам творческое задание. Необходимо, ознакомившись с эпиграммами, определить о каком императоре идёт речь.
А.С. Пушкин.
На Александра I.
Воспитанный под барабаном,
Наш царь лихим был капитаном:
Под Австерлицем он бежал,
В двенадцатом году дрожал
Зато был фрунтовой профессор!
Но фрунт герою надоел -
Теперь коллежский он асессор
По части иностранных дел!
Неизвестные авторы первой половины XIX века.
На частые разъезды по стране Александра I в последние годы его жизни.
Он царствовал в дороге
И умер в Таганроге.
К бюсту Николая I.
Оригинал похож на бюст:
Он так же холоден и пуст.
Неизвестные авторы второй половины XIX века.
На восшествие на престол Александра II.
Грустно матушке России, грустно юному царю.
Царь покойный гнуть лишь выи
Дворню выучил свою…
На Александра III, любящего играть на тромбоне.
Царь наш, юный музыкант,
На тромбоне трубит,
Его царственный талант
Ноту «ре» не любит.
Чуть министр преподнесёт новую реформу,
«Ре» он мигом зачеркнёт
И оставит форму.
Из эпиграммы Демьяна Бедного «Пугало», (надпись на памятнике Александру III в Петрограде, 11 октября 1922г.) цитирую обучающимся только первую строку, предложив определить кому из императоров России XIX века могло бы принадлежать следующее высказывание: «Мой сын и мой отец при жизни казнены…».
Трагические события отречения Николая II очень образно представлены в эпиграмме Эмиля Кроткого (Эммануил Яковлевич Герман).
Март 1917
На опрокинувшемся троне
Мятеж улёгся, смел и груб.
И чернь весёлая хоронит
Колосса рухнувшего труп.
Орлов растоптаны останки…
А царь в вагонное окно
Прочёл на скучном полустанке
Слегка насмешливое: «Дно».
Наряду с эпиграммой, для развития интереса обучающихся использую эпиграмматические частушки, пословицы, загадки, анекдоты и шутки. Сборник «Всемирная история в лицах (от Гомера до Эйнштейна)» содержит анекдоты, остроты, шутки, крылатые фразы великих и знаменитых людей, которые дают своеобразную картину истории от древности до наших дней.
В качестве примера приведу случай, произошедший с А.В. Суворовым.
Когда началась русско-турецкая война, А.В. Суворов попросился в действующую армию, которой командовал граф П.А. Румянцев. Однажды он самовольно, без приказа командующего взял у турок город Туртукай. За это самовольство он должен был предстать перед судом. Будущий великий полководец, признавая себя виновным, сказал: «Рим бы меня казнил». Узнав о поступке А.В. Суворова из доклада Военной коллегии, Екатерина II написала свою резолюцию: «Победителей не судят», - и он был прощён.
А это о М.И. Кутузове. Во время Бородинского сражения адъютант доложил М.И. Кутузову, что русские войска терпят поражение. Кутузов приложил подзорную трубу к выбитому глазу и сказал: «Не вижу». Через некоторое время адъютант доложил, что русские потеснили французов и восстановили равновесие на поле боя. М.И. Кутузов приложил подзорную трубу к здоровому глазу и сказал: «Вот теперь вижу».
Обучающиеся часто задают вопросы о значении тех или иных устойчивых выражений. Например: «Ящик Пандоры», «Яблоко раздора», «Хождение в Каноссу». Часто на уроках приходится употреблять выражения: «Сизифов труд», «Ахиллесова пята», «Троянский конь». Эти выражения дошли до нас из мифологии древних греков и римлян. Мифологический словарь (М.Н. Ботвинник, Б.М. Коган, М.Б. Рабинович, Б.П. Селецкий) содержит большое количество статей, посвящённых греческим и римским легендам и мифам. Статьи раскрывают содержание мифов и рассказывают о причинах их возникновения. Словарь служит справочником и помогает образно воспринимать выражения, встречающиеся как в литературных, так и в исторических памятниках.
Заключение.
Основная цель преподавания истории в школе – развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие личности предполагает:
- формирование творческого мышления;
- способности критически анализировать прошлое и настоящее;
- делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников.
Для успешной реализации данной цели учителю необходимо организовать учебный процесс таким образом, чтобы создать условия для раскрытия творческого потенциала каждого ученика. Главное для учителя – это управлять процессом обучения, а не передавать знания. Обучающийся становится активной личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике. И здесь уместно привести цитату Плутарха: «Ученик - это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь, а зажечь факел может лишь тот, кто сам горит».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. - М.: НИИ школьных технологий, 2006.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения.- М.: Просвещение, 1986.
4. Коротаева Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников. - М.: Учебная литература, 2003.
5. Смирнов С.Г. Задачник по истории России.- М.: Международные отношения, 1993.
6. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков.- М.:Международные отношения, 2001.
7. Смирнов С.Г. Задачник по истории Древнего мира.-М.:Международные отношения, 1994.
8. «Русская эпиграмма». – М.: «Художественная литература», 1990.
9. Всемирная история в лицах от Гомера до Эйнштейна . Анекдоты, остроты, шутки. Под редакцией В. Бутромеева. –М: «Олма-Пресс», 1999.
10. Ботвинник М.Н., Коган Б.М., Рабинович М.Б., Селецкий Б.П. Мифологический словарь. - М.: Просвещение, 1994.
11. Толстой А.Н. Пётр Первый.. – СПб.: Лениздат, 1982.
Рекомендуем посмотреть:
Цели применения ИКТ на уроках истории
Конспект урока истории в 7 классе по теме "Земной круг жизни".
Конспект урока истории России в 8 классе. Внутренняя политика Александра I
Урок – игра по истории средних веков «Звездный час»
Похожие статьи:
Элективный курс по обществознанию «Изучаем Конституцию»
КВН по истории Казахстана
Как подготовиться к ЕНТ по истории Казахстана
Кроссворд по истории с ответами на тему: Отечественная война 1812 года
Конспект урока права в 10 классе