Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД по экспериментальной деятельности в старшей группе. Земля и её природные богатства

Занятие в детском саду в старшей группе. Тема: «Земелюшка-чернозём»

Форма работы: экспериментирование.
Вид деятельности: познавательно - исследовательская.

Цель: с использованием экспериментальной деятельности познакомить старших дошкольников с многообразием слова «Земля»; расширить представления о существенных, характерных свойств и качеств различных материалов.
Задачи:
Познание: продолжать развивать у детей познавательно – исследовательскую активность (с использованием экспериментальной деятельности познакомить детей с многообразием слова «Земля». Через экспериментальную и практическую деятельность, помочь детям лучше познакомиться со свойствами земли, песка, глины, камней. Упражнять в умении сравнивать, анализировать, делать самостоятельные выводы. Воспитывать экологическую культуру, желание беречь землю, её природные богатства.
Труд:
Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности , радоваться результатом коллективного труда.
Художественное творчество:
Развивать детское творчество через рисование гуашью, песком, лепку из глины.
Музыка:
Воспитывать эстетические чувства при прослушивании звуков природы.
Коммуникация:
Формировать коммуникативные навыки при совместной работе.
Безопасность:
Формировать умение соблюдать правила обращения с предметами в экспериментальной деятельности.

Предварительная работа:
Просмотр видеофильмов, чтение загадок, стихов, пословиц, поговорок.
Эксперименты, опыты с водой, исследование воздуха на предыдущих занятиях.
Дидактические, речевые игры, на тему природы.
Изготовление измельченного цветного мела.

Материалы и оборудование:
Контейнеры с песком, глиной, почвой, камнями,фартуки, стаканы, ложки, тарелки, стаканы с водой, песочные часы, лупы, салфетки, проектор, ноутбук, экран, гуашь, кисти, доски для лепки, клей,
Для художественного творчества - гуашь, кисти, глина, цветной песок.

Способы:
Сегодня у нас будет необычное занятие. На столе лежит коробка показываю её , спрашиваю детей, как вы думаете, что в ней лежит? чтобы узнать, что в ней надо отгадать загадки.
« Он очень нужен детворе, он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже, он и в стекле расплавлен даже».
/ Песок/
«Сухая, я твёрдой бываю, как камень,
Размочат - как тесто, податливой буду,
Могу превратиться в игрушки в посуду».
/Глина/
«В серёжках у мамы огнём он горит,
В пыли на дороге ненужным лежит,
Он может быть мелкий, в ладошке лежать,
Тяжёлый, большой - одному не поднять»
/Камень/

«Она богаче всех на свете, по ней бегут, несутся дети.
А по весне стоит вся в цвете, и так красива на рассвете
И кормит всех людей на свете, что это? Скажите дети?»
/Земля-Кормилица/
Правильно ребята, это Земля. Земля - наша кормилица. Поэтому нужно постоянно заботиться о ней, беречь её от истощения, разрушения, загрязнения, там, где заботятся о земле и урожаи собирают большие. Что означает это слово? Ответы детей (Земля это наша планета, Земля- матушка, Земля-кормилица, чудесная кладовая). Давайте вспомним знакомые пословицы о Земле.
«Земля кормит людей, как мать детей».
«Земля, хоть черна, а хлеб белый родит».
«Земля заботу любит».
«Земля кормит, но и сама есть просит».
Просмотр видео.
Мы с вами уже исследовали свойства воздуха, воды и я предлагаю вновь стать исследователями пройти в нашу лабораторию.
Напоминаю вам правила работы в лаборатории: внимательно слушать, аккуратно работать с оборудованием.
Как по-научному, называют землю, которая находится у нас под ногами? (Почва) Правильно. Какие слои почвы вы знаете? (плодородный слой, песок, глина, камни).
Предлагаю исследовать все слои по отдельности.
Начнем с верхнего слоя земли - это плодородная почва. Дети рассматривают почву в лупу. Рассказывают, что они там видят. Пересыпают из миски в миску, прикладывают к ней сухую салфетку, поливают почву водой, опускают почву в банку с водой.
Вывод: почва состоит из разных частиц, корешков, травинок, веточек, она мягкая, рыхлая, хорошо впитывает влагу и в ней есть воздух.
Предлагаю исследовать песок. Дети рассматривают песок через лупу. Вопросы к детям: из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? Похожи ли песчинки одна на другую? пересыпаем из одной руки в другую; показываю песочные часы.
Предлагаю провести эксперимент «Красим песок» (Цветной мел предварительно протёртый на терке смешать с мокрым песком - песок окрашивается).
смачиваем песок водой. Дети делают выводы: -песок сухой может двигаться ;-песок пропускает воду;- песок окрашивается; -влажный песок лепится.
Вот мы и определили свойства песка. А сейчас будем исследовать глину . Дети рассматривают глину в лупу. Какая она? Если крупинки песка на расстоянии друг от друга, то крупинки глины плотно прижаты друг к другу. Предлагаю детям взять мокрую глину в руку и сжать её в кулаке. Что можно сказать про глину? Что можно из неё делать? А как вы думаете, дружит глина с водой? Давайте проверим, налейте воду в сосуд с сухой глиной. Что вы видите? Глина плохо впитывает воду, медленно намокает.
Дети делают выводы: глина мокрая лепится; сухая держит форму; глина твёрдая, мягкая, липкая, пластичная.
Свойства глины мы определили, теперь мы будем исследовать камни .
Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос: Чем они отличаются? Что можно сказать о камнях? Какие они?
Предлагаю взять камни в руки потрогать Какие камни на ощупь? гладкие, круглые- морские- такими их сделало море, волны; меняют ли форму если их сжать в руках-?; если прислонить к щеке ?- холодные.
Дети смотрят через лупу. Видно ли каждую частичку у камня? Почему? что можно обнаружить на камне? (сколы, трещины, узоры), трогают, оборачивают салфеткой, стучат друг о друга, опускают в воду – определяют, тонет или нет, есть ли в камне воздух? (если нет пузырьков, значит в камне нет воздуха.
Делают вывод: Камни твердые, крепкие, бывают гладкими и шероховатыми, холодные, разные по цвету и форме.
А сейчас, давайте отдохнем -разминка под музыку изобразить песок, глину, камень.
Ребята вы уже знаете, что у земли есть праздник «Всемирный день Земли» он отмечается ежегодно в день весеннего равноденствия, 21 МАРТА, целью этой всемирной акции является привлечение внимания всех жителей планеты к экологическим проблемам.
А у земли, как у почвы есть особый день, и он называется Духов день – именины земли. Отмечается этот день в первый понедельник после Троицы. В этот день крестьяне славили землю- именинницу. Женщины в этот день собирались в поле, стелили скатерть и раскладывали еду. После чего трапезничали и пели песни, славили землю именинницу, прикрывали кусочки трапезы землей «кормили» со словами «Земля-именинница, дай нам урожай».
Сегодня, мы узнали много нового о нашей земле-кормилице, давайте сделаем ей подарок – дети по желанию делятся на подгруппы и изготавливают подарки для земли: лепят из глины, расписывают камни, рисуют песком, сажают лук.
Рефлексия:
Что сегодня вам больше всего, запомнилось. Что интересного вы узнали сегодня? Что нового? Чего бы вам хотелось узнать в дальнейшем?
А это вам угощение от нашей земли-кормилицы, эти яблоки выросли в саду.

Рекомендуем посмотреть:

Исследовательская деятельность в старшей группе (опыты). Мир магнитов Конспект интегрированного НОД по экспериментированию в старшей группе Эксперементирование зимой в старшей группе ДОУ Опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе детского сада
Конспект занятия по развитию речи во 2 младшей группе «По дорогам сказок» | Программа социального партнерства с семьями воспитанников ДОУ
Опубликовано: 570 дней назад (27 февраля 2020)
Просмотров: 1167
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!