Информационные технологии в ДОУ
Описание материала: Предлагаю Вашему вниманию статью на педагогическую тематику по разделу «Информационные технологии в образовании» на тему «Социальные аспекты цифровизации системы образования». Представленный материал будет актуален для руководителей образовательных учреждений, заместителей по УВР, методистов,старших воспитателей ДОУ, педагогов.
В современную эпоху постиндустриализма информация выступает в качестве базиса функционирования множества общественных процессов и условием взаимосвязи между ними. Приобретают новую форму и содержание конститутивные сферы жизнедеятельности – экономика, наука и безопасность, что неизбежно влечет за собой трансформацию отношений в социуме. Дальнейшая интеграция цифровых технологий в жизнь становится одним из ключевых свойств будущего мира. Благодаря глобальной сети информационное пространство расширяет человеческий потенциал, стирая границы между государствами, предоставляя равные возможности доступа к мировым ценностям. Смена культурных моделей устоявшейся системы воспринимается современным поколением через призму цифрового мира. Соответственно приобретает актуальность задача формирования у молодежи особого типа культуры, свойственной цифровой эпохе, индивидуальной траектории информационной деятельности с учетом потребностей в получении качественных и достоверных сведений, формирования новой технологической основы.
На сегодняшний день невозможно однозначно положительно или отрицательно определить последствия цифровизации. С одной стороны, виртуальное пространство способствует формированию открытого доступа к контенту, доступности освоения культурных полей прошлого и настоящего, касающихся всех сторон жизни индивида. С другой стороны, поколение, воспитанное в цифре, отличается осколочностью и фрагментарностью восприятия, снижением активности психологического развития. Тем не менее, эффективное функционирование в цифровой среде являются социальной проблемой текущего этапа развития человечества. Современные технологии, расширяя границы, придают социальной и личной жизни новые качества, предоставляя широкий спектр возможностей. Все более актуальными становятся навыки ориентации в цифровом мире. В связи с этим особую важность приобретает изменение подходов к образованию, так как происходящая цифровизация затрагивает, в том числе, организацию образовательного процесса. Интенсивный генезис он-лайн среды, образовательных программ кардинально меняет процесс и формат системы образования. На сегодняшний день государством определяются векторы по подготовке кадров в области образования, направленные на модернизацию самой системы с целью развития цифровой экономики подготовленными кадрами, а также разработку системы мотиваций по освоению компетенций и непосредственному участию кадров в развитии цифровизации. Таким образом, активно развивающаяся цифровая культура определяет потребность в реновации принципов и методов в работе специалистов системы образования цифровой эпохи, она рассматривается в качестве профессионально значимого свойства личности педагогов. Внедрение и апробирование цифровых средств обучения требует инновационного подхода и максимальной открытости в организации образовательного процесса.
Современные дети относятся к поколению digital, у них ярко проявляется склонность к применению новых технологий в повседневной жизни, следовательно, цифровизация образовательной системы способствует ее адаптированности для целевой аудитории. Он-лайн образование позволяет консолидировать масштабную аудиторию, обеспечивать доступность и качество предоставляемой образовательной услуги и возможность выбора. On-line трансляция образовательного контента, уместно применяемая в образовательном процессе, повышает интерес обучающихся в осваиваемой образовательной программе. Реализация дистанционного обучения так же позволяет решить проблему категории граждан, проживающих на отдаленных территориях, предоставляя возможность обеспечения качественного и доступного образования аналогичного по уровню, предоставляемому в школах крупнейших городов России. Процесс дигитализации предполагает преобразование ресурсов в цифровой формат, которые, приумножаясь в процессе развития, способствуют эффективности деятельности педагогических кадров. В мире цифровой информации меняется позиция педагога с источника знаний на проводника, способствующего решению нетривиальных задач. Эффективное решение образовательных задач педагогом предполагает интеграцию одновременно нескольких специальностей – педагог, психолог, воспитатель, тьютор, проектировщик и разработчик компьютерных игр.
Появление функциональных платформ для дистанционного обучения, развитие технологий он-лайн обучения объединяют физической и цифровой мир, что эксплицирует цифровую трансформацию системы образования. Современные цифровые технологии значительно увеличивают производительность и ценность образовательных организаций, цифровизация системы образования оказывает положительное влияние на динамику мультифакторной производительности, посредством чего обеспечиваются индивидуализация и персонализация, образование становится доступным и эффективным для каждого, у обучающихся развиваются инновационность и креативность мышления, эмоциональный интеллект, инициативность и ответственность.
Список литературы:
1. Введение в «Цифровую» экономику/ А.В. Кешелава В.Г. Буданов, В.Ю. Румянцев и др.; под общ. ред. А.В. Кешелава; гл. «цифр.» конс. И.А. Зимненко. – ВНИИГеосистем, 2017. – 28 с.
2. 3. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор / И. Калаш - ЮНЕСКО, 2011. - 177 с.
3. 5. Кутугина Е.С. Информатика. Информационные технологии. Учебное пособие / Е. С. Кутугина, Д. К. Тутубалин. - Томск, 2006. - 185 с.
4. Цифровизация и формирование цифровой культуры: социальные и образовательные аспекты /Е. В.Гнатышина,С. А. Аркадьевич // Вестник челябинского государственного педагогического университета. 201. № 8. С. 19-23
5. Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе / Г.Л. Тульчинский// Философские науки. 2017. № 6. С. 121–136.
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
Занятие по ИЗО в подготовительной к школе группе с использованием ИКТ