Конспект внеклассного занятия для учащихся начальных классов на тему "Цветы - это радость!"
Автор: Варнавская Марина Михайловна, воспитатель ГКОУ "Котовская школа-интернат"
Описание: Конспект данного внеклассного занятия рассчитан для учащихся 7-10 лет (учащиеся начальных классов). Также элементы материала можно использовать при составлении конспектов для учащихся 5-7 классов. Разработка конспекта будет полезна не только учителям начальных классов, но и педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам. В данном конспекте представлены разнообразные формы и методы работы, способствующие формированию экологической культуры школьников.
Цель:формирование экологической культуры школьников.
Задачи:
Образовательные:
- тренировать учащихся в умении посадки семян на рассаду;
- формирование умения подбора инвентаря и рабочей одежды;
- формировать трудовые умения и навыки.
Развивающие:
- развитие умения действовать по заданному алгоритму,
- развитие слухового внимания, речи,
- развивать умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания её сохранять,
- развивать познавательную активность, любознательность.
Воспитательные:
- воспитывать мотивацию к учению; трудолюбие и аккуратность.
Приемы и методы обучения:
Игровой: игра «Доскажи словечко», «Выбери нужное».
Словесный: рассказ с элементами беседы, вопросы к детям, объяснение, указание, распоряжение.
Наглядный: слайдовая презентация, просмотр видеоролика «Цветотерапия. Астры».
Практический: практическая работа, работа с карточками.
Материалы и оборудование: компьютер, ноутбук, слайдовая презентация к занятию, сказка о споре времен года «Чьи цветы лучше» Б. Вовк, видеоролик «Цветотерапия. Астры», индивидуальные технологические карты, рабочая одежда (фартук), инвентарь (совок, лейка, посевной ящик), питательный грунт, семена цветов, клеёнка, тарелочка для семян.
Ход занятия
1. Орг.момент. Эмоциональный настрой на занятие.
- Добрый день, ребята!
Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть вас.
Солнце ласково смеётся,
Светит ярче, горячей.
Давайте друг другу улыбнёмся,
И начнём занятие скорей.
2. Введение в тему занятия.
- А для того, чтобы определить тему нашего занятия, я предлагаю вам внимательно послушать сказку «Чьи цветы лучше».
- Но сначала скажите мне, какие времена года вы знаете? (ответы детей: Зима, весна, лето, осень) А сейчас какое время года? По каким признакам определили? Какие весенние месяцы знаете? А сейчас какой месяц?
- Молодцы!
- Так вот: заспорили когда-то времена года – у кого самые лучшие цветы? Притопнула своим каблуком Весна – и где снег лежал, ручейки зазвенели. Зазеленела трава. Земля покрылась подснежниками, ландышами, цветами мать-и-мачехи, нарциссами… - Мои цветы самые красивые, — говорит Весна. - Нет, — возражает ей Лето. – Цветы у тебя и правда красивые, да только мои лучше! Взмахнуло Лето шляпкой, сплетённой из солнечных лучей, и рассыпало, не скупясь, свои цветы повсюду. Ветер подует – звенят колокольчики. С душистого клевера собирает сладкий нектар шмель. Куда ни глянешь – везде васильки, гвоздики, ромашки… Холодом повеяла от зависти Осень. И краски лета поблёкли. - Мои цветы не хуже, — так сказала Осень и повела багряным рукавом. Тут зацвели георгины, вереск, цикорий, хризантемы… А что же Зима? Засыпала снегом и лес, и луга, и поля, дороги замела, запорошила крыши. Только не боится ни снега, ни мороза зимний сад. За стеклом оранжереи цветут фиалки, герань, орхидеи… - Люди сад вырастили, а всё равно он зимний. Здесь цветы самые красивые, — хвалится Зима. Так до сих пор и спорят времена года – у кого цветы самые лучшие.
- А вы, ребята, как думаете, какие цветы самые красивые? (ответы детей: все цветы самые красивые)
Вывод: во все времена года каждый цветок красив по-своему: летом – летние цветы, весной – весенние, осенью – осенние, зимой – комнатные на подоконнике.
3. Сообщение темы занятия. Актуализация знаний по теме.
- Так кто же догадался, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (ответы детей: о цветах)
- Правильно, и тема нашего занятия: «Цветы – это радость», и сегодня мы будем говорить о цветах, а на практической части нашего занятия мы с вами посадим семена цветов на рассаду.
- Скажите, как вы понимаете выражение «Цветы – это счастье»? (Цветы очищают воздух, они так красивы, что создают у нас прекрасное настроение. Многие комнатные растения используют как лекарственные.) - Для чего нужны цветы? (Для красоты, любоваться, чтобы сделать подарок)
И действительно, как радостная улыбка действуют на человека красота и обаяние цветов, они ласкают взор, согревают душу, пробуждают чувство прекрасного. Яркие разнообразные формы, приятный аромат – цветы привлекали и привлекают внимание взрослых и детей. На всю жизнь остаётся у человека любовь к цветам, привитая с детства, и где бы он ни жил. Цветы – одно из самых прекрасных созданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные скромные ромашки. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная красота. Цветы – это радость!
4. Основная часть.
- А в каких местах могут расти цветы? (в поле, в саду, на лугу, в лесу)
Дидактическая игра.
-Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные)
-Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые)
-Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые)
-Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные)
-Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые)
- Хорошо. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечко» и посмотрим как хорошо вы угадываете цветы.
Игра «Доскажи словечко»
На проталинках лесных
Видим цветики весны:
Беленькие, нежные
Первые... (подснежники).
Он спешит весне навстречу,
Я везде его замечу.
Жёлтенький кафтанчик
Носит... (одуванчик).
Под забором, у калитки,
Вот, смотри и не дыши:
Как горошины на нитке,
Беленькие... (ландыши).
Длинный тонкий стебелек,
Сверху - алый огонек.
Не растенье, а маяк -
Это ярко-красный... (мак)
Ковёр цветастый на лугу-
Налюбоваться не могу!
Надел нарядный сарафан
Красный, бархатный…
(тюльпан).
Ветка в гроздья одета
Фиолетового цвета.
Это в жаркий летний день
Расцвела в саду…(сирень).
На кустах в саду растёт,
апах сладкий, словно мёд,
Но нередко льются слёзы
Тех, кто рвёт руками…
( розы).
Все знакомы с нами:
Яркие, как пламя,
Мы однофамильцы
С мелкими гвоздями
Полюбуйтесь яркими
Алыми…(гвоздиками).
В конце лета пёстрые цветы,
Королевы красоты!
На клумбе растут
Пол осени цветут!
Как они прекрасны!
Вы узнали? Это... (астры)
- Молодцы, я вижу вы хорошо знаете названия цветов.
- Ребята, посмотрите, какие маленькие яркие конверты у меня в руках. Как вы думаете, что в них? (семена цветов)
- Как вы догадались? (на конвертах нарисованы цветы)
- Для чего люди выращивают цветы? (для красоты, пользы)
- Кто знает, как называется профессия людей, которые занимаются выращиванием цветов? (цветоводы)
А сейчас я предлагаю вам побывать в роли цветоводов и посадить семена цветов на рассаду.
- А вот семена каких цветов мы сегодня будем сажать вы узнаете, если правильно выполните задание.
- Вам необходимо зачеркнуть повторяющиеся буквы, а из оставшихся букв прочитать слово.
ОИПАПСОКТУОРИЫУП
- Кто уже может сказать: семена каких цветов мы сегодня будем сажать на рассаду? (семена цветов астры)
- Верно.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик про цветы Астры.
Астра – это цветы осени. Они цветут весь сентябрь. Название их переводится с древнегреческого как звезда. Согласно греческой легенде, из созвездия Девы, которое для греков ассоциировалось с богиней любви Афродитой, скатилась слеза – звездная пыль. На тех местах, которых коснулась долетевшая до земли звездная пыль, выросли невиданные цветы – астры, так напоминающие своим внешним видом небесные звездочки. Греки считали, что если ночью встать возле астр и прислушаться, то можно услышать легкое перешептывание: это астры ведут нескончаемый разговор со своими небесными сестрами – звездами. И действительно, астра напоминает звезду со множеством лучей света, расходящихся во все стороны, как её рисуют на картинках или какой кажется она, когда ночью смотришь на звездное небо, прищурив глаза. Головки астры бывают маленькими и большими, с острыми лепестками, а середина у них ярко-желтая. Астра поражает богатством цветов и форм. Она бывает белой, розовой, бордовой, фиолетовой, красной, оранжевой. Высота астр может быть как 18 см, так и 1,5-2 метра. Обзавестись на участке астрами можно как купив рассаду, так и приобретя в магазине пакетики с семенами. Семена цветов астры засевают с середины марта до конца апреля, главное, что бы почва уже прогрелась. Посевы нужно закрыть пленкой, это и ускорит всхожесть и защитит на случай заморозков. Как правило, всходов можно ждать через неделю, при условии, что семена были засеяны не глубже, чем на пару сантиметров. Что касается места для посадки, то цветы совершенно неприхотливы, прекрасно себя чувствуют и в тени, и на солнышке.
- Ребята, вы посмотрели видеоролик про цветы астры, семена которых мы сейчас будем сажать на рассаду.
- Что такое рассада? (рассада – это молодые растения, которые выращивают в парниках, теплицах, рассадниках для посадки на постоянное место;
Рассадой называют небольшие растения, выращенные из семян, которые после появления 2-5 листочков пересаживают на постоянное место.)
- Для чего необходимо выращивать цветы через рассаду? (Чтобы на клумбах во дворах и дачных участках цветы распустились пораньше, люди выращивают их через рассаду)
- А теперь переходим к практической части нашего занятия.
5. Практическая часть.
Но прежде я расскажу вам технику безопасной работы.
1.Необходимо использовать рабочую одежду, перчатки.
2.Почву брать с помощью совка, пересыпать аккуратно.
3.Лунки делать специальными приспособлениями.
4.После работы надо почистить инструменты, привести в порядок одежду, помыть руки.
- Ребята, здесь на столе лежат разные предметы. Вам необходимо выбрать только те предметы, которые вам понадобятся при посадке семян цветов.
Игра «Выбери нужное»
(дети отбирают по одному предмету, объясняют зачем) – земля, стаканчик, лейка, палочка, фартук, клеенка, семена (предметы по количеству детей). Дети выбирают нужное в корзину.
- Молодцы, я вижу, вы хорошо знаете, что нужно для посадки.
- Ну что-же, приступим.
В контейнере для посадки семян прорыхлим землю и польем ее из лейки. Подождем, пока вода впитается. Ну вот, вода впиталась, И теперь палочкой делаем лунку для посадки семян. Вот так (показ). Берём семена и кладем каждое семя в лунку и присыпаем землей.
А чтобы наши семена быстро проросли, мы их закроем прозрачной плёнкой и поставим на подоконник к солнцу. Будем ждать, когда появятся ростки и ухаживать за ними. Весной, когда станет тепло, мы посадим их на клумбу перед школой, а осенью будем любоваться красивыми цветами.
А теперь уберём рабочее место и помоем руки.
6. Подведение итогов. Рефлексия.
- Ребята, сегодня мы с вами хорошо потрудились.
- Теперь мы будем с нетерпением ждать, когда появятся росточки наших будущих цветов. А когда они подрастут, мы высадим их на клумбу перед школой. И они будут радовать нас до самой поздней осени своими красивыми цветами.
- Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
- Что для вас оказалось трудным на занятии?
- Что было интересным?
- А сейчас я предлагаю вам оценить свою работу на занятии (рефлексия деятельности)
- Занятие окончено. Всем спасибо.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект познавательной беседы в начальной школе по теме: Число семь
Конспект открытого занятия для учащихся 1- 5 классов «Кто такие скауты?»
Познавательное развлечение для младших школьников «Разгадай загадку»
Внеклассное занятие в начальной школе на тему: Формула счастья
Похожие статьи:
Конспект открытого занятия для школьников 3-5 классов по теме «Качества человека»
Воспитательная работа в начальной школе
Ученическое самоуправление в начальной школе
Внеклассная работа по окружающему миру в начальной школе
Интересная информация для младших школьников