Внеурочное занятие по окружающему миру "Виноградинка" для учащихся начальных классов
Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Материал можно использовать учителям начальных классов и воспитателям на внеклассных мероприятиях для учащихся начальной школы.
Цель Уточнение и расширение представлений о винограде.
Задачи:
-Расширить объем интереса к природе, формировать бережное отношение к природе.
-Развивать любознательность, речь учащихся, мышление, творческие способности учащихся;
-Углубить изучение учебной программы.
-Воспитывать нравственную культуру.
Ход занятия
Учитель:
Добрый день , ребята! Сегодняшнее занятие я хочу начать с показа.Догадайтесь, что это за растение может появиться из этих зернышек -косточек?
(ответы детей)
Да, правильно это семена какого-то растения. Но вот какого?
(Ответы детей)
Поможет вам понять о каком растении речь загадка.
Я и жёлтый, я и белый,
Я и чёрный - если спелый.
И под солнышком в саду
На лиане я расту.
И такой я сочный, сладкий,
Очень вкусный, ароматный.
Гроздь мою съесть каждый рад
И зовусь я...( виноград)
Правильно!
Он бывает сине-черный.
Всем он вам весьма знакомый.
Иногда зеленый,
красный,
Сорт любой на вкус прекрасный.
Любит солнышко он очень,
С ним, лучистым, станет сочен.
Он свисает с нежных веток,
Сочным видом дразнит деток.
Гроздь возьми к себе в ладошку,
Жуй вкусняшки понемножку.
Каждый будет очень рад
Скушать вкусный виноград.
Учитель
Предлагаю вам попробовать разные сорта винограда и определить , ягоды какого из них вам больше понравились.
(Дети пробуют виноград и выбирают какой им понравился больше)
Пока вы угощаетесь, послушайте интересную историю о винограде.
Вот как непонимание порой
Способно дружбу подменить враждой,
Как может злобу породить в сердцах
Одно и то ж на разных языках.
Шли вместе тюрок, перс, араб и грек.
И вот какой-то добрый человек
Приятелям монету подарил
И тем раздор меж ними заварил.
Вот перс тогда другим сказал: «Пойдем
На рынок и ангур приобретем!»
«Врешь, плут, – в сердцах прервал его араб, —
Я не хочу ангур! Хочу инаб!»
А тюрок перебил их: «Что за шум,
Друзья мои? Не лучше ли узум!»
«Что вы за люди! – грек воскликнул им, —
Стафиль давайте купим и съедим!»
И так они в решении сошлись,
Но, не поняв друг друга, подрались.
Не знали, называя виноград,
Что об одном и том же говорят.
Невежество в них злобу разожгло,
Ущерб зубам и ребрам нанесло.
О, если б стоязычный с ними был,
Он их одним бы словом помирил.
«На ваши деньги, – он сказал бы им, —
Куплю, что нужно всем вам четверым,
Монету вашу я учетверю
И снова мир меж вами водворю!
Учетверю, хоть и не разделю,
Желаемое полностью куплю!
Слова несведущих несут войну,
Мои ж – единство, мир и тишину».
Действительно , каждый из них говорил об одном и том же, но только на своем языке.
Ученик
Слова "виноград" есть во всех древнейших языках очень многих народов мира - от языков индейцев майя, древних египтян, греков, персов до языков народов Китая и Японии. Слово «виноград» произошло от готского «weinagards», что означает «сад» и «ограда» (более полное значение – «сад вина»).
В старинных легендах виноградная лоза была одним из первых растений, сотворенных всемогуществом Бога. По преданию Древней Эллады, стройный гибкий юноша в венке из виноградных листьев и с гроздью прекрасных ягод в руке обошёл всю Землю и одарил всех жителей бесценными виноградными лозами. Этот юноша - и был сам бог виноградарства Дионис. После этого люди научились выращивать виноград и обрели здоровье, силу, ум и радость жизни.
По легенде, колыбелью винограда является Армения.
2 Ученик
В распространении винограда и умножении числа его сортов немало сделано древней европейской цивилизацией, в частности Римом, перенявшим культуру винограда у Древней Эллады. Из Рима виноградарство проникло на юг Франции и в Испанию. В Восточную Европу виноградная лоза была завезена через Крым и Черноморье еще древнегреческими переселенцами. Интересно, что от тех времен в нынешнем Херсоне сохранилась мраморная плита от памятника одному из первых виноградарей Крыма — Агасиклу. В V в. до н. э. виноград уже был широко распространен по всей Киевской Руси и на территории теперешней Молдовы.
Учитель
Как вы думаете, кто из русских царей особенно способствовал развитию виноградарства в России?
(ответы детей)
Это Петр Первый.
Он выписал самые лучшие сорта из Венгрии, привлёк хороших специалистов из Франции. А в 1706 году на Дону были заложены первые виноградники.
Во многих странах виноград считается символом изобилия, здоровья и благополучия семейного очага. Так, в Испании и Португалии по обычаю в новогоднюю ночь с каждым ударом часов все члены семьи должны съесть по ягодке винограда и загадать желания: двенадцать ударов — двенадцать желаний на каждый месяц нового года.
3 Ученик
О, как воспеть мне виноград?
Здесь нужен только Ломоносов!
Его, не думая едят.
Едят небрежно, без вопросов.
Священной одой на лету
Я воспою сей зрелый плод,
Что дарит фолиевую кислоту
Здоровья нашего оплот.
И витаминов в нем не счесть:
и С, и Р, и В, и Е.
Все это можно просто съесть
Так воспоем же гимн судьбе!
В нем микроэлементов - мир
Что для здоровья – наслажденье:
Железо, натрий, фосфор, цинк.
О, чуть я не забыла – кремний.
Он почки лечит враз
Иммунитет наш укрепляет
Туберкулезу фору даст.
О, плод бесценный воспеваю.
Бог в нужный час его создал!
Учитель
Но восхищает в винограде не только изящная форма грозди и изумительный вкус ягод, но и его потрясающая целебность. Виноград не зря называют ягодой долгожителей. Лечение виноградом называлось ампелотерапией и было популярно еще у древних римлян и греков. А в 19 веке жителе европейских городов специально приезжали к сельским виноградарям, чтобы подлечиться свежим виноградом.
Так какой же виноград вам больше понравился?
(Ответы детей)
Почему именно этот?
(ответы детей)
1 Ученик
Послушайте легенду о винограде.
«Появился виноград на Земле очень и очень давно. Матерью его была Земля, отцом – Солнце. Во времена рождения винограда гроздья его наливались (созревали) не месяц и не два, как сейчас, а быстро – сутра до сумерек (вечера), и те, что успели созреть к рассвету, позаимствовали от утренней зари ее нежный румянец и стали розовыми. Гроздья, созревшие днем, стали золотисто-желтыми – они переняли от ярко сияющего на небосводе солнца золото его лучей. Ягодам, созревшим поздно вечером, южная ночь передала свои темные или бархатисто-синие тона".
Так и появились разные сорта винограда.
Но люди издавна используют и сок винограда.
1 Ученик
ВИНОГРАДНЫЙ СОК
Что сказать про виноград?
То, что соком он богат,
То, что сок его волшебный,
Не простой он, а целебный.
В. Степанов
Благодаря большому количеству калия виноградный сок, как и виноград, полезен людям, склонным к сердечно-сосудистым заболеваниям.
Учитель
Во многих странах весело отмечают день сбора винограда.
2 Ученик
По-итальянски праздник сбора винограда называется vendemmia. Традиционно в Италии на сбор урожая приглашаются все родственники и друзья, поэтому это хороший повод для встречи. Они с большим удовольствием приглашают своих Друзей принять участие в этом ярком и незабываемом мероприятии !
В день открытия праздника весь город украшен виноградными гроздьями: они на стенах, подоконниках и балконах домов, в витринах магазинов, на дверях кафе и ресторанов, на заборах и статуях городских фонтанов.
Все желающие могут отправиться на сбор винограда.
3 Ученик
После сбора винограда, по старинной итальянской традиции все желающие могут принять участие в танце на винограде.
Заканчивается все дегустацией разных сортов винограда.
Так же отмечается день сбора винограда и в Чехии
во Франции
в Кахетии
и конечно же в Крыму
Учитель
Но так же используют в пищу и листья винограда.Листья винограда, богатые аскорбиновой кислотой, очень полезны в салатах. В Закавказье молодые листья винограда используют для приготовления голубцов- долма.
Листья консервируют впрок и употребляют всю зиму.
И еще одно вкусное лакомство нам дает виноград – это изюм. Изюм – это сушеные ягодки винограда. Они тоже очень полезные. Виноград, сок и изюм очищают организм человека, дают ему силу и здоровье.
А теперь предлагаю поиграть в игру
"Лисицы и виноград"
Перекиньте веревку через любые две опоры. Можно использовать опоры гимнастического городка. К веревке подвесьте сетку с мячом — это виноград. Приманку можно опускать ниже, поднимать выше. Играющие — лисицы. Они по очереди стараются достать виноград. Разбегаются и, подпрыгнув, должны коснуться подвешенного мяча рукой. Кто не достал, выходит из игры. Тот, кто достал, повторяет прыжки. Но каждый раз виноград поднимается все выше и выше.
Лисиц становится все меньше и меньше. Тот, кто не достал виноград, оказывается в положении лисицы из басни Крылова. Не допрыгнув до цели, он заявляет: «Зелен виноград», и уходит. Победителем считается тот, кто достал виноград с наиболее высокой отметки.
Учитель
Так что же нового и интересного вы сегодня узнали о винограде?
(ответы детей)
Я считаю, что победителем сегодня оказался тот , кто узнал об истории появления винограда, его пользе, применении человеком. Желаю вам здоровья.А придет оно, если вы в своем питании будете использовать виноград.
ПОЛЕЗНЫЙ ВИНОГРАД
Виноград, виноград,
Полезных веществ целый склад.
Он на солнышке растет,
Силу от небес берет.
Ребята, ану-ка давайте,
Виноград употребляйте.
Он здоровье улучшает,
Настроение подымает.
Любовь Петрова
Рекомендации для занятия дома
Нарисовать виноградную лозу или сделать аппликацию из бумаги или пластилинографию с изображением винограда.
Вместе со взрослыми подготовить пословицы и поговорки о винограде.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект тематической прогулки в начальной школе
Конспект тематической прогулки в начальной школе. У природы нет плохой погоды
Рассказы о лесных ягодах по окружающему миру для начальной школы
Конспект урока по окружающему миру с презентацией, 1 класс. Что это за листья?
Похожие статьи:
Загадки про школьные принадлежности для 1 класса с ответами
Загадки про этикет для младших школьников с ответами
Загадки о природе и животных для детей 2 класса с ответами
Загадки Чуковского с ответами для детей 2-3 класса
Загадки про птиц для 2 класса с ответами