Занятие по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста
Тема занятия «Насекомые»
Цель: формирование навыка плавной вопросно – ответной формы речи через закрепление знаний детей о насекомых в процессе игр по правилам
Задачи:
1. Развитие навыков
А) длительного речевого выдоха
Б) мягкого голосоначала
В) координации речи с движением
Г) ритмичности движений
2. Закрепление навыка употребления имён существительных с предлогами
3. Развитие навыка составления описательного рассказа
4. Развитие мелкой моторики
5. Развитие общей моторики
6. Развитие внимания, памяти, мышления, произвольного поведения
Оборудование:
Аудиозапись «Голубой вагон», игра «Насекомые», картина «Насекомые луга», загадки, картинки «Насекомые», бабочки, божьи коровки, план – схема описания, стихи о насекомых
Ход занятия.
1. Вход по музыку «Голубой вагон»
2. Дыхательная гимнастика.
Логопед: мы с вами попали на чудесную полянку. Давайте подышим её воздухом (вдох носом – выдох ртом через рот)
3.
Чтение логопедом стихотворения
ПОГЛЯДИ НА ЛЕТНИЙ ЛУГ,
ПОСМОТРИ ВНИМАТЕЛЬНО,
ТЫ ПОЙМЕШЬ, ЧТО ЖИЗНЬ ВОКРУГ
ОЧЕНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНА.
И ЗЕЛЕНАЯ КАРТИНКА
СРАЗУ ОЖИВАЕТ:
СЕЛ КУЗНЕЧИК НА ТРАВИНКУ,
БАБОЧКА ПОРХАЕТ,
ПОЛОСАТЫЙ ШМЕЛЬ ГУДИТ,
ПЧЕЛКА ВЕСЕЛО ЖУЖЖИТ...
ЦЕЛЫЙ ДЕНЬ ЗДЕСЬ ЖИЗНЬ КИПИТ,
ТУТ СОВСЕМ НЕ СКУЧНО.
4.
Беседа по картинке.
Кого мы видим на поляне? (перечисление) Как назвать их одним словом?
5.
Загадки.
А на этой полянке нет насекомых. Чтобы они появились, надо отгадать загадки.
Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет. (Бабочка. 2 бабочки – в цветке, под цветком)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь. (Жук; от паутинки к цветку)
На ромашку у ворот опустился вертолёт,
Золотистые глаза… кто же это? (Стрекоза; над цветком)
В лесу у пня суета, беготня.
Народ рабочий весь день хлопочет. (Муравей; к паутине)
В тёмном уголке живёт,
Шёлковую нить плетёт. (паук; в паутине. ПАУК – НЕ НАСЕКОМОЕ)
Без рук, много ног,
на животе ползёт. (Гусеница; на стебельке)
6. Р
абота с предлогами.
Где сидит бабочка? Куда ползёт жук? Где летит стрекоза? Куда ползёт муравей? Где находится паук? Где ползёт гусеница? (ответы детей полным предложением)
7.
Беседа, речевые игры.
Каких насекомых мы назвали? Каких вы ещё знаете? (выставлять картинки). Кто из них ползает? Летает? Прыгает? Кто приносит пользу? Кто вред?...
8. Физпауза.
9. Беседа.
Чем питаются насекомые? Назовите части тела насекомых. Куда прячутся насекомые зимой?
10. Чтение детьми стихов о насекомых.
11.
Релаксация. Упражнение «Гусеница»
Этот странный дом без окон
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
Спит без просыпа всю зиму.
Но зима промчалась мимо –
Март, апрель, капель, весна …
Просыпайся, соня-сонюшка!
Под весенним ярким солнышком.
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
12. Дыхательная гимнастика «Бабочка» - сдувание бумажных бабочек с ладони.
13. Речевое упражнение «Подбери слово»
Бабочка какая? ….. Бабочка что делает?....
14. Составление рассказа - описания о бабочке по плану – схеме
15. Координация речи с движением, дыхательная гимнастика
Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!
Чёрного и белого, только не горелого!
16.
Пальчиковая гимнастика
Прилетела к нам вчера
(бегаем по кругу на носочках и машем воображаемыми крылышками)
Полосатая пчела,
(Загибаем по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых)
А за нею - шмель-шмелёк
И веселый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делаем кружки из пальчиков и подносим к глазам)
Пожжужали, полетали,
(опять бежим по кругу)
От усталости упали.
(медленно опускаемся на ковёр)
Н. Нищева
17. Выход из помещения под музыку.
Рекомендуем посмотреть:
Составление описательного рассказа по репродукции картины Саврасова «Грачи прилетели»
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе детского сада.