Конспект занятия для младших классов «Вежливость и доброта с нами всегда»
Цель: сформировать в сознаний детей понятия «вежливость» и «доброта».
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием «вежливость», «доброта», показать необходимость употребления в речи “вежливых” слов;
2. Корригировать и развивать связную речь и зрительное восприятие на основе упражнения на внимание и запоминание, диалогической речи, мыслительную деятельность (словесно-логическое, наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, установление логических и причинно - следственных связей) на основе упражнений на анализ, синтез, обобщение. Развивать слуховую память на основе заданий на воспроизводство;
3. Воспитывать культуру общения, формировать уважение и доброжелательное отношение к людям.
Методы и приемы обучения: словесные, наглядные, частично-поисковые, моделирования проблемных ситуаций, режиссерские.
Планируемый результат обучения.
Личностные: Уметь ориентироваться в нравственных нормах и правилах поведения и понимать о необходимости их соблюдения.
Регулятивные: Уметь следовать инструкцию воспитателя, включаться в учебно-игровую деятельность, посредством постановки цели, планирования, прогнозирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения, прикладывая волевые усилия в процесс выполнения заданий.
Коммуникативные: Уметь сотрудничать с педагогом и сверстниками, слушать и понимать друг друга, отвечать на вопросы, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, обсудить видеофильм, творчески работать).
Оборудование: видеофильм, интерактивная доска, презентация, сигнальные знаки, инсценировка, ситуации.
Ход занятия
1. Организационный момент. Психологический настрой.
- Ребята, сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема занятия.
Мы будем говорить,… а вот о чём, вы узнаете, когда просмотрите видеофильм
(просмотр видеофильма)
2. Сообщение темы и цели занятия.
- Вы просмотрели видеофильм, как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить?
Ответы детей.
- Правильно ребята, мы сегодня с вами будем учиться быть вежливыми и говорит о доброте и о добрых поступках. И тема нашего открытого занятия «Вежливость и доброта с нами всегда».
3. Основная часть.
1. Постановка проблемы:
Воспитатель: Всем – и детям, и взрослым людям хочется, чтобы все их друзья и соседи, и даже все незнакомые, прохожие всегда относились бы к ним внимательно, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто не делал им замечаний. А секрет в том, что только к вежливому, воспитанному человеку окружающие люди относятся по-доброму. Только вежливого человека все любят и уважают.
- А теперь послушайте ребят, выступление Рыжкова Д «О вежливости».
Вежливость – это соблюдение правил приличия.
Вежливый человек, значит соблюдающий правила приличия, воспитанный и учтивый, тот который употребляет в своей речи добрые слова. Их можно не только услышать и почувствовать, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Для того чтобы стать вежливым, нужно чаще использовать в своей речи вежливые слова, от которых становится теплее, радостнее, светлее на душе. Ведь в слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение.
Вежливы вы должны быть со взрослыми, не забывать о вежливости и в обращении и друг с другом.
- Ребята, что такое вежливость?
(Высказывания детей)
Воспитатель: «Путешествие в прошлое»
- А известно ли вам, ребята, что обозначает слово «вежливость»?
До 16 века в русском языке широко употреблялось слово «вежа».
(Карточка со словом прикрепляется на доску.) Вежа – от слов «ведать», «знать». Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной обстановке. Отсюда и «вежество», позднее превратившееся в «вежливость». Вежливость - качество ценное и обязательное.
2.Самостоятельная работа
Ребята, сейчас с вами будем выполнять задания по группам. И вы поделитесь на группы
(класс делиться на три группы) На доске развешены слова, задание - собери слова по группам
1 группа: слова приветствия.
2 группа: слова-обращения, чтобы попросить книгу
3 группа: слова-благодарности
Каждая группа ищет нужные ей слова.
Слова:
1. Доброе утро, добрый день, здравствуйте, приветствую вас, рад встрече, привет.
2. Всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, приятных сновидений, пока, в добрый путь, счастливо, до свидания, рад был вас видеть.
3. Дай мне пожалуйста, не мог бы ты мне одолжить, прошу тебя, одолжи мне пожалуйста на время, если не трудно дай мне пожалуйста.
4. Спасибо, большое спасибо, я буду весьма благодарен, благодарю, мне очень приятно, позвольте выразить свою благодарность.
Представители групп зачитают эти слова.
Индивидуальная работа: Голиков А, Пирогов Н, Щумский В.- показать на какой картине проявляется вежливость и доброта.
3. Физкультминутка. Игра "Будь внимателен"
- А сейчас, ребята, давайте поиграем, если просьба с вежливым словом- выполняйте, если просьба без вежливого слова – не выполняете.
Встаньте, пожалуйста!
-попляшите;
Будьте добры, похлопайте в ладоши!
Потопайте. Попрыгайте, пожалуйста.
Будьте любезны, покружитесь.
- закричите;
Поднимите руки вверх, пожалуйста.
Наклоните голову назад;
Пожалуйста наклоните голову влево, вправо.
Будьте любезны, садитесь на свои места.
4. Инсценирование трех ситуаций детьми.
Воспитатель: А теперь давайте рассмотрим несколько ситуаций. Поговорим о том, что такое хорошие и плохие манеры.
Первая ситуация.
Мама велела вам прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вам придётся обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
(Инсценировка обращения детей к окружающим людям.)
Вторая ситуация.
Вы едите в автобусе. На остановке входит старушка. Ваши действия?
(Инсценировка "Уступим место")
Третья ситуация.
На перемене мальчики носились как угорелые. А Игорь, конечно, быстрее всех. И, неудивительно, что он впопыхах налетел на учительницу, чуть не сбив ее с ног. Анна Васильевна остановила Игоря и спросила:
- Что нужно сказать?
- Здрасьте! – ответил Игорь.
После этих слов ребята рассмеялись.
- Молодцы ребята вы снова справились
5. А сейчас к нам пришли в гости сказочные герои Мальвина и Буратино.
Мальвина: Здравствуйте, дети!
Буратино: (бурчит себе под нос, стоит вполоборота к плакату) Здрасте!
Мальвина: Что ты такой невесёлый, Буратино?
Буратино: Невесёлый и всё. А тебе что от меня надо?
Мальвина: (обидчиво) Почему ты мне так отвечаешь? Ведь я хочу узнать, что с тобой случилось. Может быть, тебе надо помочь?
Буратино: А что я тебе такого сказал?
Мальвина: Ничего особенного ты мне не сказал, но так ты со мной говоришь, что неприятно даже слушать и отвечать.
Буратино: Вот ещё, кто не хочет, пусть со мной не разговаривает!
Мальвина: Буратино, что у тебя за тон?
Буратино: Обыкновенный. Ведь я никого не ругаю.
Мальвина: Я заметила, что ты часто говоришь таким тоном не только с ребятами, но даже и с Папой Карло.
Буратино: Подумаешь – тон! Может быть, я иногда говорю немного громко и капризно, зато я хороший товарищ, весёлый, помогаю всем, люблю всех веселить. Только некоторые не понимают шуток. Вот, например, вчера иду и вижу: Пьеро поскользнулся и как плюхнется на землю. Я, конечно, засмеялся и спросил его: “Ну, как посадка прошла?” А он обиделся и ушёл. И что плохого я сказал? Да, разве я один так разговариваю и шучу? Я учусь у ребят. Вон они как сами говорят. Есть такие, которые даже называют друг друга грубыми словами, дразнятся.
Воспитатель:
(обращаясь к ребятам) Ребята, объясните Буратино, почему обиделся Пьеро. Почему ему неприятна “шутка” Буратино?
Ответы детей
Дети: Потому, что Буратино смеялся над несчастьем, над бедой Пьеро, а так делать нельзя, не красиво и невежливо.
Буратино совершил неправильный поступок, он поступил невежливо, он должен будет извиниться перед Пьеро.
Буратино: Ну, ладно давайте не будем думать, кто хуже себя ведёт, мы просто станем все лучше. Хорошо я придумал?
Мальвина: Очень хорошо, Буратино. Надо всегда помнить, что от доброго слова у людей становится тепло на сердце, а от злого – дружба может разрушиться.
- Ну, вот и хорошо, ребята, что Буратино все понял, как правильно себя вести по отношению к другим людям, стал добрым и вежливым.
А сейчас посмотрим несколько основных правил, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям.
(Дети читают с интерактивной доски) :
• Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным.
• Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать.
• Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим.
• Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением.
Игра «Замени добрыми словами»
Играть будем так, на экране видите слова, а вы поможите мне заменить эти слова на добрые. Готовы?
(Грубый – ласковый, грустный – веселый, ленивый – трудолюбивый, поругать – похвалить, трусливый - храбрый, крикливый – молчаливый, порвать - заклеить, огорчать - обрадовать, обидеть - защитить.)
Молодцы ребята, справились с заданием.
- Я буду рассказывать вам маленькие эпизоды, как только вы заметите неэтичное, невежливое поведение - поднимите красную сигнальную карточку, если одобряете - поднимите зеленую карточку.
1) Два мальчика о чем-то увлеченно спорили в автобусе и так громко, что все стали на них оглядываться.
(Красная.)
2) На перемене у двери буфета два мальчика, обогнав девочку и отстранив ее, первыми вбежали в буфет.
(Красная.)
3) Две девочки в столовой «хлюпают» носами, болтают за столом во время еды.
(Красная.)
4) Мальчишки нашего двора отнимают мороженое у малышей, дергают за хвост собак и кошек, бросают камни в птиц.
(Красная.)
5) По утру убираем свою постель.
(Зеленая.)
6) После игры убираем в положенное место игрушки, книжки, цветные карандаши.
(Зеленая.)
7) Взрослые возьмут все-все домашние дела на себя, а мальчишкам и девчонкам будет весело жить - поживать на белом свете.
(Красная.)
8) Если я за что-либо обиделся на своего друга, постараюсь поскорей забыть и простить ему свою обиду.
(Зеленая.)
Воспитатель: Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям нашим, ни друзьям.
- Что же надо делать чтобы быть добрым?
(совершать добрые поступки) .
6. Заключительная часть.
Вы молодцы ребята, хорошо занимались и знаете вежливые слова. Мне очень хочется, чтобы вы всегда помнили, как нужно вести себя в обществе и как заслужить уважение и доброе отношение к вам окружающих вас людей. А как вы будете придерживаться этих правил, мы сможем убедиться каждый день, встречаясь в школе. Завершая занятие, хотела вас спросить, понравилось ли вам занятие или нет, если да поднимите солнышко, если нет – тучку. Жду вашего решения. На этом наше занятие закончено.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по внеурочной деятельности на экологическую тематику для 2 класса
Конспект внеурочного занятия для 2 класса на тему: Здоровое питание
Игра путешествие по станциям для 1 - 2 класса. Сценарий
Конспект занятия по внеурочной деятельности для 1 – 2 класса