Развитие иноязычных способностей у обучающихся.
Способности - это индивидуально-психологические особенности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности (психологический словарь, М с 353) способности обучающегося проявляются при овладении знаниями, умениями и навыками, необходимыми для данной деятельности. Учебные способности проявляются в большей восприимчивости к предмету, в легкости усвоения учебного материала и, как правило, в более высоком уровне движений по предмету. Проблема развития способностей является актуальной для школы, т. К. объем учебного материала и предметов в школьных программах не дифференцируется в зависимости от склонностей и способностей детей. Обеспечивая легкость усвоения учебного материала, способности позволяют ученику переживать чувство удовлетворенности, успеха, что служит определенным стимулом для его учебной активности, развития познавательных интересов, повышает самооценку и уровень его притязаний, гарантирует ему резерв свободного времени, поскольку легко-это значит быстро и без большой затраты сил. Для учителя свободный ученик приятен тем, что при прочих равных условиях он чаще достигает более высоких результатов, чем малоспособный. И наконец, проблему способностей, т.е. индивидуальных различий, невозможно игнорировать при осуществлении индивидуального подхода к ученикам. Правда, к сожалению, большинство преподавателей соотносят индивидуализацию с учетом способностей, между тем как способности к предмету необходимо не только учитывать, но и целенаправленно развивать. Мера способностей определяется количеством затраченного на овладение учебным материалом времени и труда: способный к иностранному языку ученик затрачивает меньше времени, нервной и психической энергии, чем добившийся таких же результатов малоспособный ученик. Необходимо подчеркнуть, что способный и малоспособный ученики добиваются одинакового результата учебной деятельности в том случае, если малоспособный ученик затрачивает больше времени и усилий, но по остальным параметрам не отличается от способного, т. е имеет такой же уровень мотивации, аналогичные домашние условия, одинаковый уровень общего умственного развития и т. Д. Однако, малоспособный обучающийся затрачивая много времени и усилий на иностранный язык, часто теряет интерес к предмету или, не имея достаточно резерва времени, начинает не так тщательно заниматься, и в конечном итоге способные и малоспособные ученики начинают различаться не только легкостью/трудностью овладения иностранным языком, но и уровнем достижений по этому предмету. Вот почему школьная отметка, функцией которой является оценка успешности освоения иностранного языка учеником, а не диагностика его способностей, на каком-то этапе учебной деятельности школьника начинает свидетельствовать об уровне развития его иноязычных способностей. Разнообразие подходов к описанию сущности иноязычных способностей свидетельствует о сложности данного явления, позволяет представить его в различных плоскостях и создает предпосылки для его дальнейшего исследования. Можно сформулировать окончательный вывод: если приходится запоминать материал, не имеющий смысловых связей, развитая механическая память облегчает процесс его усвоения, поэтому небесполезно ее совершенствовать; но тот факт, что средний и даже малоспособный ученики могут обладать хорошей механической памятью (в количественном отношении) и это не обеспечивает им легкость в овладении иностранным языком, свидетельствует о необходимости развивать у школьников логические способы запоминания иноязычного материала. К таким способам, которые можно использовать, например, при запоминании лексики, относится группировка слов в списке по признакам сходства или различия, по частям речи. Обучение учащихся рациональным способам запоминания аналогично развитию памяти как компонента структуры иноязычных способностей. Три компонента составляют интеллектуальную сторону иноязычных способностей. В процессе освоения языкового материала мышление способствует его смысловой организации, память его- фиксации. Развитие способностей происходит медленно, требует терпения, больших усилий и согласованных действий со стороны учителя и обучающегося. К тому же уровень развития способностей во многом зависит от задатков- природно-обусловленных особенностей нервной системы и мозга. Их роль состоит в том, что они обуславливают разные пути и способы формирования способностей. В исследовании М. Кабардова было выявлено, что в зависимости от особенностей нервной системы (подвижности, или наоборот, инертности нервных процессов) различаются два типа овладения иностранным языком: коммуникативный и некоммуникативный. Для обучающихся с
коммуникативным типом характерны большой объем слухового восприятия и слуховой оперативной памяти, большая скорость актуализации знаний и переработки новой информации; они достигают успеха и в условиях непроизвольного запоминания, и в условиях непроизвольного запоминания, и в условиях произвольного запоминания. Успех деятельности обучающихся с некоммуникативным типом овладения иностранным языком обеспечивается при произвольном запоминании, при наличии зрительного подкрепления вербального материала.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы учителя английского языка
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях
Медиа проекты на уроках английского языка
Цветовая палитра английского и русского языков