Ситуативная организация обучения на уроках английского языка.
На уроке иностранного языка учебно-речевые ситуации призваны выполнять две основные функции: обучающую и стимулирующую. Это означает, что учитель должен моделировать такие условия иноязычного общения, которые способствуют, с одной стороны, дости¬жению определенной методической цели, а с другой — вызывают стойкие, реально действующие положительные мотивы к об¬щению на изучаемом языке. УРС должны создаваться с учетом основных условий формирования речевых навыков и умений, только в этом случае может быть реализована их обучающая функция. О реализации стимулирующей функции УРС можно говорить в том случае, когда у школьника появилось же¬лание активно участвовать в иноязычном общении. К сожалению, так бывает не всегда. Созданная учителем на уроке УРС может стать ситуацией молчания (когда заданные условия вступают в противоречие с личностными свойствами ученика, не сти¬мулируют появление мотива к речи); си¬туацией формального участия (когда речевые действия обусловлены чисто учебными потребностями: социальной ролью учащегося, вынужденного подчиняться учителю, боязнью получить плохую оценку и т. п.). Как известно, эффективность любой деятельности в значительной степени зависит от мотивации. Следовательно, учитель, моделируя внешние условия УРС, обязательно должен учитывать их воздействие на обучающихся. Комплекс внешних условий включает прежде всего общий психологический кли¬мат на уроке, определяемый поведением учителя обучающегося и взаимоотношениями между ними. К внешним условиям
относятся следующие компоненты:
1. Объект речи-то, о чем будет говорить обучающийся. Содержание его речи может быть связано с прочитанным или прослушанным текстом, с визуальной наглядностью, с фак¬тами из личной жизни, действительными и воображаемыми событиями; оно может относиться к одной или нескольким темам.
2. Характер обсуждения. Он может быть нейтрально-информативным, эмоциональным, дискуссионным и т.д.
3. Характеристики места, времени и роли обучающегося в предлагаемой УРС. Они могут быть реальными (разговор обучающихся в данный момент на уроке, в классе), или от имени другого лица в другой обстановке), или частично воображаемыми (например, сообщение обучающегося как бы в другой обстановке).
Воображаемые ситуации требуют более подробного описания, поскольку обучающимся нужна полная ориентировочная основа для своего речевого поведения в предлагаемой УРС, а возможность опереться на имеющиеся обстоятельства от¬сутствует. УРС на уроке иностранного языка может возникать и без специального описания. Внешним обстоятельством ее возникновения может послужить реплика учителя или обучающегося. Допустим, учитель говорит: «Сегодня прекрасная погода, не правда ли?»
Внешние составные УРС, которые вызывают положительное отношение обучающихся к предлагаемому ситуативному упражнению и стимулируют их
речевые действия: при определении темы обсуждения, учитель должен учитывать тематику раз¬говоров обучающихся на родном языке. Ког¬да обсуждаются близкие, волнующие ребят темы, когда они высказывают свои мысли, мнения, то создаются условия для пере¬носа мотивов из общения на родном языке в общение на иностранном. Содержание речи должно вызывать у школьников желание говорить и слушать высказывания товарищей на уроке иностранного языка. Психологи установили, что в подростковом возрасте интересные для ребят разговоры—это, во-первых, такие, в которых сообщаются новые факты и сведения из самых разнообразных областей; во-вторых, это разговоры об отношениях, поступках, личных качествах товарищей. Таким образом, очевидно что объект обсуждения, с одной стороны должен характеризоваться новизной, информативностью, познавательностью, а с другой-он должен быть связан с жизненным опытом обучающихся, с их непосредственным обсуждением, с интересующими их событиями. Очень важно обеспечить содержательность высказываний на изучаемом языке на всех этапах усвоения материала, исключить высказывания, не имеющие связи с действительностью, не соответствующей ей. Соблюдение этого требования направлено на преодоление формализма в обучении иностранному языку, когда ученики говорят лишь с целью использовать языковые средства, не задумываясь над содержанием своей речи, описывая очевидные истины, которые никогда не могут явиться содержанием бесед, обсуждений, высказываний. Учителю рекомендуется постоянно привлекать внимание ребят к тому, о чем говорится: «А так ли это на самом деле? Все ли согласны? Неужели это так?»
Такую разницу в информированности можно создать искусственно, чтобы использовать ее как основу для УРС. Отдельным обучающимся учитель может предложить в индивидуальном порядке небольшие тексты познавательного характера, фотографии, открытки. Характер индивидуальных заданий определяется интересами и уровнем обученности.
Например:
планируя тематику учебно—речевых ситуаций, следует расширять обсуждаемую тему, привлекать ранее изученные темы и подтемы. Такой подход будет способствовать преодолению условности речевого общения и естественно, развитию гибкости формируемых навыков и умений.
Каким образом можно обеспечить повторяемость тем?
1) Выполняя задания и упражнения по грамматике на основе тем, изученных ранее. Отрабатывая структуры в Present Simple, можно обсудить планы на выходные дни, на каникулы, дела на ближайший месяц, дела по дому на сегодня
2) Повторяя ранее изученные темы во время речевой зарядки. Каждую из этих тем следует обсуждать с новой точки зрения, сочетая разные подтемы и используя различный характер их обсуждения.
3) Проводя межтематические беседы на заключительном уроке в цикле уроков по теме следует постоянно приучать обучающихся выходить из рамки изучаемой темы и поощрять их попытки расширить содержание обсуждаемого вопроса. Общую ситуацию заключительного урока можно сформулировать таким образом, чтобы от обучающихся потребовалось привлечение всех изученных в данном цикле подтем. Это может быть урок-конференция, заочное путешествие, экскурсия, конкурс, КВН. Необходимо провести урок так, чтобы обучающиеся увидели на деле, чему они научились, почувствовали удовлетворение от достигнутых успехов в изучении иностранного языка.
4) Проводя обобщающие уроки в конце учебного года, когда УРС создаются на основе ряда изученных тем. Учитель сам подбирает тематику, опираясь на пройденные темы.
При определении характера обсуж¬дения предлагаемого объекта речи, учителю следует ориентироваться на стремление подростков к решению интересных, мыслитель¬ных задач, к выявлению своей жизненной позиции. Создание посильных проблемных и оце¬ночных УРС, требующих определенных решений, выражения собственного мнения, его аргументации отвечает возрастным особен¬ностям обучающегося средней и старшей ступени обучения. Проблема требует анали¬за обстоятельств, их сравнения, обобще¬ния, выявления причинно-следственных связей и таким образом, стимулирует речемыслительную активность обучающихся, вызывая их заинтересованность, положительное отношение к УРС. Уже в IV классе можно предлагать простые проблемные вопросы, например по картинкам с изображением времени года: Почему ты думаешь, что на улице тепло (холодно), что дети рады зиме (лету)? От класса к классу УРС постепенно усложняются: Давайте обсудим, как интереснее провести каникулы (V класс); Нужно ли иметь библиотеку дома? Ведь в каждом городе (поселке) есть хорошие библиотеки (VIII класс).
Реалистическая направленность обучающихся средней и старшей возрастных групп обуславливает преобладание на уроках таких УРС, которые характеризуются реальностью роли, места и времени, когда обучающиеся высказываются от своего собственного имени. Отражение окружающей действительности и выражение своих мыслей оказывают значительное стимулирующее воздействие на подростков. На младшей ступени обучения, обучающимся нравятся воображаемые ситуации с элементами ролевой игры и они с удовольствием выступают в ролях Знайки, Незнайки, Буратино и других персонажей детских сказок.
А) принятие инициативы обучающихся, когда в условно-коммуникативном упражнении после 3-4х побудительных реплик учителя обучающиеся сами придумывают подобие реплики и обращаются с ними к одноклассникам
Б) взаимное стимулирование, когда обучающийся должен не только прореагировать на реплику учителя или одноклассника, но и обратится со стимулирующей репликой к другому
В) составление диалога или высказывания по УРС и обязательное привлечение класса к обсуждению данного вопроса
Г) Самостоятельное проведение обучающимся речевой зарядки по специальной карточке, подготовка одним из обучающихся реплик для групповой работы
Д) одновременная парная работа по УРС всей группы.
Учитывая стремление школьников к самостоятельности, к общению друг с другом, на занятиях рекомендуется отдавать предпочтение таким УРС, работа над которыми может быть организована в режимах: обучающийся-класс, обучающийся-обучающийся. С этой целью можно использовать несколько приемов для создания УРС. Таким образом, в УРС, созданных с помощью данных приемов, собеседниками обучающегося, его слушателями являются товарищи, а дальнейшее развитие ситуации определяется репликами говорящего. Отдельно следует сказать о создании УРС по содержанию текстов (прочитанных или прослушанных), видеофрагментов. Здесь можно рекомендовать упражнения, предполагающие сопоставление фактов текста с фактами из жизни обучающихся, из окружающей действительности, выражение своего отношения к содержанию текста; упражнения проблемного характера (объяснение, доказательство, выявление причинно-следственных связей, создание воображаемых УРС на основе текста домысливание предшествовавших и последующих событий, драматизация); пересказ от имени одного из персонажей; индивидуальные задания на основе текста.
Все перечисленные внешние составные УРС вызывают положительное отношение обучающихся. Учет этих факторов при создании учебно-речевых ситуаций способствуют усилению их стимулирующего воздействия на обучающихся и позволяет повысить мотивацию и учебный эффект. Знание составляющих УРС и их особенностей дает учителю возможность постоянно варьировать ситуации от класса к классу, от ступени к ступени в зависимости от интересов обучающихся и уровня обученности.
Рекомендуем посмотреть:
Из опыта работы учителя английского языка
Формирование коммуникативной компетентности на уроках английского языка и внеклассных мероприятиях
Медиа проекты на уроках английского языка
Цветовая палитра английского и русского языков