Конкурс знатоков русского языка «Любимый мой язык» для учащихся 7-8 классов
Автор: Мамбедалиева Эльзара Мустафаевна
Место работы: Новосёловская общеобразовательная школа
Описание материала: данное мероприятие предназначено для учащихся 7-8 классов при повторении и обобщении пройденных материалов по языку и литературе.
Цели: приобщить учащихся к изучению русского языка, развивать сообразительность, логическое мышление, стремление быть активными, творческими и всесторонне развитыми личностями, воспитывать любовь к родному языку.
Оборудование: карточки с заданиями, ручки, листы бумаги, музыкальное сопровождение мероприятия.
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Родной язык! В нём нежность, вечность, сила.
Я с ним росла: и не по букварю Сладчайшие слова произносила - Сначала - мама, а потом - люблю.
Ведущий 2:
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твёрдой опоре, - Выучи русский язык!
Ведущий 1:
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи –
Выучи русский язык!
Ведущий 2:
Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник –
Блещут зеркальностью русского слова,
Выучи русский язык!
Ведущий 2: Дорогие друзья! Сегодня в нашей школе проходит турнир знатоков русского языка! Встречаются команды 7-8 классов. Посмотрим, какая команда разгадает мудрые языковые загадки, в какой команде больше знающих, находчивых и остроумных любителей русского языка. Итак, дерзайте, думайте, размышляйте!
I тур. Разминка
1. Маленький Алёша говорит: "Папа, как я буду раскрашивать трёх богатырей, если у меня нет гнедого карандаша?" Какого карандаша не было у Алёши?
(коричневого)
2. Какие знаки препинания ставятся в начале предложения?
(многоточие, тире, кавычки)
3. Укажите существительное или несколько существительных женского рода.
Профессор, вермишель, шампунь, тюль, шимпанзе, тополь.
(вермишель)
4. У каких существительных нет формы единственного числа?
Они, бигуди, жалюзи, усы, санки, лыжи, коньки, каникулы, сутки.
(бигуди, жалюзи, санки, каникулы, сутки)
5. Какой знак препинания был введён Н. Карамзиным?
(тире)
6. В древнерусском языке было слово, которое обозначало 10.000. Сейчас у нас такого числительного нет, но когда мы хотим сказать о большом количестве, то к нам на помощь приходит слово. Какое?
Найдите его в реплике Чацкого:
Когда в делах - я от веселий прячусь,
Когда дурачиться - дурачусь,
А смешивать два эти ремесла
Есть тьма искусников, я не из их числа. .
(Тьма)
7. Какая буква русского алфавита всегда стоит под ударением? (ё)
8. Что правильно? Декоративный
А)Служащий для украшения;
Б)С крапинками, пятнистый;
В)Исполненный ручным трудом.
9. Какой падеж существительного никогда не употребляется с предлогами? (именительный)
10. Что означают выражения:
Шиворот-навыворот;
Спустя рукава;
Точить лясы.
I
I тур. Орфография
1. Подобрать пять слов с удвоенной согласной в корне.
2. Компания или кампания?
3. Сколько орфографических ошибок допущено в предложении?
Виднелись не обозримые песчанные ровнины или далекие чащебы.
III тур. Фонетика
1. Какое смысловое различие в выделенных словах?
Густые хлеба в поле — будет и хлеба вволю.
2. О гласных или согласных звуках идет речь: в молдавском языке их 7, в польском - 9, а в древнерусском их было 11?
3. После каких согласных никогда не пишется Ь?
4.
IV тур. Лексика
1. Переведите текст. Как называются в лексике слова, которые вы «переводите»?
-Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.
Он облегченно вздохнул и сказал: «Заметано!»
Но ребята не унимались:
-Что делает Сам?
-Режет всех подряд.
-А Русалка?
-Топит.
-Ну, а этот их ассистент?
-Этот? Засыпает!
-А как же ты?
-Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.
-А Васька?
-Плавает на шпорах...
Vтур. Морфология
1. .Какие разряды местоимений различаются только значением?
2. Писатель Д.В. Григорович, рассказывая о своих литературных начинаниях, вспоминает, что его очерк «Петербургские шарманщики» заслужил одобрение Ф. М. Достоевского, но одно место ему не понравилось. «У меня, - пишет Д.В. Григорович, - было написано так: Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна бросает пятак, который падает к ногам шарманщика».
Какую часть речи (включая формы глагола) предложил вставить Ф.М. Достоевский, чтобы достичь большей выразительности?
3. Какое окончание состоит из первой и последней буквы алфавита?
VI тур. Синтаксис и пунктуация
1. Найдите подлежащее в предложении:
«Со всех сторон собак сбежалося с полсотни» И. Крылов.
2. Как правильно: выпил воду или выпил воды?
3. Английский король Эдуард II (на рубеже XIII и XIV веков) восстановил против себя притеснениями и непосильными налогами большинство подданных. Против него составился заговор, во главе которого стояла его жена Изабелла. Король был положен по решению парламента и заключен в замок, в котором провел 8 месяцев, ожидая решения своей участи. Тюремщики получили от королевы такое предписание: «Эдуарда убить не смейте бояться полезно».
В чем заключается уловка королевы?
Ведущий 1: Вот и закончился наш турнир. И, как ни грустно, но нам пора расставаться. Мне остается поблагодарить вас за активное и дружное участие. Иван Сергеевич Тургенев просил: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками».
Заключительное слово предоставляется жюри.
Награждение
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме: «Роль обращений в поэзии А. С. Пушкина»
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида
Похожие статьи:
Конспект урока русского языка 8 класс
Конспект урока русского языка в 8 классе. Знаки препинания с однородными членами
Конспект урока русского языка в 8 классе. Обособленные определения
Методическая разработка конспекта повторительно-обобщающего урока по русскому языку в 8 классе
Конспект урока русского языка в 8 классе. Односоставные предложения