Применение цифровых технологий в игровой деятельности
Ни кому не секрет — игра относится к основным видам человеческой деятельности, наряду с ученьем и трудом. Элементы игры присутствуют в жизни человека на любом этапе его жизни с раннего детства и до конца дней. Она теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период ее особенно интенсивного развития – в детстве она приобретает особое значение.
Работая педагогом-организатором, на протяжении многих лет, видишь и понимаешь как гаджеты постепенно стали не модой, а необходимостью. Мы не можем провести игру, викторину, да и любое мероприятие не воспользовавшись компьютером, ноутбуком, мультимедийным оборудованием, фотоаппаратом и т.п. Сегодня наша жизнь не представляется без использования устройств, предназначенных для облегчения и усовершенствования жизни человека. Это способ организации образовательного и воспитательного процессов. Наравне с обычными настольными, спортивными, словесными играми и пр., в жизнь наших детей прочно вошли и компьютерные игры. Очень много мнений и суждений существует по поводу полезности и вреда от них. С точки зрения психологии они являются деятельностью с высокой степенью вовлечения в игру. Предлагаем посмотреть на некоторые из них с точки зрения образования и воспитания. Чему они могут научить наших детей?
Расставлять получаемые
навыки будем по их востребованности и необходимости для ребенка.
• Игры развивающие моторику рук, логику, умение думать на несколько шагов вперед, оценивать ситуацию. Эти навыки являются основополагающими в жизни каждого человека, конечно, привить все эти умения можно и другими методами, но если ребенку нравится познавать их через игру, то зачем ему мешать. Самые классические игры, такие как игра в «Тетрис».
• Игры, такие как «Принц Персии» или другие, развивающие реакцию, в которых, несмотря на невысокий темп игры, нужно иметь отличные рефлексы, чтобы перепрыгнуть множество преград и избежать ловушек. Также ребенок учится выдержке и становится менее беспечным в жизненных ситуациях.
• Социализирующие игры. Явное первенство занимает серия игр «Симс». Поиграв в эту игру, ребенок начинает принимать первичные социальные ценности вроде «Дом нужно держать в чистоте», «Если не учится, то тебя не возьмут на работу» и тд. Более того, «Симсы» дают ребенку первое представление об отношениях с противоположным полом, абсолютно невинно объясняя, что с девушками нужно вести себя хорошо, делать им комплименты. Также к этой категории в какой-то мере можно отнести ряд игр которые ставят во главу угла командную работу. Ребенок начинает понимать, что одному в жизни не добиться успеха. Нужно искать друзей, которые тебе помогут. А это уже умение договариваться, вести диалоги.
• Игр на разгадывание загадок и распутывание головоломок, умение вести диалоги. При прохождении таких квестов ребенок развивает зрительную память и тренирует логическое мышление. Квестовые игры — от самых ранних до современных. Такие как «Неверхуд» или «Космические рейнджеры», с их бесконечными текстовыми квестами. Все эти игрушки объединяют задачи, которые они ставят перед игроком.
Как можно заметить, не все то плохо, что играется на компьютере. Есть игры, несущие в себе и негатив, а есть и такие, к которым детей нельзя допускать категорически. Задача же взрослых — привить ребенку любовь к правильным развлечениям, и тут есть проверенный способ: играйте вместе с ними! Чем мы и занимаемся в своей работе педагога — организатора.
Берем мы за основу всем известную интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» Интеллектуальная игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только творческую и поисковую работу ребёнка, но и будничные шаги по изучению того или иного предмета. Игра – это вид деятельности, где ребёнок может проявить себя в самых разных социальных ролях: просто участник, активный участник, ведущий, организатор, инициатор и т.д.
А
чтобы реализовать личностный потенциал, нашим
детям необходимо:
• стать самостоятельными людьми со своими собственными идеями, намерениями, смыслами, стремлениями, предпочтениями и ценностями;
• напитаться привязанностью и отделиться от своих взрослых;
• адаптироваться к несовершенствам и потерям, чтобы быть способными жить в реальном мире.
Берем за основу очень актуальное направление — профориентационное. Наша
игра носит название «На встречу профессиям будущего» - «Образование».
Цели игры:
- Знакомство с Атласом новых профессий которые непосредственно касаются «Образования», понимание того, какие профессии будут востребованы в будущем, а какие - нет.
Ход игры:
В начале игры ведущий рассказывает участникам о том, как быстро изменяется мир профессий в современное время и знакомит их с Атласом новых профессий. Ребятам объявляется, что вся игра будет в той или иной степени посвящена Атласу и профессиям будущего. И естественно обговариваются условия игры. Звучит вопрос, он же демонстрируется на экране, время на обдумывание 1 минута. Затем звучит сигнал и ответы сдаются в игровое жюри. Каждый бланк подписывается номером команды. Если возникают сложности с поиском ответа, то на экране всплывают подсказки, которые могут направить игроков к правильному ответу.
Задание 1. Восстановите цитату.
В этом задании вам необходимо из ВСЕХ полученных слов восстановить высказывание одного известного человека. Команда, которая первой принесет правильный ответ в жюри получает 1 дополнительный балл. Ответ записываем словами прямо на бланке с зданием.
После того, как все команды сдали ответы в игровое жюри, на экране появляется правильный ответ и есть возможность обсудить с ведущим возникающие вопросы, если они появляются. Если все понятно, то продолжается игра.
Задание 2. Профессии будущего. Мы предлагаем вам познакомиться с несколькими страничками «Атласа новых профессий» раздела «Образование».
Координатор образовательной онлайн платформы, Модератор, Тьютер, Игромастер, Организатор проектного обучения, Разработчик инструментов обучения состояниям сознания, Экопроповедник, Разработчик образовательных траекторий, Игропедагог, Ментор стратапов, Тренер по майнд-фитнесу.
Во время перечисления профессий на экране демонстрируются кадры с данными профессиями и областями их работы. Ребятам предлагается пофантазировать и сказать, а какой профессии в данной области, на их взгляд, не хватает в данном списке? Какую еще будущую профессию можно предложить авторам Атласа включить в их издание? Придумайте ей название и кратко опишите функции. Это должна быть профессия, которой на настоящее время еще не существует.
Задание 3. Отгадайте, о какой профессии идет речь.
Игрокам дается на слух описание профессии, взятое из Атласа и варианты ответов, демонстрируемые на экране. Необходимо выбрать правильный на их взгляд, ответ и записать в бланк для ответа. Всего 6 вопросов. Данное задание проводиться в форме теста. После того, как все команды сдали ответы в игровое жюри, на экране демонстрируются правильные ответы по каждому вопросу и обсуждаются с ведущим. Жюри подводит итоги игры и награждает победителей.
На протяжении всей игры фотограф делает фотографии интересных моментов игры и пока жюри подводит итоги проводится дайджест игры в фотографиях. Это момент очень нравиться детям, они смотрят на себя, на своих коллег по команде со стороны.
На этом игра заканчивается. Мы благодарим участников за игру и предлагаем выбрать время для новой встречи, по другой теме. Определяем время и тему, проводим для ребят небольшую дискотеку, как расслабляющий момент и расходимся до новой встречи.
Предоставленная вашему вниманию часть одной из игр, они идут сериями, темы игр меняются. В процессе игры присутствуют и блиц опросы, и музыкальные паузы. Игра «Что? Где? Когда?» очень удобна для закрепления знаний, для развития кругозора. В игре возможно вовлечение каждого в активную работу, это деятельность, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. Таким образом, в игровой деятельности ребёнок приобретает новый жизненный опыт, необходимый для его дальнейшей социализации.
Рекомендуем посмотреть:
Функции информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образо