Использование ИКТ технологий на занятиях в УДО. Из опыта работы педагога дополнительного образования
Использование Информационно-компьютерных технологий на занятиях в дополнительном образовании позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Как использование ИКТ в дополнительном образовании способствует обучению? В настоящее время продолжается интенсивное внедрение компьютерных технологий в процесс образования. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современного человека и современное образование.
Применение информационно-компьютерных технологий в педагогической практике позволяет педагогу открыть новые возможности в подаче материала на своих занятиях по любому направлению деятельности. Изучение любой дисциплины с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов занятия, что способствует развитию интереса обучающегося. ИКТ технологии призваны повысить эффективность проведения занятий, усилить привлекательность подачи материала, осуществить дифференциацию видов заданий, а также разнообразить формы обратной связи. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.
Одно из условий эффективной подготовки обучающихся к жизни в информационном обществе – применение информационных коммуникационных технологий, позволяющих решать в кратчайшие сроки широкий круг задач, недоступных ранее.
С помощью ИКТ на занятиях можно:
• создать условия для дифференциации и индивидуализации обучения;
• способствовать формированию самостоятельности в добывании знаний;
• развивать их познавательные способности;
• развивать их логическое мышление;
• поддерживать мотивацию обучающихся к предмету.
Таким образом, в отличие от обычных технических средств обучения компьютерные технологии позволяют обеспечивать обучающегося большим количеством готовых, проверенных соответствующим образом организованных знаний, и, что особенно важно, развивать интеллектуальные, творческие способности обучающихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации, развивать у обучающихся универсальные учебные действия.
Классические и интегрированные занятия в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяют обучающимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - "Я услышал - и забыл, я увидел - и запомнил”.
Использование анимации в слайдах позволяет педагогу дать обучающимся более яркое представление об услышанном на занятии: решишь верно примеры - откроешь картинку, вставишь правильно все буквы - продвинешь ближе к цели сказочного героя. Дети с удовольствием погружаются в материал занятия. Повышение мотивации и познавательной активности достигается за счет разнообразия форм работы, возможности включения игрового момента.
Компьютер дает педагогу новые возможности, позволяя вместе с обучающимися с помощью новейших технологий погрузиться в яркий красочный мир. Такое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем. Компьютер не заменяет живого общения с педагогом и другими источниками информации, однако учитывая интерес детей к интернету, повышает заинтересованность в изучении темы, предмета.
На занятиях по художественной направленности для большей эффективности используются предметные коллекции, портреты, видеоэкскурсии, балеты в записи, интерактивные модели, фотографии, иллюстрации объектов, проектируя их на большой экран с помощью проектора.
В процессе преподавания можно использовать презентации нескольких видов. Известная и вполне доступная каждому педагогу, имеющему элементарные знания в области ИКТ, — программа PowerPoint позволяет создавать презентации, которые могут быть частью, основой занятия или творческой работой обучающихся. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные картины, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы.
Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у обучающихся логическое мышление, формирует умения и навыки. В процессе защиты презентации обучающиеся приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку обучающегося, так как умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры. Создание мультимедийных проектов расширяет горизонты исследовательской деятельности, формирование коммуникативной культуры.
Интернет-технологии на занятии могут рассматриваться как источник дополнительной информации, инструмент исследования, способ самоорганизации и самообразования, возможность личностно-риентированного подхода. Но при этом не следует забывать, что педагог должен руководить обучающимися в их путешествии по сети. Кроме повышения мотивации, наглядности и создания эмоционального настроя, использование компьютеров на занятиях позволяет повысить эффективность деятельности педагога и обучающихся.
И подводя итог хочется отметить, что
с использованием средств ИКТ мы можем:
- сделать занятия с детьми более содержательными;
- сделать процесс обучения более привлекательным и современным для детей;
- сделать учебную информацию для детского восприятия более интересной за счет привлечения зрительных образов;
- повысить качество занятий, усилить желание обучаться;
- сделать занятие наглядным, динамичным.
Рекомендуем посмотреть:
Функции информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Требования к использованию информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании
Средства информационно-коммуникационных технологий в практике работы педагога дополнительного образо