Влияние современных технических устройств на развитие мелкой моторики дошкольников
Описание: Статья рассказывает о влиянии современных гаджетов на развитие мелкой моторики ребенка.
«Alega
Россия, Москва
Мы сегодня попробовали сделать детское оригами - ручками вырезать и потом сложить из бумаги фигурку. Так вот тут я понял к чему ведут все наши гаджеты. Элементарные вещи у ребенка вызвали дикую сложность. При том, что сыну семь лет и для своих лет он хорошо развит, бегло читает, знает таблицу умножения, складывает и вычитает двухзначные числа в уме, ну и т.д. Так вот наблюдалась полная рассогласованность рук и головы. На планшете там-то все в плоскости, думать особо не надо, а тут пришлось крутить, вертеть в руках».
***
Различные мобильные устройства сопровождают современного ребенка практически с рождения и оказывают непосредственное влияние на его развитие. С одной стороны, они являются показателем прогресса в современном обществе. С другой стороны неумелое и чрезмерное использование таких устройств детьми может привести к негативным последствиям для их физического и умственного развития.
Это приводит к ряду трудностей. Одной из таких трудностей является несформированность мелкой моторики рук, что отрицательно сказывается на ручной умелости, выполнении различных заданий, освоении нового.
Обучаясь через компьютер ребенок не получает нужных двигательных сенсорных ощущений, движения имеют очень ограниченную амплитуду движений, напряжение в мышцах кисти могут привести к осложнениям.
Дети, которые много времени проводят за сенсорным экраном, приобретают рассогласованность между командами головного мозга и движениями рук при выполнении работы.
Карандаш становится малодоступным инструментом. При этом теряется важный этап развития рисунка – каракули, когда ребенок знакомится со свойствами и возможностями художественного творчества. Либо ребенок застревает на этапе каракуль/ простых изобразительных форм из-за отсутствия необходимых впечатлений. Вследствие ограниченной амплитуды движений становится трудным освоение обычного для дошкольников занятия – раскрашивание контурных изображений. Здесь же возникает трудность контролируемых движений – не заходить за контур. Что нарушает процесс развития рисунка в дошкольном возрасте.
Движения руки человека формируются в процессе овладения предметами окружающего мира как результат физиологических реакций, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Нервные окончания, расположенные на кончиках пальчиков малыша, помогают передавать множество сигналов головному мозгу.
Выполняя пальчиками различные движения, играя с реальными мелкими или разнофоктурными предметами, ребёнок развивает мелкую моторику рук, которая оказывает благоприятное влияние и на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность, появляется точность и контролируемость движений.
Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга. Что ведет к своевременному развитию внимания и памяти, связной речи, ручной умелости....
Таким образом, родителям необходимо решить, насколько важен гаджет для маленького ребенка. Полностью запрещать их применение бесполезно и неэффективно. Тем более что в некоторых случаях они могут быть нужны для коммуникации, поиска нужной информации и так далее. Но грамотный подход к определению роли цифровой игрушки в жизни ребенка просто необходим.
Список используемой литературы:
1. С.Е. Большакова Формирование мелкой моторики рук
2. Кусмарцева Т. А. Развитие мелкой моторики ребенка, как одна из проблем современного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 30. – С. 33–35.
3. Т.А. Ткаченко Книга "Мелкая моторика.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в младшей группе «В мире игрушек»
Игровые технологии в логопедической работе с дошкольниками
Игровое пособие по развитию мелкой моторики для младшей группы детского сада
Конспект занятия педагога-психолога с детьми раннего возраста