Ребенок учится тому, что видит у себя в дому…
Автор: Кузьмичева Юлия Викторовна, педагог-психолог МБДОУ "Детский сад №1", г. Энгельс
Описание: Статья рассказывает влиянии расширенной семьи на воспитание ребенка, о взаимосвязи поколений в семье.
Ребёнок учиться тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит...
Средневековый поэт Себастьян Брандт
Безусловно, семья была и остается пространством, где происходит первоначальное и основное становление личности. Насколько успешно родители, как первые воспитатели и педагоги, реализуют себя в ней, насколько успешно создадут условия для развития ребенка, настолько успешно и он проявит себя.
Изначально успех семейного воспитания был заложен в семейных традициях, передаваемых из поколения в поколение. Родители обучали и воспитывали своих детей, опираясь на опыт своих предков, выверенный не годами, а веками. И насколько была тесна связь между поколениями, настолько имеющийся опыт наиболее полно реализовывался в семье. Если связь прерывалась, то терялся и опыт, и семье приходилось начинать осваивать наиболее успешные методы и приемы заново, на практике проверяя и перепроверяя их эффективность. При таких условиях качество воспитания и обучения терялось, понижалось. У молодых родителей оставались неясные представления того, каким должен стать их ребенок, чему нужно его научить. Не было того четкого и ясного видения перспективы, которое часто бывает у старших представителей семьи, умудренных опытом, построенным на семейных традициях.
«Семейное воспитание - это осознанные усилия взрослых по взращиванию ребенка, которые направлены на то, чтобы младшие соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребенок, подросток, юноша или девушка» [1]
Воздействуя практически на все стороны вновь формирующейся личности: эмоциональную, интеллектуальную, духовную, семья закладывает основы для успешного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Выступая вначале как микросоциум, где ребенком познаются основы взаимоотношений через множество различных ситуаций. Впоследствии вырастая до моделей социальных взаимоотношений, которые ребенок впоследствии реализует в общении, постановке жизненных целей и их достижении.
«В каждой семье складывается определенная, далеко не всегда осознанная ее членами, система воспитания или стиль семейных взаимоотношений. С учетом целей, задач, методов и приемов воспитания, того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка»[2]
«Воспитываясь в семье, ребёнок приобретает духовно-нравственные ценности, знания, умения, убеждения, общественно одобряемые формы поведения. Все это необходимо детям для полноценной жизни в обществе и взаимодействия с другими людьми. В семье ребенок в наибольшей степени проявляет свою индивидуальность, проявляется внутренний мир ребенка, этому способствуют природные родственные связи с родителями. Под покровом родительской любви и защиты раскрывается, развивается эмоциональная, духовная и интеллектуальная сфера жизни детей».[3]
Родители могут придать воспитательное значение любому моменту жизни семьи. Происшествие, семейный праздник, семейные будни… Любой момент превращается в школу жизни, включая и окружающую обстановку дома и реакции родителей на то или иное событие. Родители – это та безусловная модель, на которую опирается маленький человек, не имея своего жизненного опыта.
«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение… В воспитательной работе нет пустяков… Мелочи действуют регулярно, ежедневно, ежечасно…»[4] - писал А.С.Макаренко.
Ребенок как бы заимствует у родителей то, чего пока не имеет, потому что у него должна быть основа. Таким образом, авторитет родителей становиться тем основание, от которого малыш отталкивается. А.С. Макаренко писал, что для ребенка первых лет жизни «...самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом». И если авторитет окажется ложным, то весь накопленный опыт окажется потерянным, вся система, на которой было построено познание мира, взаимоотношений, эмоциональных реакций рухнет.
В современном мире высокий темп жизни, высокие требования, которые предъявляются и изменчивыми жизненными обстоятельствами, и складывающимися традициями, и отдельное проживание взрослых детей от своих родителей, все это способствует отрыву от традиций воспитания и обучения, существовавших в семьях. Семья уже по большей части не учит, не воспитывает. Она дает «начальный капитал» в виде образования. Все действия современных родителей нацелены на то, чтобы обеспечить своего ребенка «хорошим образованием». При этом в понятие «хорошее образование» вкладываются или высокие оценки в школьном аттестате, или диплом престижного вуза, или профессия, которая может гарантировать высокий доход. Но чаще всего это стороны одной медали. Современная семья не может обеспечить ребенка полноценным социальным опытом, не может воспитывать с помощью семейных традиций. Так как связь между поколениями, которая когда-то служила гарантом сохранения и передачи традиций и опыта предков, сейчас практически отсутствует. Чаще всего воспитание и обучение в семье приобретает односторонний характер и направлено на интеллект с помощью различных методик раннего развития, развития физических данных. За рамки семьи выходит обеспечение ребенка социальной компетентностью, духовное развитие. Образуется определенный семейный воспитательный вакуум, который требует заполнения. И, чувствуя необходимость в его заполнении, молодые родители ищут новые, передовые технологии, методы и приемы воспитания успешного человека. Проверяют и перепроверяют, убеждаясь в наибольшей эффективности тех методов, которые пришли к ним из вековых традиций воспитания. По сути, заново формируя представления о том, каким должен стать их ребенок, чему нужно его научить. Таким образом, начиная и, в то же время, продолжая традиции семейного воспитания, создавая с их помощью условия для успешного обучения и воспитания ребенка в семье.
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» А.С. Макаренко.
Список используемой литературы:
1. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение: Учебное пособие / П.Ф. Лесгафт - М.: Просвещение 1992.
2. Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2001. N 1. С.102 - 120.
3. Дубровина, И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов вузов / И.В. Дубровина – М., 2004.C. 191.
4. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1990.
5. Психология и педагогика семьи: Учебное пособие / Авторы: Г.Ф. Биктагирова, Э.И. Муртазина. – Казань: Издательство «Бриг», 2015. – 232 с.
Рекомендуем посмотреть:
Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста
Причины плохого поведения детей
Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста
Труд как основа духовно-нравственного человека на материале русской и зарубежной литературы
Похожие статьи:
Почему ребёнок вредничает?
Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка
Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка
Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»
Половое воспитание детей в семье