Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Труд как основа духовно-нравственного человека на материале русской и зарубежной литературы

Ничто так, как труд, не облагораживает человека.
Без труда человек не может соблюсти свое человеческое достоинство.
(Л.Н. Толстой)
Вдумайтесь в слова известного выражения: «Труд сделал из обезьяны человека». Не только умение совершать работу отличает человека от обезьяны. Совершая каждодневную работу, человек постоянно сталкивается с некими трудностями, которые будоражат его сознание, заставляют задуматься. В труде мы приближаемся к богу, так как физический труд порождает и духовную работу человека, работу сознания. Вспомним притчу про каменщиков, которые строили храм. Один сказал, что его работа - это мешать раствор и класть кирпичи, а другой – это строить необыкновенный по красоте храм, который будет радовать людей не одну сотню лет. Любая работа не будет рутиной, если за ней стоит достойная цель.
В нашумевшем отечественном фильме «Остров» Павла Лунгина изображен старец Анатолий, который ежедневным трудом своим пытается искупить вину свою. Но! Конечно же, не перевозка угля или камня является основой отпущения греха, а духовная работа совершаемая вкупе. И ноша не так тяжела старику, как ноша искупления греха.
«Человек рожден для труда», — говорят бесчисленные народные пословицы. «Без труда нет добра», «Рукам работа, душе праздник», «Добрые люди день начинают работой». «С молитвой в устах, с работой в руках», - часто повторяет русский человек. «В «Поучении» Владимира Мономаха, значительно отразившем мировоззрение эпохи, труд – высшее мерило богоугодности человека.
В "Краткой философской энциклопедии" труд определяется как "процесс, где сталкиваются энергия человека и сопротивление вещи". Труд рассматривается как "стремление стать над вещью", как "способ познания вещи и самого себя" (Краткая философская энциклопедия, 1994, стр. 463).
«Труд», в понятии Святой Руси, - главное богоугодное дело, одна из форм подвижничества и нравственного деяния, ведущая к спасению человеческой души.
В.А. Сухомлинским отмечал, что «отношение к труду является важнейшим элементом духовной жизни человека. Было бы недостаточным и наивным сказать, что трудолюбие воспитывается в процессе труда. Трудолюбие как важнейшая черта морального облика воспитывается и в процессе духовной жизни. Не может быть трудолюбивым человек, мало думающий, мало переживающий».
Труд человеческий в русской и зарубежной литературе представляет собой работу, в первую очередь, духовную, которая придает достоинство человеку.
Примечательным в этом смысле является произведение А.Камю «Миф о Сизифе», которое писатель создает на основе мифологического сюжета и вкладывает в него свой особый смысл.
Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадежный труд.

Мы можем представить напряженное тело, силящееся поднять огромный камень, покатить его, взобраться с ним по склону; видим сведенное судорогой лицо, прижатую к камню щеку, плечо, удерживающее покрытую глиной тяжесть, оступающуюся ногу. В результате долгих и размеренных усилий, в пространстве без неба, во времени без начала и до конца, цель достигнута. Сизиф смотрит, как в считанные мгновения камень скатывается к подножию горы, откуда его опять придется поднимать к вершине. Он спускается вниз. Сизиф интересует Камю во время этой паузы. Его изможденное лицо едва отличимо от камня! «Я вижу этого человека, спускающегося тяжелым, но ровным шагом к страданиям, которым нет конца. В это время вместе с дыханием к нему возвращается сознание и осознание. И в каждое мгновение, спускаясь с вершины в логово богов, он выше своей судьбы. Он тверже своего камня».
В зарубежной литературе труд рассматривается как фактор воспитания и испытания человека. Например, роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».
"Тяжелым трудом будешь добывать хлеб свой, пока не вернешься в землю, из которой взят", - сказал Бог Адаму, изгоняя его из рая. Трудолюбие же является одной из заповедей блаженства христианского вероучения. Все это Робинзону приходится осознавать и с благодарностью принимать на необитаемом острове.

Постепенно Робинзон овладевает искусством лепить и обжигать посуду, ловить и приручать коз, от примитивных видов работ он возвышается до самых сложных, основанных на опыте и знании законов природы. Но вместе с тем герой начинает переосмысливать и жизненные ценности, воспитывать свою душу, смирять житейские волнения и страсти. Поразительно, но, не смотря на прямые указания автора на то, что "оказавшись в самых первобытных условиях жизни", Робинзон Крузо ежедневно "приходил в отчаяние", у читателя не создается впечатления безысходности и безнадежности сложившейся ситуации. Для создания положительного эффекта Д. Дефо изобретает целую систему художественно-изобразительных средств, возвышающих сам процесс труда с уровня физического на уровень духовный. И, если исходное духовное состояние героя - безнадежность, то труд, преодоление, чтение Библии и размышления превращают его в оптимиста, всегда способного найти повод "возблагодарить Провидение".
В бесконечных трудах духовных и физических Робинзон избавляется от главных пороков цивилизованного общества: жадности, ленности, чревоугодия, лицемерия. Тем самым Даниэль Дефо, готовившийся некогда к духовной карьере и человек, безусловно, искренне верующий, в своем произведении доказывает, что вся история цивилизаций есть нечто иное, как образование человека человеческим трудом.
В труде находят утешение и герои русской литературы.
Главная героиня знаменитого рассказа А.Солженицына «Матренин двор» Матрена Васильевна — одинокая, потерявшая на фронте мужа, похоронившая шестерых детей женщина. И лишь любовь и привычка к постоянному труду спасали эту женщину от каждодневной тоски и отчаяния. Рассказчик замечает: “Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картофель. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланялась, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”.

Из рассказа вытекает мысль, что одиночество понятие относительное. Есть способы не чувствовать себя ненужным, они в жизни Матрёны, это труд.
Сапожник Авдеич в рассказе Л.Н.Толстого «Где любовь там и бог», так же как и Матрена, попав в безвыходную ситуацию – ситуацию непримирения и отчаяния – тоскует по жене и детям, которых рано «бог отнял». «Скука такая нашла на Мартына, что не раз просил у бога смерти». Лишь работа да наблюдения в окно ненадолго успокаивали сапожника.
«Но вот зашел раз к Авдеичу от Троицы земляк-старичок и говорит сапожнику: «Нельзя нам божьи дела судить. Отчаиваешься ты лишь оттого, что ты для СВОЕЙ радости жить хочешь…. Для бога жить надо. Когда для него жить станешь, ни о чем тужить не станешь, и все тебе легко покажется». И здесь, как и в мифе о Сизифе, говорится о камне – как прочной духовной основе человека. И стал Авдеич другой жизнью жить. Теперь, когда он чинил сапоги, вспоминал и анализировал строки из Нового Завета. И все легче становилось ему на сердце.
«Видит Мартын Авдеич в окно, что дворник Степаныч прислонил лопату к стене. «Устал», - подумал сапожник и позвал к себе в каморку погреться, и чайку предложил.
Так стал он мирным людям помогать. От холода и голода приютил солдатку с грудным ребенком, спас уличного мальчугана от трепки. Радостно становилось Авдеичу, перекрестился он и стал читать Евангелие, там, где открылось: «И взалкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня, был странником, и вы приняли мен… Так как вы сделали это одному из сих братьев моих, то сделали мне!» (от Матфея, 25 гл.)
Проявление добра, сострадания, милосердия у Авдеича – есть результат духовной работы человека.

Рекомендуем посмотреть:

Роль родителей в воспитании детей дошкольного возраста Причины плохого поведения детей Воспитание гиперактивных детей дошкольного возраста Положительный опыт родительского воспитания: «Папа-волшебник» (откровение одного учителя)

Похожие статьи:

Почему ребёнок вредничает?

Ответственность родителя и педагога в жизни ребёнка

Ребенок и улица. Роль семьи в формировании личности ребенка

Консультация для родителей «Общение детей со сверстниками»

Половое воспитание детей в семье

Положительный опыт родительского воспитания: «Папа-волшебник» (откровение одного учителя) | Тема болезни в произведении Солженицына "Раковый корпус" в контексте русской прозы ХХ века
Опубликовано: 3880 дней назад (8 апреля 2014)
Просмотров: 11629
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!