Формирование способностей к изобразительной деятельности у дошкольников.
Процесс создания и развития художественных способностей у детей интересует не только людей, приближенных к экспериментально-исследовательской деятельности в данной области, но и педагогов дошкольных организаций.
Немецкий педагог ХIХ в. Ф. Фребель придал большое значение развитию способностей к рисованию у ребенка. Ф. Фребель представлял рисование -как одну из задач развивающее - воспитывающего обучения человека. Немецкий ученый указывает причинно-следственные связи, например, правильное держание карандаша - «соразмеренное и свободное держание всей правой руки». Действительно, если в свободной деятельности ребенок держит корпус тела свободно, без напряжения, то это предлагает не отвлекаться от деятельности, ребенок развивается как в данном направлении, так и в опосредованном. Тем самым происходит развитие гармонии, внимания, памяти, кругозора, фантазии, происходит обогащение приобретенных навыков, в условиях перспектив внедрения новых жизненных желаемых образов. Фребель, считал, что « рисование обладает такой общей, всесторонней и решительной важностью в образовании человека, пренебрегавшее до сих пор к его ущербу в раннем детском воспитании». Тем самым можно сказать, что приобретение и усвоение умений и навыков рисования дает толчок для воображения и новизны в творческой деятельности.
С каждым годом все более проявляется интерес у государства, в чем и состоит государственный заказ, который педагогам дошкольных организаций приходиться осуществлять на основании и с помощью ФГОС.
Особое место среди работ детского рисунка находит отражение способностей к рисованию: возникновение, предпосылки, индивидуальная специфика воспроизведения, проявление характера, воплощение задуманного, понимание и расшифровка воспроизводимого, глубокий смысл.
В дошкольном возрасте, как правило, у детей проявляются задатки и интерес к деятельности, а именно сначала мы наблюдаем проявления в детском рисунке. Еще К. Д. Ушинский, Н. К. Крупская в своих работах отмечали, что большой путь в своем развитии проходит человеческий индивид за первые шесть лет своей жизни. Действительно, если открыть биографии В. И. Сурикова, В. А. Серова, И. К. Айвазовского, то можно уверенно говорить о ранних задатках к изобразительной деятельности.
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает способности как « сложное образование, включающее ряд качеств, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности». В свою очередь такие ученые как Б.М. Теплов и В. С. Кузин говорили, что способности раскрывали не только знания, умения, но и появления именно в них тех психических образований, которые позволяют реализовывать способности, особенно такое проявление можно наблюдать у детей дошкольного возраста.
Что же такое способности? Отечественная наука трактует способности, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. Изобразительная деятельность – творческая направленность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что индивидуальная направленность к развитию и формированию творческих способностей раскрывает более общие способности, которые успешно развиваются на базе творческого потенциала. Во- первых, мы наблюдаем успешный опыт прошлых лет у педагогов. Во-вторых, наблюдается успешное формирование личных качеств у дошкольников: активность, самостоятельность, успешность, воля, трудолюбие. Таким образом, «формирование способностей к изобразительной деятельности должно быть тесно взаимосвязано с осуществлением всестороннего воспитания ребенка-дошкольника и подготовки его к школе, которая не сводится к обучению письму, но, как показывает исследование В. И. Слободчикова и его сотрудников, рисование благодаря его важному значению готовит детей к овладению деятельностью учения».
Литература:
1. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. – М. 2013.
2. Кузин В. С. Психология. – М., 1974.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – М., 1940.
4. Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. Изв. АПН РСФСР. – Вып. II. М. 1947.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое пособие для дошкольников
Особенности развития детей дошкольного возраста
Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста
Общение детей дошкольного возраста со сверстниками
Похожие статьи:
Психологические особенности развития ребёнка от 5 до 7 лет
Развитие мелкой моторики у детей
Как научить ребёнка считать
Современные подходы к дошкольному образованию
Формирование представлений о времени и пространстве у старших дошкольников