Разговор по душам в семейном клубе "Солнышко".
Автор: Старцева Зинаида Аркадьевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №40" п. Майский, Пермский край.
Описание: данный материал можно использовать в работе с родителями и педагогами, с детьми дошкольного и школьного возраста (отредактировав задачи и материал). Материал будет интересен педагогам ищущим новые формы взаимодействия с родителями. Встречи в семейном клубе по технологии "Уроков семейной любви" позволяют решить многие задачи родительского образования. Данный урок я разработала по технологии Елены Владимировны Бачевой "Уроки семейной любви" для родителей организованного на базе моей группы семейного клуба "Солнышко". На встречу пришли мамы и бабушки, мужских рук не оказалось, поэтому и забивали гвозди в ходе эксперимента, и тянули гвозди из доски женские руки.
Аудитория: родители дошкольников, детей средней группы.
Подготовительная работа: вручение писем любящим родителям в течение двух месяцев,
работа в семейном клубе «Солнышко» в течение учебного года во второй младшей группе детского сада,
оформление с детьми группы приглашений родителям на встречу в семейном клубе «Солнышко»,
оформление альбома «Моя семья»
Анкетирование родителей.
Предварительная работа: фрагмент речевого занятия с детьми (игры со словом).
Тема: «Как слово наше отзовётся...»
Цель: осознание важной роли слова в жизни взрослого человека, в жизни детей.
Задачи:
1. Предоставить возможность каждому участнику встречи поработать в микрогруппах и наедине с самим собой по осознанию важной роли слова в жизни человека, ребёнка.
2. Способствовать формированию положительного отношения к окружающему миру у присутствующих участников встречи и бережного отношения к людям, особенно близким.
3. Создать условия для понимания ответственности каждого участника встречи за произнесённые слова, за негатив сказанный ребёнку.
Материалы и оборудование: солнышко (изображение),
альбом «Моя семья»,
цветущее растение,
деревянная шкатулка,
упаковка для маленького подарка,
металлический детский таз, спички,
деревянный брусок, молоток, гвозди,
на каждого родителя листы бумаги формата А6 белого цвета для работы в микрогруппах,
листы бумаги розового, чёрного и жёлтого цветов формата А6 для размышлений наедине с самим собой,
цветные лист бумаги формата А6 для отзыва о работе на уроке,
памятка для каждого родителя «Не губите матом хромосому».
1.Приветствие «Здравствуйте». (все участники встают в круг, я открывают свою правую ладонь;каждый участник кладёт свою правую ладонь на мою.Затем я закрываю все протянутые ладони своей левой ладонью и слегка покачивая эту "пирамиду" ладошек, мы вместе, улыбаясь, глядя друг на друга говорим: "Здрав-ствуй-те!"
Благодарность пришедшим.
2.Чтение стихотворения Владимира Солоухина:
– Здравствуйте! –
Поклонившись, мы друг другу сказали,
Хотя были совсем незнакомы.
– Здравствуйте! –
Что особого тем мы друг другу сказали?
Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
3.Блиц-опрос Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (участники отвечают на вопрос, высказывая своё мнение)
Обобщаю ответы участников встречи: от того, что мы друг другу улыбнулись и пожелали здоровья.
4. Вопрос к аудитории: Что такое слово? Какую функцию несёт слово? (участники отвечают на вопрос, высказывая своё мнение)
Зачитываю информацию: "Словами обозначаются конкретные предметы и отвлечённые понятия, выражаются человеческие эмоции и воля, называются «общие, абстрактные категории бытийных отношений» и т. д. Тем самым слово выступает в качестве основной значимой единицы языка. Из слов, выступающих отдельно или в качестве компонентов фразеологических оборотов, формируются при помощи грамматических правил и законов предложения, а затем и текст как структурно-коммуникативное целое.
Подобно всякому другому языку, русский язык как средство общения является языком слов". (из Википедии)
Великий могучий русский язык. Как много слов в русском языке.
5.Размышление наедине с самим собой. Предлагаю каждому участнику встречи взять листочек розового цвета и написать слова. Какие? Слова, которые вы говорите детям, чтобы выразить свою любовь.
(Собираю листочки).
Предлагаю каждому участнику встречи взять листочек чёрного цвета и вновь написать слова. Какие? Слова, которые вы говорите ребёнку, когда очень рассержены: на ребёнка, на себя, на мужа, на начальника, но слова произносите в адрес ребёнка. Пишите откровенно, никто кроме вас не прочтёт эти слова. Чёрные листочки я собирать не буду. Пусть они пока полежат у вас на столах.
(Пока родители пишут негативные слова, я записываю на доске слова любви, написанные на розовых листочках)
6.История из жизни.
«Хочу поделиться с вами реальной историей, которая случилась лет двадцать назад. В нашем посёлке в декабре месяце традиционно на площади перед Домом Культуры выстроили горку. Идёт мимо молодая мама с двумя детьми. Мальчик лет пяти, девочка лет трёх. Мальчик просит: «Мам, я прокачусь с горки», Мама отвечает: «Нет. Я тороплюсь!» Мальчик продолжает просящим голосом: «Ну, маам, я быстро», в ответ: «Нет!». И так несколько раз, мальчик не отстаёт, мама закипает, и в гневе кричит: «Да иди, сломи себе голову!». Мальчик последние слова мамы не услышал, понял лишь, что ему разрешили и бегом на горку. Как вы думаете, что случилось дальше? Мальчик поехал с горки, и с силой влетел в ограждение животом. Крик, мама птицей к нему. К счастью, всё обошлось благополучно».
Слово имеет колоссальную силу. Особенно слово матери.
7.Чтение стихотворения
Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.
Поосторожней со словами:
Ведь, словом можно и убить...
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет,
В словах всегда живем мы сами,
А ЖИЗНЬ- ОДНА,
ДУБЛЕРА - НЕТ!!! (к сожалению, автор неизвестен)
8.Высказывания мудрых. Соломон, автор мудрых древних книг, писал:
“Язык обладает властью жизни и смерти”.
“Беспокойное сердце пригибает человека к земле, но доброе слово распрямляет его“, – и эти слова принадлежат мудрецу Соломону.
Психолог Уильям Джеймс сказал, что самой большой потребностью человека, скорее всего, является потребность в одобрении. Но и без философских размышлений для каждого из нас фактом является то, что, получив слова одобрения, нам гораздо больше хочется ответить на подобные действия взаимностью.
Женщина несет в себе огромные силы доброго вдохновения, потому что излучает любовь и уважение, а не зло.
Женщина, проявляя благородство, будет одаривать своего мужа и своих детей силой своих добрых слов и положительных мыслей. И она пожнет со временем урожай доброго отношения к себе.
Что отдашь в этот мир, то и получишь.
Если вы не мастер общения, и слова одобрения не являются вашими основными словами, а вы чувствуете, что, вам жизненно необходимо научиться произносить слова одобрения, мудрые люди предлагают завести записную книжку и озаглавить ее: «Слова одобрения». Когда вы будете читать статью или книгу о любви, выписывайте все слова одобрения, которые там встретите. Если вы случайно услышите, как говорят о ком-то что-либо положительное, — запишите. Со временем у вас накопится целый список слов для того, чтобы вы смогли словесно выразить любовь к своим близким: ребёнку, мужу, жене, маме, отцу .
Доброжелательное отношение к мужу – это та золотая жила, которой мудрая жена обязательно воспользуется. Она всегда будет желать ему блага, и говорить ему приятные слова. Наверняка, почти каждый человек хоть раз в жизни шуткой грозился убить кого-то. “Если он еще раз хлопнет дверью, я убью его!”, или “Если их собака еще раз облает нашего кота, я убью ее!” В порыве эмоций эти слова легко слетают с нашего языка. Мы произносим их, даже не задумываясь об их истинном смысле. Это всего лишь еще один способ выразить гнев, обиду и негодование. Но почему бы не взять себя в руки и вместо: “Я сейчас убью тебя, ты опоздал на целый час” не сказать: “Пойми, мне обидно и неприятно, что ты позволяешь себе опаздывать на встречи со мной”? Как вы думаете, что возымеет больший эффект?
(свободный обмен мнениями)
Марк Твен однажды сказал: «На хорошем комплименте я могу прожить два месяца». Если принимать высказывание Твена буквально, то шести хороших комплиментов в год хватило бы для того, чтобы взрослому мужчине быть здоровым и счастливым.
9.Вопрос к аудитории: Сколько комплиментов нужно женщине? ребёнку?
(свободный обмен мнениями)
Есть слова-убийцы. Слово «неудачник» ломает мужчин также легко, как буря с корнем легко вырывает многолетнее дерево. Энергия наших недобрых мыслей и слов находит обвиняемого и огненной стрелой вонзается в его сердце. Муж, о котором неуважительно думает жена, теряет уважение сослуживцев на работе. Она обесточивает его, забирает его жизненные силы, действительно делает неудачником.
10. Вопрос для работы в микрогруппах: Что происходит с ребёнком в подобной ситуации, когда он слышит негатив в свой адрес?
(участники встречи работают в микрогруппах, затем обмениваются мнениями)
11. Преобразование негативных слов: предлагаю вам взять жёлтый лист бумаги и преобразовать все негативные высказывания, превратив каждое недоброе слово в ласковое
(родители пишут на листочке жёлтого цвета позитивные высказывания взамен негативных).
12.Сжигание негативных слов: Очень хочется, чтобы как можно реже встречались в нашей жизни и в жизни детей негативные высказывания, поэтому предлагаю все негативные высказывания уничтожить. Как это можно сделать? (разорвать, смять лист, сжечь)
Предлагаю смять разорвать и сжечь негатив.
13.Вопрос для работы в микрогруппах: как сила слова может влиять на судьбы людей?
(участники встречи работают в микрогруппах, затем идёт обмен мнениями)
14.Работа на доске: со словами, которые участники написали в начале нашей встречи. Разбираем, что несёт каждое слово.
15.Шкатулка добрых слов (внутри шкатулки лежит красивый мешочек, который «наполняется» от каждого доброго слова)
Предлагаю участникам встречи положить в расписную шкатулку слова-комплименты, слова одобрения, слова любви. Пусть подрастает наш мешочек добрых слов, и уменьшаются запасы негатива.
16.Письмо одной женщины Зачитываю: «Поверите ли вы мне, но все мы сейчас живем так, как думали и говорили о своем будущем много лет назад… Например, в возрасте 13-15 лет, глядя на окружающих, я думала о своем будущем так: «Буду когда-то и я старухой, лет 30-ти… И буду я, как и те, кого я вижу, больная, слепая, глухая, хромая, седая и т.д. Представьте себе, что к 30-ти годам так и произошло: у меня был остеохондроз, дисбактериоз, хромота, седина, близорукость, астма и другие заболевания.
Но в 30 лет я поняла, что жизнь только начинается, а жить невозможно… Хорошо, что я вспомнила свои «мечты» и покаялась, то есть, изменила мысли о своем будущем. Я стала думать и говорить так: «С каждым днем я становлюсь все здоровее, умнее, мудрее, сильнее, богаче, красивее и моложе». «Мне сопутствует успех во всем».
И знаете, не сразу, но все изменилось! Я поняла: в слове — сила! Смерть и жизнь во власти языка: словом можно убить, словом можно спасти, «я спасена, слава Богу, я здорова».
Я хожу без палочки и очков, даже цвет волос восстановился.
Можно изменить все в своей жизни. Моя жизнь в моих руках и в Божьих. Но даже Бог не сможет мне помочь, если я проклинаю свою жизнь. Я «творю свою жизнь словами, которые произношу».
Это письмо еще раз подчеркивает тот факт, что наши мысли материальны. Они способны разрушать и возрождать.
Ни для кого не секрет, что многим не хватало внимания, заботы еще в далеком детстве. По мнению психологов: желание получить внимание и заботу перерастает у ребёнка в формирование убеждения: «Если я заболею, попаду в аварию, получу травму, обо мне будут заботиться, проявят ко мне больше внимания и заботы». А потом, в подсознании путем соответствующего мыслеобраза формируются эти самые будущие болезни и травмы.
17.Вопрос без ответа для размышлений «Не здесь ли кроется истинная причина многих болезней детей?»
18. Эксперимент. Предложить присутствующим мужчинам вбить несколько гвоздей в деревянный брусок, затем, вытащить гвозди и дать возможность каждому из присутствующих посмотреть на результат, потрогать следы гвоздей.
Употребляя негативные слова, собеседнику в душу, мы вбиваем гвоздь, помните, что, даже вытащив его своими извинениями, вы все равно оставите там дыру, которая будет долго зарастать и мучить своего владельца,
не делайте больно окружающим, особенно тем, кто любит вас всем сердцем.
19.Стихотворение
Не бросайся, словом сгоряча,
Есть слова сильнее урагана.
Заживают раны от меча,
Но от слов не заживают раны.
20. Рефлексия участникам встречи предлагается закончить предложение«После сегодняшней встречи я …»
21. Благодарность всем присутствующим.Приложение 1.
Анкета для родителей. «Какой вы родитель?»
Цель: выявление характера взаимоотношений между детьми и родителями в семье.
Ход выполнения: это задание родители выполняют дома, попросив членов своей семьи отметить те фразы, которые мать (отец) частенько употребляют в общении с детьми.
1. Сколько раз тебе повторять! – 2 балла
2. Посоветуй мне, пожалуйста! – 1 балл
3. Не знаю, что бы я без тебя делала! – 1 балл
4. И в кого ты только уродился (лась) – 2 балла
5. Какие у тебя замечательные друзья! – 1 балл
6. Ну, на кого ты похож (а)! – 2 балла
7. Я в твои годы! – 2 балла
8. Ты моя опора и помощник (ца)! – 1 балл
9. Ну что за друзья у тебя! – 2 балла
10. О чем ты только думаешь! – 2 балла
11. Какая ты у меня умница! – 1 балл
12. А как ты считаешь сынок (доченька)? – 1 балл
13. У всех дети как дети, а ты? – 2 балла
14. Какой ты у меня сообразительный (ая)! – 1 балл
Обработка результатов.
Необходимо подсчитать общее количество баллов и найти ответ. Конечно, полученные результаты – это лишь намек на действительное положение дел, ведь оценить себя как родителя лучше других сможете Вы сами.
7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности. Ваш ребёнок слышит добрые слова в свой адрес.
9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Обратите пристальное внимание на те слова, которые звучат из ваших уст в адрес малыша.Приложение 2.
Памятка участникам встречи.
Не убивайте матом хромосому
Нецензурная, площадная брань и полублатной жаргон стали обычным явлением в нашей повседневной жизни, но не все знают о последствиях подобного словоблудия.
В институте квантовой генетики кандидат биологических наук Горяев П.П.и кандидат технических наук Тертышный Г.Т. несколько лет тому назад проводили исследования, позволяющие частично ответить на вопрос: что же происходит с родом человеческим? С помощью разработанной учеными аппаратуры человеческие слова могут быть представлены в виде электромагнитных колебаний, которые прямо влияют на свойства и структуру молекул ДНК. Именно эти молекулы отвечают за наследственность человека. Поэтому содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном.
Например, человек постоянно использует в своей речи бранные слова. При этом его хромосомы начинают активно менять свою структуру. В том случае, если речь человека насыщена отрицательными по смыслу словообразованиями, в молекулах ДНК начинает вырабатываться, так сказать, ''отрицательная программа''. Постепенно эти искажения становятся столь значительными, что видоизменяют структуру ДНК, и это передается потомкам. Накопление таких негативных качеств может быт названо ''программой самоликвидации''. Ученые зафиксировали:
бранное слово вызывает мутагенный эффект, аналогичный радиационному облучению.
Подобная способность воздействовать словами на программу наследственности человека наиболее часто упоминается в религиозной литературе; она известна человеку с древнейших времен. Из святоотеческой литературы мы знаем, что благодаря молитвам святых и глубоко верующих людей исцелялись безнадежно больные люди. Благословение при этом распространялось не только на самого человека, но и на его потомков.
Слово – обоюдоострый инструмент. Ошеломляющим является вывод ученых: ДНК воспринимает речь и ее смысл. Волновые ''уши'' ДНК непосредственно усваивают звуковые колебания. При этом для ДНК не имеет значения, является ли собеседник живым человеком или телевизионным героем…
П.П. Горяев считает, что с помощью слова, речи, а значит – мысли, ибо речь есть результат мышления, человек, как скульптор, ваяет свой генетический аппарат.
(по материалам Е. В. Бачевой)
Рекомендуем посмотреть:
Родительская гостиная в детском саду
Семейный клуб как форма работы с родителями в детском саду
Семейный клуб «Семь и Я» в детском саду
Семейный клуб как форма сотрудничества педагогов и родителей