Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД в средней группе. Каменный уголь

Автор: Зюркалова Наталья Геннадьевна, МАДОУ д\с №166 г. Тюмень.
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе
Тема: Каменный уголь.
Цели:
1. Познакомить детей со свойствами каменного угля.
2. Закреплять умения обследовать предметы с помощью разных органов чувств, называть их свойства и особенности.
3. Развивать их сенсорные ощущения.
4. Воспитывать интерес к опытнической работе, к явлениям неживой природы.
5. Дать представления о том, как добывают каменный уголь, как он используется человеком.
6. Познакомить с крупнейшими месторождениями каменного угля.
Предварительная работа:
Беседа о профессии шахтера, о его труде, рассматривание иллюстраций по теме, беседа на тему «Полезные ископаемые», чтение художественной литературы о неживой природе.
Оборудование:

Посылка с каменным углем, загадка про каменный уголь, подносы с каменным углем на каждого ребенка, баночки с водой, палочки, физическая карта, красные флажки, схема добычи каменного угля, салфетки, лупа, сигнальные карточки - схемы, картинки по теме, шапочки на каждого ребенка.
Ход занятия.
Введение.
-ребята, скажите, что нас окружает? (предметы)
-а еще что? (природа)
-какая бывает природа? (живая и неживая)
-назовите признаки живой природы. (дышит, размножается, растет, двигается, умирает, питается)
-предлагаю вам поиграть в игру: «Живое – неживое»
-я буду называть предметы, а вы поднимать карточку нужного цвета, зеленую, если предмет живой природы, красную, если предмет неживой природы. (солнце, камень, дерево, небо, цветы, вода)
-молодцы, справились.
-дети, вы все знаете мультфильм «Простоквашино» , так вот Шарику почтальон Печкин принес посылку от дяди Федора, и он просит помочь нас ему разобраться.
-ну как поможем?
-давайте посмотрим, что в этой посылке? Ребята, да тут письмо, надо его прочитать.
Письмо: «здравствуй Шарик, я знаю, что у вас кончились дрова и тебе нечем топить печь, и тебе жалко рубить деревья, вот я решил послать тебе эту посылку – сюрприз, надеюсь, ты все поймешь, что к чему. Твой друг дядя Федор.»
-ну что ребята, поможем Шарику разобраться, что к чему?
-да тут еще и загадка: с виду неприглядный камень
Он в земле лежит пластами
Чтоб наверх его достать
Надо в шахте побывать
Под землею огоньки
Это в шахте горняки
Молотками отбивают
Этот очень нужный камень.
-что это?
-правильно, это каменный уголь. (показ каменного угля)
-скажите, а каменный уголь, к какой природе относится? (к неживой)
-мы с вами много говорили про каменный уголь, и сегодня мы продолжим работу, и изучим свойства каменного угля, узнаем, как его добывают, как и где использует его человек.
-ребята, а как называются люди, которые все изучают?
-да, ученые.
-вот я вам сегодня предлагаю немного побыть учеными, давайте наденем шапочки, как знак мудрости.
-я вас приглашаю в нашу лабораторию, для работы. (дети проходят за столы)
-перед вами уважаемые коллеги, все необходимое для работы, посмотрите.
-вот каменный уголь, что вы можете о нем сказать?
-какого он цвета? (черный)
-я как ваш помощник, буду вам помогать, и все найденные свойства буду фиксировать на доске в виде сигнальных карточек.
-уголь твердый или мягкий?
-как вы узнали? (да, нужно на него надавить пальцем)
-гладкий или шершавый?
-блестящий или матовый?
-возьмите его в руки, потрогайте, а теперь посмотрите на руки, что вы заметили?
-да, он пачкается. Вытрите руки салфеткой.
-коллеги, как вы думаете, а он прочный? Давайте проверим.
Опыт: воспитатель молотком ударяет по каменному углю.
-что произошло? (да, он рассыпался)
-Давайте сделаем вывод: каменный уголь прочный, но не настолько, как например мрамор, и от удара он рассыпается.
-как называется это свойство? Какой он? (хрупкий)
-а теперь возьмите лупу и рассмотрите его.
- Какой он? (бугристый, как дерево)
-а сейчас ученый Иван расскажет нам, что он сам знает про каменный уголь.
Сообщение: «каменный уголь – это не просто камень, это полезное ископаемое растительного происхождения, его основу составляют остатки древних болотистых, погибших растений и деревьев, которые разлагаются, гниют и превращаются в рыхлый торф»
-ученый Илья дополнит.
Сообщение: «такой торф лежит много, много лет и потом превращается в каменный уголь»
-уважаемые коллеги, а как вы думаете, что произойдет, если мы опустим каменный уголь в воду? Давайте сделаем это.
Опыт: «опускаем уголь в воду»
-что происходит с водой? (вода помутнела, пошли пузырьки)
-почему пошли пузырьки? Что это такое? (это выходит воздух)
Вывод: правильно, в каждом предмете есть воздух, а в пористых больше. При опускании в воду, он вытесняется ею, поэтому появляются пузырьки.
-а что произошло с углем? (он утонул)
-какой можно сделать вывод? Уголь тяжелый.
-а как вы думаете, уголь растворяется?
-давайте проверим.
Опыт: возьмите палочки и помешайте. Сделайте вывод.
-уголь не растворяется.
-правильно, уголь не растворяется ни в одной из жидкостей.
-сейчас ученый Александр расскажет нам о главном свойстве угля.
Сообщение: «каменный уголь хорошо горит и дает много тепла, поэтому он идет для отопления жилых домов, помещений, используется как топливо на заводах и фабриках»
- нужен ли человеку каменный уголь? (из каменного угля получают лаки, краски, используют для получения лекарства, пластмассы, духов, используют как твердое и жидкое топливо)
-а ученый Слава расскажет как добывают каменный уголь.
Сообщение: «добыча каменного угля производится как на поверхности, так и глубоко под землей. Для добычи под землей строят шахты – это глубокие и темные колодцы. В стволах шахт устанавливают подъемные машины. От стволов шахт по направлению к залежам угля роют подземный коридор, там прокладывают рельсы, делают освещение»
-Данил, коллега продолжите.
Сообщение: «шахтеры добывают уголь с помощью специальных отбойных молотков. Добытый уголь грузят в специальные вагонетки и на них перевозят до ствола шахты. Здесь подъемные машины поднимают уголь на поверхность земли. Там грузят в вагоны и везут туда, где он нужен»
-труд шахтеров очень трудный и тяжелый. Их нелегкий труд облегчают специальные машины. (показ картинок)
-давайте посмотрим на карту, а Денис нам расскажет, где находятся залежи каменного угля.
Сообщение « у нас есть места, где есть много каменного угля, целые залежи. Недалеко от Москвы – тульское месторождение, в Новокузнецке, на реке Печоре, а еще есть на Украине, в Донецке»
-давайте флажками отметим эти места.
-а теперь уважаемые коллеги, давайте еще раз повторим все свойства каменного угля, а я запишу, и сделаем вывод, зачем дядя Федор прислал Шарику каменный уголь. И это письмо, и посылку отправим назад в Простоквашино.
-ребята, а Шарик заранее знал, что мы с вами во всем разберемся, и прислал нам в подарок кусочки каменного угля, я вам сейчас их раздам на память о нашем занятии. А вы дома поделитесь своими знаниями со своими родителями.
-всем спасибо за работу.

Рекомендуем посмотреть:

Физкультурно-познавательное интегрированная НОД в средней группе Конспект НОД по художественному творчеству в средней группе «Рыбки в аквариуме» Конспект НОД в средней группе по теме Осень Конспект НОД в средней группе по теме: «Кто рисует картинки в книжках?»

Похожие статьи:

Конспект НОД в средней группе. Игра-драматизация по русской народной сказке «Теремок»

Конспект НОД по познавательному развитию для средней группы

Конспект НОД в средней группе по образовательной области «Физическая культура»

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе

Конспект НОД для детского сада по теме: «Наши руки»

Розы из ракушек. Мастер-класс с пошаговыми фото
Опубликовано: 4009 дней назад (3 декабря 2013)
Просмотров: 6885
+11
Голосов: 11
Наталья Валентиновна Черникова # 8 декабря 2013 в 12:20 +7
Очень интересно и познавательно,в занимательной форме.Дети и исследователи, и лаборанты.Опытнеческая деятельность всегда интересна детям.Сколько нового  и неизведанного она помогает им открыть!Молодец,Наталья!
Наталья Зюркалова # 8 декабря 2013 в 12:41 +6
Спасибо Наталья, да занятие прошло на одном дыхании!
Ядвига Глебовна # 8 декабря 2013 в 12:47 +5
Очень интересное и познавательное занятие! Дети очень любят опыты и исследования! Молодец Наталья! +1!
Елена Викторовна Ельцына # 27 декабря 2013 в 22:09 +5
спасибо, очень полезное занятие
НАТАЛЬЯ ЩУКИНА # 21 января 2014 в 21:47 +3
Очень интересное, познавательное занятие! Эксперимент знакомит детей с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности.
«То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!»
(китайское изречение)
Наталья,спасибо за конспект!Голосую!
Лидия Александровна Ермолаева # 23 января 2014 в 17:43 +3
Здравствуйте!Люблю наблюдать за детьми на открытых занятиях в детском саду.Я уверена,что ваше занятие с опытом познавательное и очень интересное для деток.
Оксана Ерина # 13 марта 2014 в 16:20 +2
Замечательное занятие
Екатерина Владимировна Семенова # 13 мая 2014 в 21:13 +2
Опыты всегда интересны для детей, потому что мы познаем таким образом тайны природы.Сколько нового и неизведанного они помогают открыть!Молодец,Наталья!
Наталья Александровна Рогозникова # 8 декабря 2014 в 12:12 +1
Что может быть интереснее чем опытно экспериментальная деятельность. Дети ее просто обожают. Мне понравилось!