Автор: Мороз Ольга Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 76, г. Краснодар
Мероприятие активизирует познавательную деятельность учащихся, расширяет их кругозор. Игровые задания соревновательного характера, развивая у ребёнка лидерские качества, помогают ему объективно оценивать свои силы. Интеллектуальная игра способствует развитию коммуникативных навыков у младших школьников. Данное мероприятие адресовано учащимся 3-го класса и может использоваться на уроках окружающего мира и во время внеурочных занятий.
Интеллектуальная игра «Эти забавные животные»
Берегите эти земли,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евгений Евтушенко.
Ход мероприятия
Учитель. В одной из замечательных песен нас призывают остановиться и оглядеться вокруг «Как прекрасен этот мир, посмотри…» Да, он действительно прекрасен, Этот мир, полный загадок и чудес. Каждый день мы встречаемся с его тайнами. Вот и сегодня нас ждёт много удивительного из мира животных. Начинаем интеллектуальную игру «Эти забавные животные».
1 тур. «Поразмыслим не спеша»
1 вопрос - 3 ответа. Найди верный!
Представляю 1-ю четвёртку юннатов: Серёжа, Дима и др. Юннат Серёжа любит …, у него дома живёт… . Пожелаем им успехов!
Умываются ли насекомые?
1) Никогда.
2) Не всегда и не все.
3) Многие и довольно тщательно.
Ответ: 3. Вы когда- нибудь видели грязное насекомое? Муха, побывав на всякой грязи, так крутит голову передними лапками, что того и гляди оторвёт её. Тщательно и спокойно протирают глаза от пыльцы пчёлы и шмели, а затем расчёсывают свои шубки».
1. Когда щука на берег выходит?
1) Никогда.
2) В жаркий летний день.
3) Весной по холодку.
Ответ: 3. Весной. Как только прогреется вода в заливчиках, вдоль берегов речек и озёр вылезут на мель огромные щуки метать икру».
2. Почему тюленёнок растёт « как на дрожжах»?
1) Много спит.
2) Хорошо ест.
3) Мало двигается.
Ответ: 2. Детёныши тюленя растут не на дрожжах, а на молоке, наполовину состоящему из жира. Уже через 5 дней 8-килограммовый новорождённый тюленёнок весит 16 кг.
2-я четвёрка.
Представление.
1. Зачем зайцу большие уши?
1) Чтобы лучше слышать.
2) Чтобы не перегреться на солнце.
3) Для торможения на поворотах.
Ответ: 2. Совсем не для того, чтобы подслушивать. А для того, чтобы ими потеть. Сидит в летний зной заяц под кустом и ему совсем пить не хочется. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши. В жару они отводят 1/3 тепла.
2. Можно ли куковать с открытым клювом?
1) Можно, и довольно легко.
2) Можно, но затруднительно.
3) Невозможно.
Ответ: 3. Откройте пошире рот и попробуйте прокуковать. Ну как, получилось? Нет. Вот и у кукушки не получается. Поэтому кукует она, не разевая рта, через закрытый, вытянутый вперёд клюв. Вытяните губы трубочкой. Ну вот, и у вас получилось.
3. Можно ли хвостом напиться?
1) Можно, и довольно легко.
2) Можно, но затруднительно.
3) Невозможно.
Ответ: 1. Африканские обезьяны бабуины так и поступают, когда до воды ни руками, ни ртом не дотянешься. Обмакнёт обезьяна хвост в воду, а затем обсасывает и так несколько раз – стакана 3-4 воды наберётся. А больше им не надо.
3-я четвёрка.
Представление.
1. Кто с сачком охотится?
1) Паук.
2) Птичка.
3) Моль.
Ответ: 1. Охотится с сачком южно-африканский паук-минеус. Сплетёт он из паутины сеточку величиной с почтовую марку, спрячется вечером среди веток и поджидает летунов: комаров да мошек. Как увидит пролетающую букашку, тут же растягивает лапками свой сачок и набрасывает его на жертву. Лихо это у него получается!
2. Почему раки краснеют?
1) От стыда.
2) От пыла и жара.
3) От натуги.
Ответ: 2. Краснеют раки не от возмущения, не от стыда и даже самые трудолюбивые не от натуги. А краснеют они в кипящей кастрюле. Все пигменты в хитиновом покрове разрушаются в кипятке, за исключением красного.
3. Сколько перьев у птиц?
1) Не пересчитать.
2) Более 1000.
3) Более 10 000.
Ответ: 3. И всё же орнитологи пересчитали и выяснили, у кого из птиц сколько перьев. Больше всего перьев у лебедя – 25 000, причём 1/5 их разместилась на голове и прекрасной лебединой шее. У кряковой утки их тысяч 12.
Дополнительные вопросы.
1. Чем же птицы человеку полезны?
1) Уничтожением вредителей.
2) Пением и общением.
3) Как объекты промысла.
Ответ: 1. И общение с птицами приятно, и пение их прекрасно, и вкусны они. Но, как узнаешь, что за 5 дней скворчата из одного гнезда съели 796 майских жуков, 160 личинок, 27 жуков-щелкунов и 12 их личинок или, что сова съедает за лето до 10 тысяч мышей-полёвок, а одна полёвка уничтожает за это время 1кг зерна, то сразу и отпадает вопрос об их пользе.
2. Названия каких животных состоят из 2 букв?
Ответ: уж, ёж, як.
3. Названия каких животных состоят из 3 букв?
Ответ: лев, кит, рак, сыч, сом, лещ.
2 тур.
Викторина «Начинаем – продолжай»
( По сказкам К.И. Чуковского)
1. Ехали медведи на велосипеде
А за ними…(кот задом наперёд.)
2. Муха – муха, Цокотуха, позолоченное брюхо.
Муха по полю пошла… (муха денежку нашла.)
3. Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит
Приходи к нему лечится
И корова …(и волчица….)
4. Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим …(как поросята хрюкать.)
5. У меня зазвонил телефон.
Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
(От верблюда.)
3 тур.
«Живые синонимы»
Учитель.
- А теперь попробуйте вспомнить, как и о ком у нас говорят в народе.
Черты характера и чувства человека:
Например, смелый, как (кто?) лев.
(Каждому игроку задаётся по 2 вопроса)
1. Трудолюбивый, как…(крот, пчела, муравей.)
2. Злой, как…(собака, волк.)
3. Хитрый, как…(лиса.)
4. Упрямый, как…(баран, осёл, бык, козёл.)
5. Трусливый, как…(заяц.)
6. Тихий, как…(мышь.)
7. Запасливый, как (белка.)
8. Выносливый, как (лошадь.)
9. Холодный, как …(лягушка.)
10. Привязчивый, как… (пиявка.)
11. Зубастый, как…(щука, крокодил.)
12. Сильный, как…(буйвол, бык.)
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Рекомендуем посмотреть:
Интеллектуальная игра для школьников 1 - 5 классов
Конспект интеллектуальной игры по станциям для 3-4 класса на тему: Русская культура
Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса
Интеллектуальная игра для младших школьников «Юный эрудит»
Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «В мире флоры и фауны»