Конспект интеллектуальной игры по станциям для 3-4 класса на тему: Русская культура

Интеллектуальная игра для младших школьников «Русский дом»

Цели: воспитывать интерес к русской культуре, расширяя знания учащихся об устном народном творчестве, о русских обычаях и промыслах.

Оборудование: макет волшебного трамвая, карта путешествия, задания для каждой станции, оценочные листы.

Ход игры

Ведущий. Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие, в прошлое нашей страны. Средством нашего передвижения станет волшебный трамвай.

Команды, готовы? В путь.

I. Станция «Русские чудеса света».

На экране демонстрируются фотографии известных всем исторических мест. Необходимо дать название и указать местонахождение. (Это могут быть фотографии храма Василия Блаженного (г. Москва); Спасской башни; Эрмитажа; Третьяковской галереи; Мамаева кургана и других известных памятников культуры России.)

II. Станция «Русская загадка».

Командам предлагаются загадки. Нужно их отгадать.

В десять одёжек

Плотно одет,

Часто приходит

К нам на обед.

Но лишь за стол

Ты его позовёшь,

Сам не заметишь,

Как слёзы прольёшь. (Лук.)

 

Две сестрёнки, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой.

Как гулять - так надевать,

Чтоб не мерзли пять да пять.  (Варежки.)

 

Восемь ног как восемь рук

Вышивают шёлком круг.

Мастер в шёлке знает толк.

Покупайте, мухи, шёлк!   (Паук.)

 

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются.    (Глаза.)

III. Станция «Русские пословицы и поговорки».

Одному из игроков команды предлагается известная пословица. С помощью жестов и мимики необходимо показать эти пословицы своей команде.

Например:

1. На двух стульях не усидишь.

2. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

3. Корова на дворе - молоко на столе.

4. Не на то глаза, чтоб текла слеза.

IV. Станция «История России».

Команды получают карточки, на которых указаны знаменательные даты. На магнитной доске помещены описания известных событий в истории России. Необходимо рядом разместить карточки с датами, соответствующие описаниям.

1 августа 988 г. Крещение Руси киевским князем Владимиром.

5 апреля 1242 г. Ледовое побоище. Победа Александра Невского над немецкими рыцарями.

9 мая 1945 г. Освобождение советскими войсками Праги. Провозглашение этого дня Днём Победы.

26 августа 1812 г. Бородинская битва.

1 марта 1564 г. Выпуск Иваном Фёдоровым первой русской печатной книги.

8 сентября 1380 г. Куликовская битва. Победа над Мамаем. Начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига.

1 января 1700 г. Введение Петром I нового календаря. Начало летоисчисления от рождества Христова.

2 февраля 1943 г. Сталинградская битва.

22 июня 1941 г. Вероломное нападение фашистской Германии на СССР. Начало Великой Отечественной войны.

12 апреля 1961 г. Первый в истории человечества полёт человека - Ю. А. Гагарина - в космос.

V. Станция «Русские праздники и обычаи».

Командам предлагаются вопросы и варианты ответов. Необходимо выбрать правильный ответ.

Вопросы для I команды.

1. На Масленицу любимыми развлечениями были: катанье с гор, кулачные бои, ряженые, игры, веселье, обжорство и...

а) крашение яиц;

б) посиделки с блинами; +

в) прыганье через костры.

2. Вербная неделя является...

а) первым праздником весны;  +

б) проводами зимы;

в) встречей лета.

3. Как на Руси назывались мало и недавно населенные деревни?

а) слобода;

б) сельцо;

в) починок.   +

4. В чём на Руси женщины хранили свои украшения?

а) в ларце;    +

б) в скрыне;

в) в сундучке.

5. Сколько должно быть заплетено кос на свадьбе у новобрачной?

а) одна;

б) две;  +

в) ни одной.

Вопросы для II команды.

1. Когда на Руси празднуются Святки, или святые вечера?

а) первые дни января;

б) конец декабря;

в) с 25 декабря по 5 января.  +

2. Первый день Масленицы отмечается...

а) в понедельник;  +

б) четверг;

в) воскресенье.

3. Как на Руси назывались поселения, жители которых пользовались какими-нибудь льготами, причём за занятие каким- либо особым ремеслом?

а) посад;

б) слобода;   +

в) погост.

4. Как у великих русских князей называлась приёмная?

а) гридница;   +

б) хоромы;

в) покои.

5. Имеет власть только над лесами, живет в лесных чащах. Может явиться человеку в разных видах. Любит кричать в лесу и пугать народ. Путает следы и мешает вернуться домой. Как на Руси его называют?

а) кикимора;

б) леший;   +

в) шишига.

VI. Станция «Великие русские имена».

Командам предлагаются тексты с информацией об известных людях, но в каждом тексте содержится одна ошибка. Необходимо найти её и исправить.

Великие русские имена

Гоголь Николай Васильевич (1818-1883), знаменитый русский писатель, отразивший в своих произведениях важные исторические эпохи, певец любви и женщины, выделяющийся красотой языка. Его перу принадлежат: «Записки охотника», романы «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Дым», повести и рассказы «Первая любовь», «Муму» и много других произведений.

Ошибка: автором всех перечисленных произведений является Тургенев Иван Сергеевич.

Терешкова Валентина Владимировна, первая в мире женщина, побывавшая в космосе. Её корабль «Восток-6» стартовал 16 июля 1993 года и приземлился утром 19 июля, через 2 суток, в 22 часа 50 минут. За время полёта первая женщина-космонавт совершила более 48 полных оборотов по орбите вокруг Земли.

Ошибка: корабль стартовал в 1963 году.

VII. Станция «Русские народные художественные промыслы».

Перед участниками команд выставлены изделия народных художественных промыслов. Необходимо назвать их. (Можно предложить детям изделия из гжельского фарфора, хохломскую роспись, дымковскую игрушку, вологодское кружево, жостовский поднос и так далее.)

Ведущий. Дорогие путешественники! Наш весёлый волшебный трамвай прибыл на конечную станцию. Нам остаётся подвести итоги нашего путешествия.

Подведение итогов.

Рекомендуем посмотреть:

Интеллектуальная игра для младших школьников «Юный эрудит»

Интеллектуальная игра для младших школьников «Эти забавные животные»

Интеллектуальная игра для школьников 1 - 5 классов

Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «В мире флоры и фауны»

Сценарий литературной интеллектуальной игры для 2-3 класса

Светлана Валерьевна Фомина # 24 июля 2015 в 18:14 0
Сценарий очень интересный! Ваш материал прекрасно можно использовать к государственному празднику "День России". Спасибо!
Нина Владимировна Кошкина # 13 августа 2015 в 07:05 0
Сценарий познавательный,доступный детям, интересный. Этот материал можно использовать на уроках окружающего мира и во внеклассной работе.Огромное спасибо!
Мария Олеговна Сафронова # 7 сентября 2015 в 22:25 0
Спасибо за такую замечательную разработку мероприятия. Оно подойдет многим: и в начальных классах, и учителям истории, и педагогам дом.образования. Обязательно возьму на заметку.
Единственное... В заданиях Станции 4 лучше исправить "2 февраля 1943 г. Сталинградская битва" на "2 февраля 1943 г. Разгром немцев в Сталинградской битве". Сама битва шла не один день, поэтому это не совсем правильно.
С наилучшими пожеланиями!
Мира Симеунович # 7 марта 2016 в 17:51 0
Уважаемые, мне очень понравилась эта интеллектуальная игра, потому что в своей работе тоже пользуюсь похожими играми. Только жаль, что мне нельзя использовать материал такого объёма, так как я преподаю русский язык как второй иностранный язык. У моих учеников нет таких знаний чтобы, например, могли ответить на все Ваши вопросы по истории, или говорить о художественных промыслах. А вот «Русские чудеса света», «Великие русские имена», некоторые пословицы и поговорки – наши темы. Русские праздники и обычаи нам в основном известны, потому что у нас в Сербии тоже православная традиция. Уроки такого содержания мы организуем в виде викторин. Спасибо Вам за новые идеи!
Анна Владимировна Долгова # 2 апреля 2016 в 18:44 0
очень интересная и познавательная игра, не только для младших школьников можно использовать, я думаю 5 классу тоже будет интересно
Светлана Васильевна Коробейникова # 9 июля 2016 в 23:50 0
Хороший продуманный материал, но "Записки охотника" проходят в 6 классе.