Интеллектуальная игра по произведению И. Акимушкина «Жил-был ёжик»
Автор: Царенко Галина Евгеньевна, учитель начальных классов МКОУ «Октябрьская СОШ №1», п. Октябрьский Волгоградская область
Данное мероприятие было проведено на заседании кружка по экологии и предназначено для учителей начальной школы, воспитателей ГПД и других образовательных учреждений. Материал разработан в форме игры с целью повышения интереса учащихся к литературному чтению. Сценарий предназначен для учащихся 2-3 класса.
Цель: Познакомить с творчеством И. Акимушкина; через его рассказ показать многообразие животного мира; подчеркнуть особенности стиля писателя (показывает семейства животных)
Ход:
Ведущий: -На протяжении многих лет человек наблюдает за животными, пытается разгадать их секреты и тайны, хочет лучше узнать их образ жизни и никогда не устает удивляться. Ведь они такие забавные, эти животные.
1. «Несколько слов об авторе»
«К сожалению, мы все плохо знаем животных, пожалуй, хуже, чем даже звёзды на небе. Одних только видов и разновидностей животных на земле больше миллиона. И все они разные, у каждого свои повадки и способы жить и выживать.» - писал Игорь Иванович Акимушкин.
Какой же необыкновенной смелостью должен обладать человек, который взялся рассказать почти о каждом из миллиона!
Детство, маленький Игорь, проводил на подмосковной даче, на природе. Он любил наблюдать за насекомыми, маленькими животными, птицами и придумывать им названия.
Обучался в кружке юных биологов при Московском зоопарке, закончил биологический факультет Московского университета, занимался научно-исследовательская работа, участвовал в экспедициях. И, кроме этого, он ещё успел написать более 60 книг.
И. Акимушкин раскрывает перед читателями великолепный мир животных и учит воспринимать его многообразие.
2. Вступление
- Отгадайте загадку: Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...(Ежик)
3. Чтение И.Акимушкин «Жил-был ёжик»
4. Конкурс «Эрудиты»
- Как автор называет маленьких ежат, которых мама закутывает в траву? (пакетики)
- Чего не любят ежи? (сырость)
- Что очень любят? (молоко)
- Склонность ежей к разным пахучим веществам для уничтожения… (паразитов)
- Близкие родичи ежей с острова Мадагаскар (тенреки)
- Хрустит во рту у ежа-топтуна (жук)
5. Викторина
- Кто встретился на пути ежа? (лисица, волк, сова, жук, кузнечики, лягушки, соловей)
- Сколько ежат выводит ежиха? (двух-трёх, а то и десять)
- Сколько видов ежей ? (двадцать)
- Кого уничтожают ежи? (насекомых, слизней, мышат, ящериц, гадюк, птичьи гнёзда, зайчат крошачных, лягушек, жаб)
6. Интересные факты
· Количество игл на теле ежа – 7-10 тысяч, причем иглы обновляются – старые выпадают, а новые отрастают. Отмечено, что за год из трех иголок меняется только одна. Растет иголка долго – более года.
· Общение ежей происходит с помощью свиста. Ворчат они, когда разозлятся.
· В спячку, на зиму, впадают на 128 дней. В это время ежи – хладнокровные животные, т.к. температура тела – всего 2 градуса. Нормальная же температура тела – 34 градуса ( в период бодрствования).
· Частота дыхания ежей в период спячки и бодрствования различна: в спячке она составляет 6-8 раз в минуту, а при бодрствовании – 40-50 раз.
7. Перечитывание рассказа. Инсерт
Поставьте «V» (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знали, или думали, что знаете;
Поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
Поставьте «--« (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;
Поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
8. «Шесть шляп критического мышления»
-Выскажите шесть точек зрения по этому рассказу.
«Красная шляпа» - это то, что мы чувствуем по отношению к герою, к поступкам, к природе и т.д.
«Желтая шляпа» - отвечает за оптимизм, показывает, что хорошего можно взять из произведения для себя.
«Зелёная шляпа» - дает советы герою, читателю
«Чёрная шляпа» - найдёт всё, что в поступках героев плохого.
«Белая шляпа» - учит, чему следует поучиться у героя
«Синяя шляпа» - продолжение сюжета
9. Рефлексия. Синквейн
Ёжик
Неторопливый, безбоязненный
Бредёт, торопится, шуршит
Нарушитель предрассветного покоя.
Топотун.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект интеллектуальной игры по станциям для 3-4 класса на тему: Русская культура
Интеллектуальная игра для младших школьников «Юный эрудит»
Интеллектуальная игра для младших школьников «Эти забавные животные»
Интеллектуальная игра для школьников 1 - 5 классов
Интеллектуальная игра для школьников 7-10 лет «В мире флоры и фауны»