Литературная игра в 5 классе по творчеству М. Твена

Автор: Двоежанова Наталья Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя №48» город Барнаул, Алтайский край

Данная литературная игра предназначена для учащихся 5 классов. Это мероприятие можно провести как итоговое по творчеству Марка Твена.

Литературная игра по творчеству М. Твена. Сценарий

Цель:

- активизировать работу учащихся на уроке, заинтересовать детей в изучении данного материала; расширить читательский кругозор; проверить и закрепить знания  по содержанию повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»; выработать навыки самостоятельной работы с текстом художественного произведения.

Оборудование: фотография писателя, книга М. Твена «Приключения Тома Сойера», рисунки учащихся, карта, раздаточный материал.

Приключение! Ах, какое слово! От него, наверное, не раз замирали ваши сердца в предчувствии чего-то странного и неожиданного. Каждому хочется быть участником каких-либо необычных приключений.

Вы все, конечно,  читали книги о приключениях. Вспомните их названия, где бы было слово «приключение».

Итак, Марк Твен, «Приключения Тома Сойера». Сегодня мы предложим вам пережить удивительные приключения вместе с героями этой книги. Берем в дорогу смекалку, мужество и чувство юмора.

Прежде чем отправиться  в опасное путешествие, мы должны познакомиться  с героями книги, которых мы встретим. Я прочитаю вам отрывки, а вы попробуйте угадать: о ком идет речь?

· Старушка опустила очки на кончик носа и оглядела комнату поверх очков: потом  вздернула очки на лоб и глядела из-под них. Она редко смотрела сквозь очки, если ей приходилось искать такую мелочь как мальчишка, потому что на самом же деле они были ей совсем не нужны.  С таким же успехом она могла бы глядеть сквозь печные заслонки.  (Тетя Полли)

· Он увидел в саду новую девочку – прелестное голубоглазое создание с золотистыми волосами, заплетенными  в две длинные косички, в белом летнем платьице и вышитых панталончиках. (Бекки Тэтчер)

· Красивая, нарядная женщина лет сорока, добрая, богатая, щедрая: её дом на холме был не дом, а дворец, единственный дворец в городе, к тому же это был гостеприимный дворец, где устраивались самые роскошные  пиршества. (Вдова Дуглас)

· Одежда его была испещрена разноцветными пятнами и так изодрана, что лохмотья развевались по ветру. Шляпа его представляла собою развалину обширных размеров: от её полей свешивался вниз длинный обрывок в виде полумесяца; пиджак… доходил ему чуть не до  пят, так что задние  пуговицы помещались значительно ниже спины; штаны висели на одной  подтяжке и  сзади болтались пустым мешком, а внизу были украшены бахромой и волочились по грязи.  (Гек Финн)

· Плюгавый человек лет 35, стриженый, рыжий, с козлиной бородкой: верхние края его  туго накрахмаленного стоячего воротничка доходили ему чуть не до ушей, а порой его подбородку служил  широчайший галстук, никак не меньше банковского билета. (Мистер Уолтерс, директор воскресной школы)

Вывешивается карта, на которой  название города закрыть бумагой.

Мы познакомились с нашими попутчиками и теперь можем  смело отправляться в дорогу. Но еще ни один уважающий себя путешественник не отправлялся в путь,  не захватив свою карту. У нас  с вами тоже есть карта, и сейчас предстоит изучить маршрут нашего путешествия.

-  Но сначала вы должны назвать город, в котором  происходили данные события? (Санкт-Петербург).

Где происходило данное событие?

1.  Убийство доктора Робинсона  (кладбище)

2. Где Тому вручают Библию? (Воскресная школа)

3. Похороны Т. Сойера, Г. Финна и Джо Гарпера  (церковь)

4. Том и Гек  ищут клад  (заброшенный дом)

5. Том Сойер рассказывает  о трагедии на кладбище.  (здание суда)

6. Том и беки заблудились. (Пещера)

7. Том белит забор.  (Дом тети Полли)

8. Том Сойер и Джо Гарпер устроили гонки клеща. (Школа)

9. Индеец Джо находит сундук с золотом. (Заброшенный дом)

10.Том Сойер дает лекарство коту. (Дом тети Полли)

11.Том Сойер, Гек Финн и Джо Гарпер учатся курить. (Остров)

С древних времен мореплаватели, путешественники, пираты и разбойники  верили в разные приметы. Женщинам не разрешалось находиться на военном корабле, встреча с «Летучим голландцем» наполняла ужасом   сердца моряков, а рядом с сокровищами закапывали покойника, чтобы его дух охранял клад! Вот и нам,  чтобы не навлечь на себя беду, нужно вспомнить те  приметы, в которые верили герои книги «Приключения Тома Сойера».

Приметы:

1. Самый несчастливый день недели. (Пятница)

2. Назовите приметы, по которым нужно искать клад. (На каком-нибудь острове, порой в гнилом сундуке, под самым концом какой-нибудь ветки старого, засохшего дерева, как раз на том месте, куда тень от нее падает в полночь, но чаще всего их закапывают в подполе домов, где водятся приведения)

3. Назовите тир способа свести бородавки. (Дохлой кошкой, гнилой водой, бобом)

4. Что значит видеть во сне дерущихся крыс? (Быть беде)

5. Опишите ритуал посвящения в шайку разбойников.  (Нужно произнести  клятву в полночь, в самом глухом, в самом страшном месте, какое только можно сыскать. Лучше всего в доме, где водится нечистая сила. Клятву нужно произносит на гробу и расписаться кровью)

6. Что значит, если бродячая собака воет  на луну, а морда ее повернута в сторону какого-либо человека (К смерти)

7. Опишите способ, как найти все потерянные шарики, как бы далеко друг от друга они не находились. (Если зароешь шарик, произнося над ним заклинание, и в течение двух недель не будешь трогать его, а потом откроешь тайник с заклинанием: «Чего тут не было – приди! А что  есть – останься!»

И вот мы переходим  к последней части нашего путешествия. Возможно, самой трудной!  Не все вы сможете найти правильные ответы на сложные и запутанные вопросы, но для тех, кто внимательно читал книгу – это счастливая возможность победить в этом тяжелом испытании.

1. Длина забора, который красил Том? (30 ярдов, 1 ярд =91,44 см.,  27 метров 43 см. 20 мм.)

2. Как Гек планировал распорядиться своей половиной клада? (Сходить в цирк, купить пирожок и стакан содовой)

3. Как Том планировал распорядиться своей половиной клада? (Купить барабан,  саблю, красный галстук, бульдога щенка, а потом жениться)

4. Какой подарок получил Том от Мэри за то, что выучил отрывок из Библии? (Нож фирмы «Барлоу»)

5. Сколько билетиков и какого цвета нужно было собрать, чтобы получить Библию. (10 синих, 10 красных, 10 желтых)

6. Какой цветок бросила Бэкки Тому через забор. ( Маргаритка)

7. Какую болезнь выдумал Том, чтобы не идти в школу? (Гангрена)

8. Для чего Том повязал платок так, как будто у него болели зубы? (Чтобы не идти в школу)

9. Кого считали самым примерным мальчиком в городе? (Сида)

10.Сколько дней и ночей блуждали в пещере Том и Бекки? (3 дня и 3 ночи)

11.Самый вежливый народ на Земле? (Разбойники)

12.Том вступил в новое общество, так как членам этого общества выдавали шикарные «знаки отличия». Как называлось это общество? («Юные друзья трезвости»)

Наша литературная игра закончилась.  Я надеюсь, что книга замечательного американского писателя не оставила вас равнодушными. Марка Твена любили и любят многие поколения юных читателей. И даже писатели и поэты, коллеги Твена по перу, преклонялись перед его талантом. А русская поэтесса Марина Ивановна Цветаева посвятила Марку Твену стихотворение “Книги в красном переплёте”:

Читает ученик

Из рая детского житья

Вы мне привет прощальный шлёте,

Неизменившие друзья

В потёртом, красном переплёте.

Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

 

Темнеет… В воздухе свежо…

Том в счастье с Бэкки полон веры.

Вот с факелом индеец Джо

Блуждает в сумраке пещеры…

Кладбище… Вещий крик совы…

(Мне страшно!) Вот летит чрез кочки

Приёмыш чопорной вдовы

Как Диоген, живущий в бочке.

 

Светлее солнца тронный зал,

Над стройным мальчиком – корона…

Вдруг – нищий! Боже! Он сказал:

“Позвольте, я наследник трона!”

О, золотые времена,

Где взор смелей и сердце чище!

О, золотые имена:

Гек Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

Марк Твен был одним из талантливых писателей позапрошлого столетия. Он оставил людям более 20 книг и огромное количество неопубликованных рукописей. “Я еще не знаком с XX веком. Я желаю ему удачи”, писал Твен.

В Америке, на реке Миссисипи, есть небольшой город Ганнибал, в котором Марк Твен провел свое детство. В центре города на холме - памятник  двум босоногим мальчишкам – Тому Сойеру и Гекльберри Финну. Ребята изображены  беспечными, озорными. Вдобавок к этому Гек держит за хвост перекинутую через плечо дохлую кошку. Очевидно, их такими представляют многие поколения читателей.

Этот памятник – свидетельство любви читателей к героям, о которых мы сегодня говорили.

Участник конкурса для педагогов "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра для 5 класса по басням Крылова

Литературная игра для 5-7 классов по произведениям Чуковского

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Литературная семейная игра для 4-5 класса

Роман # 28 мая 2015 в 18:35 0
спасибо очень помогли счастья вам !!!!!!!!!!!!1