Развивающие игры для школьников 5 класса

Интеллектуально-познавательные, развивающие игры для школьников 5-6 класса

• Многие знаменитые люди избирали себе девиз, которому следовали всю жизнь. Например, некоторые произведения В. Гюго были увенчаны девизом: «Делать и переделывать!».

Родовой девиз Суворовых гласил: «Обязан - значит могу!».

Гениальный композитор Ференц Лист: «Хорошо или никак!».

Придумай свой девиз, которому ты собираешься следовать всю жизнь, а также свою символику.

• Любой из присутствующих называет что-нибудь невероятное, связанное с каким-либо явлением природы, ситуацией, вещью, животным и т. п. Остальные соглашаются с ним или нет. Например:

- Может ли птица обойтись без крыльев?

- Не может!

- Неправильно. Например, новозеландская птица киви совсем не имеет крыльев.

- Может еж не колоться?

- Может, когда он только что появился на свет. У новорожденных ежат иголки мягкие.

- Правильно. Могут ли у млекопитающих уши быть на ногах?

- Нет, не могут.

- Правильно. Такое может быть только у насекомых, например, у кузнечика. Органы слуха у него находятся на голенях передних ножек. А могут ли животные слышать животом?

- Нет, конечно.

- А вот и могут! Рыбы слышат.

- Не может быть! Что они, по-твоему, плавательным пузырем, что ли, слышат?!

- Совершенно верно. Плавательный пузырь не только регулирует удельный вес рыбы, но и помогает слышать, то есть служит приемником и преобразователем звуков. Колебания его стенок воспринимаются ухом рыбы. Одним словом, плавательный пузырь играет роль нашей барабанной перепонки.

И т. д.

Оригами - древнее японское искусство складывания листов бумаги в разнообразные фигурки. Попробуем в течение трех-пяти минут изготовить из подручного материала небольшой предмет или вещицу на свое усмотрение.

• Всем хорошо известны слова из детской песенки:

Точка, точка, запятая,

Вышла рожица кривая.

Ручки, ножки, огуречик –

Вот и вышел человечек...

В игре участвуют две команды. Перед каждой - листок бумаги и фломастер.

Задание: из точки или запятой должно получиться изображение какого-нибудь животного или предмета, то есть рисунок должен выглядеть законченным.

По сигналу представители от каждой команды рисуют произвольную закорючку и сразу же передают рисунок другому члену команды.

Выигрывает тот, кто быстрее справится с заданием.

• Быстро и четко проговори скороговорки:

- Променяла Прасковья карасей на три пары чистокровных поросят, пробежали поросята по росе, простудились поросята, да не все.

- Огуречная сорока возвращается с урока. Весь урок болтала с сойкой и домой вернулась с двойкой.

- Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.

- Рапортовал, да не дорапортовал, а стал дорапортовывать - зарапортовался.

- Мед в лесу медведь нашел, мало меду, много пчел.

- Наш чеботарь всем чеботарям чеботарь, никому нашего чеботаря не перечеботарить.

- Повтори без запинки: на осине росинки засверкали утром перламутром.

- Дед Дудик в дуду дудел, Димку дед дудой задел.

- Шли сорок мышей, несли сорок грошей. Две мыши поплоше несли по два гроша.

- Дятел лечит старый дуб, добрый дятел дубу люб.

- Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь!

• Придумайте фразы (или слова), одинаково читающиеся как слева направо, так и справа налево. Такие фразы называют палиндромами. Например:

- Топот.

- Ты сыт?

- А роза упала на лапу Азора.

- Кирил - лирик.

- Я не реву - уверен я.

• Придумайте слова, в которых присутствуют числительные. Например: сорока (сорок); стриж (три); столяр; смородина; пистолет; сторож и т. п.

• Вспомните и назовите поговорки и пословицы с числительными. Например:

- Не имей сто рублей, а имей сто друзей;

- Семеро одного не ждут;

- Семь раз отмерь - один раз отрежь;

- Все за одного, а один за всех, и т. д.

• Отгадай кроссворды:

1. Музыкальный кроссворд:

По горизонтали:

3. Человек, который играет на музыкальных инструментах.

5. Женщина, которая поет.

7. Музыкальный инструмент, имеющий много струн.

9. «Волшебная...» (опера Моцарта).

10. Одна из семи, которые образуют мелодию.

По вертикали:

1. На ней играет трубач.

2. На ней играл Трубадур в мультфильме «По следам Бременских музыкантов».

4. Музыкальный инструмент милиционера.

5. «Раз словечко, два словечко - будет...».

6. Самый несчастный музыкальный инструмент - его все бьют.

8. «Не ест, не пьет, а говорит и поет» (загадка).

Ответы:

По горизонтали: 3. Музыкант. 5. Певица. 7. Арфа. 9. Флейта. 10. Нота.

По вертикали: 1. Труба. 2. Гитара. 4. Свисток. 5. Песенка. 6. Барабан. 8. Радио.

2. Сказочный кроссворд.

По горизонтали:

1. Сказочный персонаж, побывавший со своим другом на Луне.

2. Деревянный человечек, ужасно не любивший нравоучений.

3. Верный друг Винни-Пуха.

4. Герой поэмы-сказки А. С. Пушкина.

6. Героиня русской сказки, горюющая о братце.

8. Царевна, заливающаяся слезами с утра до вечера.

По вертикали:

2. Зловредная старушка, персонаж многих русских народных сказок.

3. Синьор-овощ.

5. Человек-пропеллер.

7. Благородный пес - защитник Мальвины.

Ответы:

По горизонтали: 1. Незнайка. 2. Буратино. 3. Пятачок. 4. Руслан. 6. Аленушка. 8. Несмеяна.

По вертикали: 2. Баба Яга. 3. Помидор. 5. Карлсон. 7. Артемон.

• На двух тетрадных листах изображены буквы. Подставь нужные буквы в пустые клеточки, чтобы образовалось слово:

• Из слов сбежали имена, стоявшие внутри.

Ты поскорее их найди и слово все прочти.

• Вспомните виды спорта, которые начинаются с букв, составляющих данное слово:

• Подберите верное окончание скороговорок:

1. У Кондрата куртка...

- маловата;

- коротковата;   +

- старовата.

2. Добры бобры идут...

- в боры;   +

- в горы;

- в норы.

3. От топота копыт пыль по ... летит.

- дороге;

- земле;

- полю.  +

4. Пекарь Петр пек...

- пироги;   +

- пышки;

- пиццу.

5. Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была ...

- мала;

- тупа;   +

- красна.

6. Улов у Поликарпа - три ..., три карпа.

- сома;

- пескаря;

- карася.   +

7. Курочка черно-пестра, уточка с носка ...

- плоска;   +

- широка;

- мала.

8. Короб ... корова съела.

- сена;

- корок;   +

- травы.

9. Бежит лиса по ...

- лесочку;

- шесточку;  +

- борочку

10. Лизни, лиса, ...

- сахарочку;

- медочку;   +

- песочку.

11. Варвара варенье доваривала, .... и приговаривала.

- ворчала;   +

- танцевала;

- напевала.

• «Соображалки».

Быстро ответь на заданный вопрос:

- Где вода стоит столбом? (В стакане.)

- Без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

- Птица крикливая, очень говорливая. (Попугай)

- Что находится между горой и долиной? (Буква «И».)

- По чему ходит человек? (По земле.)

- У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех? (Одна)

- Какой болезнью на суше никто не болеет? (Морской болезнью)

- Без чего нельзя вытащить рыбку из пруда? (Без труда)

- Когда дурак умен бывает? (Когда молчит.)

- Что можно приготовить, но нельзя съесть? (Уроки.)

- Какая птица состоит из буквы и реки? (Иволга)

- Что чаще леса темного? (Звезды частые.)

- Под каким деревом прячется заяц во время дождя? (Под мок рым)

- На что похожа половина яблока? (На вторую половину)

- Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон)

- От чего утка плывет? (От берега)

- Какой в реке камень? (Мокрый)

- Кого из лесных зверей величают по отчеству? (Лиса - Патрикеевна, медведь - Михаил Потапович)

- Ты да я. Да мы с тобой. Много ли нас стало? (Двое)

- На какой вопрос невозможно ответить «да»? («Ты спишь?»)

• Вспомни, какому сказочному или мультипликационному персонажу принадлежат эти слова:

1. «Хорошими делами прославиться нельзя!» (Старуха Шапокляк)

2. «Кажется, дождь собирается!..» (Пятачок.)

3. «Пустяки, дело житейское!» (Карлсон.)

4. «Свободу попугаям!» (Попугай Кеша из мультфильма «Возвращение блудного попугая».)

5. «А я сошла с ума, какая досада!» {Фрекен Бок из мультфильма «Карлсон вернулся».)

6. «Я тучка, тучка, тучка...» (Винни-Пух.)

7. «Ребята, давайте жить дружно!» (Кот Леопольд.)

8. «Я от бабушки ушел и от дедушки ушел...» (Колобок.)

9. «Мама, почто ужика обижаете?» (Ваня из мультфильма «Золотое кольцо».)

10. «...Мои подружки - пиявки да лягушки, фу, какая гадость!..» (Водяной из «Летучего корабля».)

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий игровой программы «Времена года» для школьников 5-7 класса

Игры по ОБЖ для учащихся 6 класса на тему «Опасные вещества»

Игры по ОБЖ для учащихся 5-6 класса на тему «Факторы выживания при автономном существовании человека»

Игры на уроках ОБЖ, 5-6 класс

Внеклассное мероприятие по ОБЖ, 6 класс

Вера Васильевна Бажора # 9 февраля 2018 в 11:31 0
Очень понравилась подборка конкурсов. Большое спасибо. Обязательно буду использовать в своей практике. Благодарю еще раз за проделанную Вами работу.
Любовь Васильевна Шереметова # 29 марта 2018 в 16:19 0
Дети любят играть. Разнообразие форм познавательной деятельности очень важно в педагогической работе. Данные задания помогают развивать ум, смекалку. Спасибо большое!
Светлана Владимировна Клычева # 6 марта 2019 в 14:22 0
Спасибо за подборку конкурсов. Смена форм деятельности и содержание заданий держат в интеллектуальном напряжении детей. Буду использовать некоторые задания.