Автор: Хакимова Регина Алексеевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Арская средняя общеобразовательная школа №1 им. В. Ф. Ежкова с УИОП» г. Арск РТ
Данное мероприятие предназначено для учителей русского языка и литературы. Можно использовать как внеклассное мероприятие в 9-11 класса в рамках Недели русского языка и литературы, в конце года как повторение и закрепление изученного материала.
Цели и задачи:
- развитие творческих способностей, логического мышления детей;
- повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;
- повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;
- формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;
- формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;
- воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.
Формируются две команды по 6-8 человек. В качестве домашнего задания они должны придумать название, эмблему и девиз своей команды, оригинальное представление.
I. Организационный момент.
Слово ведущего:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
Автор: И. Бунин Слово. 1915.
С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком, словом. Мы растем, идем в школу, поступаем в институт, целое море слов, целый океан речи подхватывает нас. Окончив школу, вы поймете, как нам нужен русский язык. Мы можем гордиться русским языком. На нем написаны замечательные памятники литературы и искусства, это язык науки и культуры.
Сегодня мы будем общаться и познавать великолепный, богатый, благозвучный, яркий русский язык.
Давайте вместе приоткроем таинственный занавес – проведем турнир знатоков русского языка и литературы среди учащихся 9-11-х классов. Команды будут бороться за звание победителя.
II. Турнирная программа
I тур «Представление команд».
II тур «Закончите пословицу».
Ведущий: - В чем народная мудрость проявляется ярче всего?
Ученики: - В пословицах.
Ведущий: - Верно. Посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы. Ведь «Пословица недаром молвится», «Без пословицы не проживешь».
- Лучше синица в руке, (… чем журавль в небе.).
- Маленькое дело лучше …(большого безделья).
- Семь раз отмерь, … (один - отрежь).
- Один в поле … (не воин).
- Как аукнется, … (так и откликнется).
- Друзья познаются … (в беде).
- Терпенье и труд … (все перетрут).
- Куй железо … (пока горячо).
III тур «Подобрать рифму к словам».
Ведущий: - А сейчас вы должны образовать под рифму новое слово.
Для 1 команды:
пара (фара)
лук (люк)
халат (салат)
балка (палка)
игра (игла)
карта (парта)
Для 2-ой команды
соль (моль)
волк (полк)
голос (волос)
ручка (кучка)
врач (грач)
точка (бочка, ночка, дочка)
2. Игра со зрителями:
Изменив в слове только 1 букву, получить как можно больше новых слов:
Кот (пот, рот, кит, код, кок, кол, ком, кон)
IV тур «Шерлок Холмс» (очки засчитываются той команде, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - По описанию портрета литературного персонажа назовите героя, а также произведение и автора:
1. «Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью – крепкая лысая голова…»
(госп. из Сан-Франциско. Бунин)
2. Худые, нервные пальцы, очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему должно быть, было около 30, 35.
(Желтков «Три брата» Куприн) 3. В перетянутом веревкой пальто, давно не бритый, лицо – заросший каким – то рыжим, насквозь пропыленным бурьяном пустырь. Сквозь бурьян – желтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка.
(Обертышев. Замятин «Пещера»)
4. Стоит этакая ……. Чулочки на ней, зуб золоченый (а во рте зуб блестит).
(Зощенко, Аристократка)
5. Острижен по последней моде, как денди лондонский одет. (Онегин)
6. Дика, печальна, молчалива, как лань лесная, боязлива. (Татьяна).
7. Красавец в полном цвете лет, поклонник Канта и поэт. (Ленский).
8. Всегда скромна, всегда послушна, всегда, как утро, весела. (Ольга).
V тур «Театральный» (изобразить походку человека) :
1 команда: - который только что хорошо пообедал;
- у которого жмут ботинки;
2 команда: - у которого начался острый приступ радикулита;
- который оказался ночью в лесу один.
VI тур «Раз словечко, два словечко…».
Ведущий: - Командам дается начало четырех строчек, надо сочинить продолжение. Концовка может быть разной, главное, чтобы соблюдалась рифма.
1 команда:
покраснея-…
срок-…
дневник-…
поник-…
2 команда:
ученики-…
мученики-…
раздевалка- …
свалка-…
Пока команды сочиняют стихи, зрителям предлагается аналогичное задание: дается одна строчка, надо сочинить вторую. Концовка может быть разной, главное, чтобы соблюдалась рифма. Например,
«Дуракам закон не писан,»
- Сказал осел, встречаясь с лисом. Или:
(Шла корова по Луне…
Стрекоза на шляпу села… и т.д.).
VII тур «Загадки» ( балл присуждается той команде, которая быстрее даст правильный ответ):
1. Сколько отверстий в голове? (7).
2. У семи братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (одна).
3. Шли рядом: сын с отцом да дед с внуком. Сколько их? (трое).
4. Шесть ног, 2 головы, 1 хвост – что это? (всадник на лошади).
5. Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (имя).
6. Точка с хвостиком. (запятая).
7. Ложь с намеком. (сказка).
8. Кто говорит на всех языках. (эхо).
9. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (ты спишь?) На какого героя покушались трижды, на четвертый раз он погиб? (колобок).
10. Что можно приготовить, но нельзя есть? (уроки).
11. У кого шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).
12. Два брата, четыре ушка (подушка).
VIII тур «Афоризмы».
Продолжите афоризмы:
1. Люди перестают мыслить, когда …(перестают читать). Дидро.
2. Ты навсегда в ответе за тех, … (кого приручил). А. Де Сент-Экзюпери.
3. Лучше оправдать 10 виновных, нежели … (обвинить одного невиновного) Екатерина 1.
4. Никогда не беспокой другого тем, … (что может сделать сам). Л. Толстой.
IX тур « Числительные».
Ведущий: - Вспомните названия литературных произведений, в состав которых входят числительные. (Три толстяка, Три мушкетера, Три медведя, 17 мгновений весны, 12 стульев, Тысяча и одна ночь, 20 тыс. лье под водой, Петр 1, 2 капитана, 4 танкиста и собака, Сказка о мертвой царице и 7 богатырях). Выигрывает та команда, которая в течение 5 минут приведут наибольшее количество литературных произведений.
Пока команды пишут, со зрителями проводится «Блиц-турнир».
1. Кто автор романа (Приключения Робинзона Крузо»? (Д. Дефо).
2. С кем сразился Илья Муромец в начале своего боевого пути? (с Соловьем Разбойником).
3. Кто автор романа «Путешествия Гулливера»? (Джонатан Свифт).
4. Как зовут благородного английского разбойника? (Робин Гуд).
5. С кем в пути встретился Вольга? (с Микулой Селянинов.)
6. Как греки назвали свои сказки? (мифы).
7. Как называется болото, где заблудились Настя и Митраша из сказки – были Пришвина «Кладовые солнца»? (Блудово).
8. Кто подковал блоху? (Левша).
9. Знаменитый русский баснописец. (Крылов).
10. Назовите имена друзей д’Артаньяна. (Атос, Портос, Арамис).
11. Друг и помощник Шерлока Холмса. (доктор Ватсон).
12. Автор романса (Я встретил Вас…» (Тютчев).
X тур «Знаем ли мы алфавит?»
Ведущий: - За 1 мин. записать в алфавитном порядке имена всех участников турнира.
XI тур « Вспомним известные стихотворения»
Ведущий: - Сейчас прозвучат последние слова из строк известных стихотворений. Задача команд – в течение 1 мин. вспомнить и прочитать строфу этого стихотворения, название автора.
1. Что кинул он в краю родном? (Белеет парус…)
2. Лошадка, ведущая хворосту воз. (Однажды …)
3. Я не хочу печалить вас ничем. (Я вас любил)
4. Желтые дожди. (Жди меня)
XII тур « Конкурс скульптурных групп»
Ведущий: - Ваша задача- изобразить скульптуру, воплотив в неё следующие афоризмы:
- Я волком бы выгрыз бюрократизм.
- Красота требует жертв.
- Любви все возрасты покорны.
- Есть женщины в русских селеньях.
Пока команды готовятся, проводится со зрителями разминка «Знаешь ли ты?»
Ведущий: - Угадайте слово по шутливой характеристике.
1. Не цветы, а вянут, не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любознательные. Это … (уши).
2. Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).
3. Он в голове несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез, на нее бросают деньги и слова. Это … (ветер).
4. Его вешают, приходя в уныние, всюду суют, вмешиваясь не в свое дело, им клюют, его задирают, на нем ставят зарубки. (Нос).
5. Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. (Язык).
6. Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки, за ним можно лезть в карман. (Слово).
Ведущий:- Уважаемые зрители, дальше нас ждут следующие вопросы:
1. Самое лучшее привидение в мире. (Карлсон).
2. Как звали внука сына Абрама Петровича Ганнибала? (Пушкин).
3. Имя подлого труса (Леопольд).
4. Синоним преувеличения. (гипербола).
5. Возраст Тараса Бульбы (60).
6. В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя).
7. Город, в которой родился Пушкин. (Москва).
8. Кто ходит в гости по утрам? (Винни-Пух).
9. Образное определение (эпитет).
10. С кем дрался купец Калашников? (с опричником Кирибаевичем).
11. Перечислите бременских музыкантов. (Кот, Петух, Осел, Пес, Трубадур).
12. Кто воспитывал Лермонтова в детские годы? (Бабушка Елизавета Арсеньева).
XIII тур «Комната забытых вещей» (в конкурсе выигрывает та команда, которая быстрее даст правильный ответ).
Ведущий: - Назовите, кому принадлежат эти вещи, предметы:
1. сердце (Данко, Горький, «Старуха Изергиль»)
2. калоши и зонтик. (Беликов, «Человек в футляре» Чехов).
3. телеграмма: «Катя помирает. Тихон». (Паустовский (Телеграмма»)
4. соль (И. Бабель «Соль»).
5. красивая кукла («Дети подземелья» Короленко. Соня).
XIV тур «Я – молодой учитель».
1. Неожиданно ученик дарит вам на день рождения ваши нелюбимые, но дорогие французские духи и испытующе смотрит на вас. Ваша реакция?
2. Вы заходите в класс и садитесь на стул, но ощущаете, что он намазан клеем. А вам нужно объяснить новую тему у доски. Как вы поступите в этой ситуации? Ситуация – трагическая. Вы обедаете в школьной столовой, как вдруг ваш любимый и самый скромный ученик спокойно отбирает ваш обед и на ваших изумленных глазах начинает его есть. Как вы поступите?
3. Экстремальная ситуация. Представьте, что вы директор и вас захватил в заложники ученик. Он держит вас в кабинете музыки и требует отличных оценок по основным предметам для всего класса. В случае невыполнения требования он будет громко и гнусно петь. Что вы сделаете?
XV тур «Пантомима». ( Выигрывает та команда, которая лучше изобразила текст, прочитанный ведущим)
Ведущий: - А сейчас команды должны изобразить текст, который я вам прочитаю.
Текст. Прозвенел звонок. Класс был слабый, так как знания у него были небольшие. Но учитель решил провести в этом классе тяжелую контрольную. Он вооружился указкой. Класс, увидев текст контрольной, оцепенел. В классе поселился ужас. Учитель постучал указкой по парте. От этого ужас в классе стал еще сильнее. Класс пытался найти знания в учебниках, спрятанных под партой. Но учитель не давал списывать. Прозвенел звонок. Учитель важно удалился из класса. Легкокрылые знания вылетели в окно. Каждый занялся своими делами.
XVI тур «Автобиография».
Ведущий : - Когда человек устраивается на работу, он пишет автобиографию. Напишите автобиографию от имени знаменитых личностей.
1 команда: Баба Яга, Карлсон
2 команда: Винни Пух, Крокодил Гена.
Пока команды пишут, звучат песни в исполнении болельщиков.
III. Заключительное слово ведущего:
Ведущий читает стихотворение Н. Белко «Русский язык».
На свете много стран больших
И много малых есть,
И для народностей любых
Язык свой – это честь.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Спокоен, весел и певуч,
Насмешлив и суров,
И беспощаден и могуч
И грозен для врагов.
IV. Подведение итогов: объявление результатов, награждение победителей, участников конкурсов болельщиков.
Конспект урока литературы в 7 классе по теме «Особенности строения сонета. История развития жанра»
Конспект урока по литературе в 10 классе
Конспект урока татарской литературы в 7 классе для русскоязычных учащихся
Анна Владимировна Скорикова # 20 декабря 2014 в 16:48 0 | ||
|
РОНА # 4 мая 2015 в 21:54 0 |
Очень интересно, но только не для 9 класса. Я позаимствовала кое-что, провела в 5. Спасибо! |
Елена Сергеевна Белоусова # 12 июня 2017 в 11:07 0 |